Основы индивидуального здоровья человека

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Проблема здоровья населения, наряду с проблемами образования, науки и культуры, прочно занимает высшие ранги значимости среди приоритетов любого государства.

В последнее время обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья школьников как наиболее массового контингента детей и подростков. Растущая учебная нагрузка, гиподинамия, общий психологический и социальный дискомфорт, антипедагогический и антикультурный характер окружающей среды – все это отрицательно сказывается на здоровье подрастающего поколения, все это необходимо изменить.

В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни. В разработке новой стратегии здоровья должно быть предусмотрено профилактическое направление, включающее преодоление факторов “риска” и активное воспитание человека в гигиеническом режиме с момента рождения. Поскольку установлена зависимость здоровья человека от образа жизни и экологической ситуации, этим направлениям необходимо уделять особое внимание в повседневной жизни.

Насущной психолого-физиологической и педагогической проблемой является восстановление статуса образовательных учреждений как учреждений, призванных растить психически и физически здоровых граждан, формировать у учащихся потребность в хорошем здоровье, учить ответственно относиться, не только к собственному здоровью, но и здоровью других людей, а также к сохранению среды обитания. В процессе личностно-ориентированного обучения наиболее значимой становится комплексная, индивидуальная психофизиологическая и функциональная диагностика, используемая для нацеливания образования на поддержку и развитие самых разных возможностей ученика через процесс сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Формирование устойчивой мотивации на потребность в здоровье следует осуществлять через содержание всего общего образования, через коррекционные и оздоровительные средства режима дня, через прикладные элементы и дополнительное образование.

Предложенный курс рассчитан на тесное сотрудничество учащихся и учителей образовательных учреждений, преподающих биологию и физическую культуру, медицинских работников, педагогов-психологов и валеологов.

В результате изученного курса обучающиеся будут знать, как повседневный образ жизни и окружающая среда влияют на состояние здоровья человека.

Будут уметь сознательно управлять мышечными сокращениями в двигательной и дыхательной системах. Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по организации двигательного режима дня.

Владеть теоретическими знаниями и практическими умениями по организации двигательного режима дня.

Программа рекомендована для учащихся 9-х классов. В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является:

  • содействие формированию здорового образа жизни;
  • ознакомление с возрастными и индивидуальными особенностями человека;
  • создание условий, при которых каждый обучающийся мог систематически и самостоятельно заниматься физической культурой и спортом без вреда для своего здоровья.

Курс рассчитан на 10 часов, предусматривает проведение лекций и практических занятий, и завершается оформлением стенгазеты (плаката) на тему здорового образа жизни.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы курсов по выбору для учащихся 9-х классов

ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

№ п/п Тема Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1 Здоровье как состояние и свойство организма:
  • генетический фактор здоровья,
  • окружающая среда и здоровье,
  • медико-физиологические и психологические аспекты обеспечения здоровья,
  • образ жизни и состояние здоровья субъектов образовательного процесса
1 1
2 Возрастные и индивидуальные особенности адаптации к факторам воспитательно-образовательной среды:
  • роль психовегетативного статуса школьника в адаптации к учебной деятельности,
  • адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения,
  • -профессиональная адаптация
2 2
3 Школьная дезадаптация и состояние нервно-психического здоровья учащихся:
  • факторы и критерии,
  • степень нарушения здоровья,
  • неадекватное поведение
1 1
4 Психологические и педагогические технологии:
  • биоуправление и оптимизация работоспособности школьников,
  • влияние физических нагрузок на организм школьника,
  • двигательная активность в подростковом возрасте,
  • познавательно-развивающая технология физического воспитания,
  • система непрерывного физического воспитания
2 2
5 Практические занятия:
  • комплекс утренней гигиенической гимнастики,
  • комплексы физкультурных минуток различного направления,
  • соревнования по спортивным играм (баскетбол, волейбол, настольный теннис)
2 2
6 Контроль:
  • оформление наглядной агитации по ЗОЖ
2 2
5 Итого: 10 6 4

Содержание программы курсов по выбору

ОСНОВЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

1. Здоровье как состояние и свойство организма

  • Состояние здоровья населения России, здоровье и болезнь, воспроизводство здоровья, формирование здоровья, потребление здоровья, восстановление здоровья, социальное здоровье, физическое здоровье, психическое здоровье.
  • Генетический фактор здоровья, хромосомные и генные болезни, наследственные болезни, наследственная предрасположенность.
  • Окружающая среда и здоровье, влияние на организм человека энергетических воздействий, динамических и химических характеров атмосферы, водного компонента, физических, химических и механических характеристик поверхности Земли, влияние биосистем местности и ландшафтных сочетаний, влияние климата и т. д.
  • Медико-физиологические и психологические аспекты обеспечения здоровья, различные способы диагностики состояния здоровья школьника, возможность применения профилактических мер. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Физкультурные минутки различной направленности.
  • Образ жизни и состояние здоровья субъектов образовательного процесса, культурологический аспект образа жизни, личностный компонент, биосоциальный компонент, культура питания, культура движения, культура эмоций, оптимальный двигательный режим.

2. Возрастные и индивидуальные особенности адаптации к факторам воспитательно-образовательной среды

  • Особенности возрастных периодов становления человека, факторы, определяющие приспособительные возможности человеческого организма, формирование этих факторов, этапы и уровни развития факторов.
  • Роль психовегетативного статуса школьника в адаптации к учебной деятельности, школьная адаптация, особенности адаптации учащихся с различным типом психовегетативной организации.
  • Адаптация старшеклассников в процессе профессионального самоопределения, психофизиологические критерии готовности учащихся к профильному обучению, степень психофизиологической готовности учащихся к обучению на повышенном образовательном уровне.
  • Профессиональная адаптация, формирование необходимых компонентов – уровень физического развития, здоровье, образование, культура, способности, квалификация, профессиональные знания для работы в сфере общественно полезной деятельности.

3. Школьная дезадаптация и состояние нервно-психического здоровья учащихся

  • Факторы и критерии, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социо- и психологического и психофизиологического статуса индивида требованиям ситуации школьного обучения. Неуспешность в обучении, систематическое нарушения поведения, нарушения личностного характера, нарушения психосоматического здоровья.
  • Степень нарушения здоровья, повышенный и высокий уровень тревожности и страха, низкие показатели умственной работоспособности и интеллектуальной продуктивности, нарушения психоэмоционального статуса, низкая успеваемость, гиперактивность и нарушение внимания.
  • Неадекватное поведение.

4. Психологические и педагогические технологии

  • Четкое разделение показателей продуктивности и цены определенных затруднений, уровень развития и тренированности врожденных психофизиологических механизмов, сознательное управление мышечными сокращениями в двигательной и дыхательной системах.
  • Биоуправление и оптимизация работоспособности школьников, тренинг, направленный на изменение физиологических функций организма, повышение стрессоустойчивости, переутомление. Комплекс технологий, способствующий повышению работоспособности учащихся.
  • Влияние физических нагрузок на организм школьника, гиподинамия, физические нагрузки, лечебная и физкультурно-оздоровительная работа.
  • Двигательная активность в подростковом возрасте и ее влияние на развитие всех систем организма.
  • Познавательно-развивающая технология физического воспитания.
  • Процессразвития личности, процесс формирования здоровья, процесс физического воспитания, развитие способностей, двигательная деятельность.
  • Система непрерывного физического воспитания, урочные и внеурочные формы физического воспитания, двигательный режим дня, система дополнительного образования.

5. Практические занятия

  • комплекс утренней гигиенической гимнастики,
  • комплексы физкультурных минуток различного направления,
  • соревнования по спортивным играм (баскетбол, волейбол, настольный теннис) среди слушателей курса.

6. Контроль

  • Оформление наглядной агитации на тему “Здоровый образ жизни в нашем образовательном учреждении” (стенгазета, плакат и т.д.).

Приложение № 1

Комплекс утренней гигиенической гимнастики

1. И.п. - о.с.

1 - руки через стороны поднять вверх, подняться на носки, потянуться, вдох.

2 - и.п.

Повторить 7 - 8 раз.

 

2. И.п. - стойка, руки на пояс, ноги врозь.

1 - наклон головы вперед.

2 - наклон головы назад.

3 - наклон головы влево.

4 - наклон головы вправо.

Повторить 6 - 8 раз.

 

3. И.п. - о.с.

1 - 4 - круговые движения рук вперед.

5 - 8 - круговые движения рук назад.

Повторить 6 - 8 раз.

 

4. И.п. - стойка, руки на пояс.

1 - наклон туловища влево.

2 - и.п.

3 - наклон туловища вправо.

4 - и.п. Повторить 6 раз.

 

5. И.п. - стойка, руки на пояс, ноги врозь.

1 - наклон туловища вперед.

2 - и.п.

3 - присед, руки вперед.

4 - и.п.

Повторить 6 раз.

 

6. И.п. - выпад вперед левой ногой, руки на пояс.

На каждый счет прыжком смена положения ног.

Повторить 10 - 12 раз.

 

7. И.п. - стока, ноги врозь.

1 - подняться на носки, руки вверх, вдох.

2 - и.п.

3 - 4 - то же.

Повторить 6 раз.


Приложение № 2

Комплекс физкультурной минутки

1. И.п. - руки за голову.

1 - прогнуться, руки отвести как можно больше назад.

2 - подняться на носки, руки вверх.

3 - 4 - опуститься на ступни, руки за голову, локти вперед.

Повторить 6 - 8 раз.

 

2. И.п. - руки на пояс.

 1 - полуприсед, руки в стороны с поворотом туловища направо, голову повернуть направо.

2 - и.п.

3 - 4 - то же с поворотом налево.

Повторить 6 - 8 раз.

 

3. И.п. - ноги врозь, руки в стороны.

1 - 4 - круговые движения тазом.

Повторить движения 4 - 6 раз в одну и другую стороны. Дыхание не задерживать.

Комплекс физкультурной минутки для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - ноги врозь пошире.

1 - 2 - полуприседая на левой ноге, дугами внутрь руки в стороны - вверх, ногу выпрямить, голову слегка наклонить назад.

3 - 4 - вернуться в и.п.

5 - то же в другую сторону.

Повторить 4 - 6 раз.

 

2. И.п. - о.с.

1 - 2 - руки вверх, два рывка назад.

3 - 4 - руки согнуть перед грудью, два рывка согнутыми руками назад.

Повторить 4 - 6 раз.

Затем опустить руки вниз и потрясти кистями.

 

3. И.п. - сидя.

1 - голову наклонить вправо.

2 - 3 - голову наклонить назад.

 

4 - и.п.

5 - 8 - то же влево.

Повторить 4 - 6 раз очень медленно.

Физкультурная минутка для снятия утомления мышц плечевого пояса и рук

1. И.п. - сидя, руки на пояс.

1 - 2 - прогнуться, локти отвести назад.

3 - 4 - округлить спину (ссутулиться), локти вперед, голову наклонить вперед.

Повторить 4 - 6 раз.

 

2. И.п. - упор, стоя сзади спиной к спинке стула, на шаг от него.

1 - полуприсед на левой ноге, правая скользит по полу вперед. (Туловище сохраняет вертикальное положение).

2 - и.п.

3 - 4 - то же, стоя на правой ноге.

Повторить 6 - 8 раз.

 

3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс.

1 - 2 - поворот туловища налево, мах левой рукой в сторону.

3 -4 - и.п.

5 - 8 - то же в другую сторону.

Повторить 4 - 6 раз.

 

Физкультурная минутка изометрическая

1. И.п. - сидя, руки вперед, соединить ладони.

1 - нажимать одной ладонью на другую

2 - расслабить мышцы.

Повторить 2 - 3 раза.

 

2. И.п. - сидя, положить ногу на ногу.

1 - нажимать верхней ногой на нижнюю.

2 - расслабить мышцы.

Повторить упражнение по 2 раза.

 

3. И.п. - сидя на стуле, руки на подлокотниках или на сиденье.

1 - нажимать руками на сиденье.

2 - расслабить мышцы.

Повторить 2 - 3 раза.


Приложение № 3

Упражнения для снятия зрительного утомления

Упражнения выполняйте через каждые 20-25 минут зрительной работы.

Исходное положение каждого упражнения - стоя или сидя.

1. Совершите 15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа - налево, затем слева - направо.

2. Совершите 15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх - вниз и вниз - вверх.

3. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами: слева - направо, затем справа - налево.

4. Совершите 15 круговых вращательных движений глазами: вначале в правую, затем в левую сторону.

Тонизирующие дыхательные упражнения.

1. И.п. - стоя, руки вверх.

1 - полный вдох.

2 - задержка дыхания (2 - 3 сек.).

3 - сжать руки в кулаки.

4 - быстро отвести руки до предела назад и вернуться в исходное положение.

5 - повторять движения пока хватит воздуха.

6 - выдох с силой через рот, опуская руки.

 

2. И.п. - стоя прямо.

1 - медленный полный вдох.

2 - задержка дыхания (2 - 3 сек.).

3 - сложить губы трубочкой, выдыхать короткими сильными толчками весь воздух, который есть в легких.

4 - при необходимости сделать, следующий вдох, не пересиливая себя.

 

3. И.п. - сидя или стоя за столом.

1 - глубокий вдох.

2 - задержка дыхания (2 - 3 сек.). Прижать руки к животу.

3 - энергичный выдох короткими, сильными толчками, со звуками: “ХА-ХА-ХА”.

 Литература

  1. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. Киев, 1985.
  2. Гриншпун С.С., Дубровская Л.И. Педагогическое руководство подготовкой старшеклассников к выбору профессии. М., 1982.
  3. Заруба Н.А. Психическое и физическое развитие личности как индивидуальности. Кемерово, 1996.
  4. Казин Э.М. Адаптация и здоровье. Кемерово, 2003.
  5. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. М.: Владос, 2000.
  6. Казин Э.М., Панина Т.С., Неворотова Н.П. Валеологические аспекты образования. Кемерово, 1995.
  7. Казин Э.М., Заруба Н.А., Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса. II часть. Кемерово, 2004.
  8. Лисицин Ю.П. Слово о здоровье. М., 1986.
  9. Медведев В.И. Компонента адаптационного процесса. Л., 1984.
  10. Мишин Б.И. Настольная книга учителя физкультуры. М.: Астрель, 2003.
  11. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. М.: Владосс пресс, 2002.
  12. Сельге Г. На уровне целого организма. М., 1972.
  13. Ямбург Е.А. Школа для всех. М., 1997.