Сокровища русского музыкального искусства в пространстве школьного урока

Разделы: Русский язык


Тема урока: “Понятие об обособленных членах предложения”.

Цели урока:

  • дать понятие об обособлении как о смысловом и интонационном выделении;
  • раскрыть роль (функцию) обособленных членов в предложении;
  • расширить общекультурный кругозор: познакомить с творчеством композитора Н.А. Римского-Корсакова.

Ход урока

1. Использование грамзаписи.

Звучит музыка Римского-Корсакова из оперы “Снегурочка”. 18 марта – день рождения замечательного русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. Портрет композитора висит в классе. На доске сделана запись: композитор – автор музыкальных произведений. (Латинское compositor – сочинитель, составитель).

(Первоначально понятие композиции использовалось в архитектуре, затем распространилось на другие виды искусства, в том числе и на музыку, отсюда композитор.)

Композиторский (однокоренное слово).

Познакомит нас с жизнью и творчеством композитора Римского-Корсакова ученик А. (в этом году закончил музыкальную школу, эта тема ему близка).

Слушайте внимательно, потом будете составлять предложения, используя этот рассказ.

Сообщение ученика. Рассказ о жизни и творчестве Н.А. Римского-Корсакова.

Мы сегодня услышали слова: композитор, русский, Римский-Корсаков, 160 лет со дня рождения. Вы знаете о том, что как только слова попадают в предложение, они становятся членами предложения.

– Какие вы знаете члены предложения? (Главные и второстепенные).

– Назовите главные, второстепенные.

Сегодня мы познакомимся с новым видом членов предложения – обособленными членами предложения. Запишите в тетрадь тему урока: “Понятие об обособленных членах предложения”.

– Что значит слово обособить? (Ученица К. зачитывает статью из “Толкового словаря” Ожегова). Обособиться, т.е. как-то отделиться, выделиться. Они живут обособленно. В русском языке обособить – выделить по смыслу.

А как можно выделить наиболее важное по смыслу слово в предложении? Вы знаете! Вспомните! На дом вам было задано повторить десятый параграф. (1. Можно выделить, изменяя порядок слов в предложении. Обычно такое слово ставится в конец предложения. Например: В классе зеленые парты. В классе парты зеленые. Прямой и обратный порядок слов.

Пользуясь логическим ударением, т.е. усилением голоса. Миша купил лыжи (а не взял на прокат)).

Запишем в тетрадь предложение.

В шестидесятые годы об…единились умные и талантливые к…мп…зиторы.

– Выделите по смыслу слова умные и талантливые.

– Как это можно сделать? (Изменить порядок слов, т.е. поставить после определяемого слова.)

На доске ученица записывает предложение:

В шестидесятые годы объединились композиторы, умные и талантливые.

– Выделили мы по смыслу слова, добились решения поставленной задачи? И какими средствами? (Определения поставили в необычную для них позицию, после определяемого слова; а также усилением голоса, т.е. логическим ударением). Запятую объяснить.

Запишем в тетрадь предложение (на доске записано заранее).

Заключенный п…тью к…мп…зиторами сою… назывался “Могучая кучка”.

Обособьте, т.е. выделите по смыслу распространенное определение, т.е. причастный оборот.

– Как вы это сделали? Запишите. Союз, заключенный пятью композиторами, назывался “Могучая кучка”.

– Кто знает, какие композиторы входили в “Могучую кучку”? Об этом говорили на уроках музыки и будете говорить на уроках истории и литературы. (Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Кюи.)

Итак, делаем вывод. Задаю вопрос. Какие члены предложения называются обособленными? (Обособленные члены предложения – это такие, которые выделяются по смыслу при помощи интонации и порядка слов.) На письме выделяются запятыми, реже тире. Прочитаем определение по учебнику. Так ли мы сделали вывод?

Давайте посмотрим, какую функцию (роль) выполняют обособленные члены в предложении? Запишите два простых предложения. Ученик работает у доски. Римский-Корсаков создал оперы “Золотой петуш…к”, “Майская ноч…”, “Сн…гурочка”. Они пользуют(?)ся признанием во всех странах мира.

Преобразуйте эти предложения в одно простое с причастным оборотом.

Римский-Корсаков создал оперы “Золотой петуш…к”, “Майская ноч…”, “Сн…гурочка”, пользующиеся признанием во всех странах мира.

–  На основе какого литературного произведения создавал Римский-Корсаков оперу “Золотой петушок”? (Сказка А.С. Пушкина.)

– А оперу “Майская ночь”? (Повесть Н.В. Гоголя.)

– Оперу “Снегурочка”? (На основе русской народной сказки и по одноименной пьесе А.Н. Островского.)

Проведем анализ этих примеров.

– Какие предложения по цели высказывания записаны под цифрой один? (Повествовательные.)

– Какие предложения называются повествовательными? (Те, которые сообщают о чем-либо.)

– Сколько предложений и сколько сообщений в примерах под цифрой один? (Два предложения, два сообщения.)

– Чем выражены эти сообщения? (Двумя простыми предложениями, у каждого своя грамматическая основа.)

– Сколько предложений и сколько сообщений во втором примере? (Одно предложение, но два сообщения.)

– Чем выражено второе сообщение? (Причастным оборотом.)

– Какое сообщение основное, а какое добавочное? (Первое – основное сообщение, второе – выраженное причастным оборотом – добавочное сообщение.)

– Каким членом предложения является причастный оборот? Подчеркнем. (Причастный оборот является распространенным определением.)

Делаем вывод: обособленные члены выполняют двойную функцию.

  1. Являются второстепенными членами.
  2. Одновременно второстепенным сказуемым с зависимыми словами, выражающим добавочное сообщение.

Проведем наблюдение над интонацией предложений с обособленными членами.

Запишем предложение.

Композитор помнил и воображал проводы Масленицы, сочиняя впоследствии “Снегурочку”.

– Какой же член предложения обособляется? (Обособляется обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.)

– Как читаем это предложение? (Делаем паузу перед обособленным обстоятельством, а само обстоятельство выделяем голосом.)

Закрепление.

Упражнения в преобразовании двух простых предложений в одно простое предложение с обособленным членом (причастным или деепричастным оборотом).

Римский-Корсаков создает ариозо “Анчар”. Он использует стихотворение А.С. Пушкина. (Римский-Корсаков создает ариозо “Анчар”, используя стихотворение А.С. Пушкина.)

Ученица берет “Музыкальный словарь в рассказах”, автор Л. Михеева, издательство “Советский композитор”, Москва, 1984 г., объясняет значение слова ариозо.

Композитор написал пятнадцать опер. Из них в девяти он использовал сказочные сюжеты. (Композитор написал пятнадцать опер, используя в девяти из них сказочные сюжеты.)

Римский-Корсаков был великим тружеником. Он посвятил жизнь музыке. (Римский-Корсаков был великим тружеником, посвятившим жизнь музыке.)

Напишите сочинение-миниатюру о Римском-Корсакове, включая предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.

Домашнее задание.

По учебнику выучить определение. Из “Песни о Соколе” М.Горького найти и выписать три предложения с обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами.