Экологический урок-игра "Счастливый случай"

Разделы: Начальная школа


(Класс празднично оформлен: рисунки детей, высказывания о природе, названия геймов. В игре участвуют две команды.)

Вступление

  1. Умолкло все. Пришла беда.
  2. Застыли в ужасе леса.
    Земля вся скорчилась от боли.
    Лишь тишина, печаль и горе…

  3. Скажите, кто виновен в этом?
  4. Ни чистых рос, ни родников.
    Ни нежных песен до рассвета…
    Лишь зов измученных дворов,
    Да опустевших черных хат…
    Скажите, кто же виноват?

  5. Я не хочу такого мира.
  6. Где все так серо, все уныло…
    Опомнись, вздрогни человек:
    Не долог на земле твой век.
    Но что после себя оставим?
    И чем себя мы здесь прославим?
    Убитой птицей на заре?
    Лесами черными в огне?
    И свалкой мусора огромной?
    Иль атмосферою зловонной?
    Иль речкой с мертвою плотвой?
    Полями с выжженной травой?

  7. Опомнись, вздрогни человек!
  8. Перед природой ты в долгу,
    И славен, будет пусть твой век
    Травой душистой на лугу.
    И трелью птиц веселой, звонкой
    И шумным плеском родника,
    И гроздям рябины тонкой,
    И синим глазом василька,
    И свежим ароматом трав,
    И рощи шумом, и дубрав…

Мы с вами на игре “Счастливый случай”. И как вы уже догадались, посвящена эта игра – природе, бережному отношению к ней. Чтобы охранять природу, нужно ее знать. Сегодня мы и проверим, как вы знаете природу, и какое участие принимаете в ее охране.

(Представление жюри)

 

Первый гейм “Знакомство”

1 КОМАНДА

Название: “Юные друзья леса”.
Девиз: Звери, птицы, лес и я – вмести дружная семья.
Песня:

Нам птицы просигналили подъем.
Привычными тропинками проходим мы,
Мы каждую березку сбережем
В лесах любимой родины.

Мы сами написали в своей зеленой книжке
О том, что есть у леса надежные друзья –
Такие же девчонки, такие же мальчишки,
Такие же счастливые, как ты и я.

Нам солнце улыбнется веселей,
И каждый день нам радостным покажется.
Природа дарит людям чудеса.
А мы ее помощницы.

2 КОМАНДА

Название: “Зеленый патруль”.
Девиз: Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
Песня:

Если б только-только-только. Если б только на планете
Если б только все земляне все живое берегли,
То возможно-можно-можно, то наверно-верно-верно,
Книги красной точно-точно никогда б не завели!

А-а! Здравствуйте горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы, бегемоты! А-а! Обезьяны, кашалоты!
А-а! И зеленый попугай! А-а! И зеленый попугай!

И пускай у этой речки, и пускай в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом слышен голос птичьих стай.
И запомни - помни-помни, что беречь природу надо.
Всем на этом белом свете ты, как можешь, помогай!

Слово жюри

Второй гейм “Разминка”

(Доскажи словечко)

  1. Мы построили вдвоем для гостей весенний дом,
    А верней сказать - дворец, прилетай скорей -…(скворец).
  2. На одной ноге стоит, в воду пристально глядит,
    Тычет клювом наугад – ищет в речке лягушат.
    На носу повисла капля. Узнаете? Это…(цапля).
  3. Кто, жужжа, влетел к нам в дверь?
    Ну конечно, это…(шмель).
  4. Кто летает над водой, страшно выпучив глаза,
    Длиннокрыла и быстра? Конечно…(стрекоза).
  5. Ходит по лесу зверек, хищный маленький…(хорек).
  6. Разоряет огород – роет землю серый…(крот).

Слово жюри

Третий гейм “Темная лошадка”

(Отгадай)

Ночь, как смоль, черным черна, серой птице не до сна:
Меж кустов как тень скользит, караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко, а как крикнет – станет жутко,
Вздрогнет спящая трава, это ухает…(сова).

(Входит сова, исполняя песню)

Я, премудрая сова, знаю все на свете.
От чего дрожит листва и откуда ветер.
Я, на дереве сижу умная настолько.
Вы спросите – я скажу: Что? Когда? И сколько?

Мне бы книжку до утра почитать бы надо.
Говорят, что я слепа – это все не правда.
Вам ни слон, ни майский жук тайны не добудет,
Только я вам расскажу: Что? Когда? Где будет?

(Сова задает вопросы)

1 КОМАНДА

Красная книга природы – это:
а) сведения об исчезнувших видах растений и животных;
б) книга красного цвета;
в) сведения о редких видах растений и животных, находящихся на грани исчезновения.

2 КОМАНДА

Почему на земле не исчезает вода:
а) много воды содержится в океане;
б) запасы воды все время пополняются;
в) вода совершает круговорот.

Исключи лишнее слово, обоснуй свой ответ:

1 КОМАНДА

а) сосна, кедр, осина, ель;

б) ящерица, жаба, змея, черепаха;

2 КОМАНДА

а) сирень, черника, вишня, смородина;
б) сова, синица, снегирь, соловей.

1 КОМАНДА

Какое животное в сказках превращается в царевну:
а) лягушка;
б) корова;
в) лиса.

У кого уши на ногах:
а) у лягушки;
б) у рыбы;
в) у кузнечика.

2 КОМАНДА

Какая рыба самая большая:
а) синий кит;
б) рыба меч;
в) китовая акула.

Какой породы был пес Артемон:
а) лайка;
б) пудель;
в) такса.

Слово жюри

Четвертый гейм “Ты мне, я – тебе”

1 КОМАНДА

1. У обыкновенного воробья в спокойном состоянии пульс до 450 ударов в минуту, а в полете до 1000 ударов. Насколько увеличивается пульс при полете?
2. Скорость движения гепарда 100км/ч, а верблюда 10 км/ч. На сколько километров в час скорость гепарда больше?
3. Длина тела большого муравья 130 см, длина тела среднего муравья в 2 раза меньше, а карликового на 45 см короче среднего. Чему равна длина карликового и среднего муравья7

2 КОМАНДА

1. На земле всего 600 видов ив. В нашей стране насчитывается 170 видов. Сколько видов ив находится за пределами нашей страны?
2. Масса взрослого синего кита 150 т, а новорожденного в 30 раз меньше. Определи массу китенка.
3. Липа живет 1000 лет. А рябина на 920 лет меньше. А сосна на 520 лет больше рябины. Сколько лет живет рябина и сосна?

Слово жюри

Пятый гейм “Заморочки из бочки”

1. Почему ласточки перед дождем летают низко? (Они ловят насекомых, которых холодный воздух прибивает к земле)
2. Почему волка называют “санитаром леса”? (Волк добывает, прежде всего, больных, ослабленных животных)
3. Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костер? (Шум, запах дыма пугают лесных жителей, заставляют птиц бросать гнезда, зверушек – искать укромное местечко)
4. Вы увидели гнездо птиц. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов)
5. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния)
6. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)
7. Какие лекарственные травы помогут тебе избавиться от кашля? (Календула, мать-и-мачеха, шалфей, душица, сосновые почки…)
8. Почему осину называют спичечной королевой? (Из ее древесины делают спички)
9. Тысячелистник. Почему растение так называют, чем оно знаменито? (Имеет множество листиков, лечит раны, отпугивает вредных насекомых)
10. Счастливый случай (приз).

Слово жюри

Шестой гейм “Гонка за лидером”

1 КОМАНДА

1. Самая маленькая птица? (Колибри)
2. Где снег быстрее тает – в лесу или на поле? (На поле)
3. Кто спит головою вниз? (Летуча мышь)
4. Красавица русского леса? (Береза)
5. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)
6. Как называются птицы, которые улетают на юг? (Перелетные)
7. Какое хвойное дерево сбрасывает листву на зиму? (Лиственница)
8. Как называют зайчат, рожденных осенью? (Листопаднички)
9. Чем размножается клубника? (Усами)
10. Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
11. Углубление в дереве, где живет белка? (Дупло)
12. Птенцы, которые не знают своей матери? (Кукушка)
13. Лягушка – это домашнее животное? (Нет)
14. Кто круглый год серый? (Волк)
15. Смена шерсти у животных? (Линька)
16. не зверь, не птица, а нос как спица? (Комар)
17. Полевой цветок, у которого лепестки белые, а серединка желтая? (Ромашка)
18. Летом бежит, зимой спит, весна настала опять побежала? (Река)
19. Зеленый покров земли? (Трава)
20. В какое время года для животных много корма? (Летом)

2 КОМАНДА

1. Какое дерево единственное в мире имеет белую кору? (Береза)
2. Кто бежит, выставляя вперед задние ноги? (Заяц)
3. Какой еж не колется? (Новорожденный)
4. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
5. Пингвин – птица или животное? (Птица)
6. Какое животное почти всегда живет под землей? (Крот)
7. Какой снег тает быстрее – чистый или грязный? (Грязный)
8. Не рыбак, а сети расставляет? (Паук)
9. Коллекция засушенных растений? (Гербарий)
10. Тощим или жирным ложится медведь в берлогу? (Жирным)
11. Как одним словом можно назвать животных, тело которых покрыто перьями? (Птицы)
12. На белой ножке, на шляпке горошки, люди говорят, что в нем яд? (Мухомор)
13. Когда больше грибов весной или осенью? (Осенью)
14. Какой лесной зверек сушит себе грибы на деревьях? (Белка)
15. Кто кукует у кукушки самка или самец? (Самец)
16. Прибор для определения сторон горизонта? (Компас)
17. Она имеет исток, притоки и устье? (Река)
18. Много рук, а нога одна? (Дерево)
19. Ласточка, соловей, скворец – зимующие птицы? (Нет)
20. Что делает зимой еж? (Спит)

Слово жюри

Седьмой гейм “Домашнее задание”

1 КОМАНДА

Сказка “Теремок” на экологический лад Приложение 1

2 КОМАНДА

Экологическая сказка “Давайте беречь Планету” Приложение 2

Слово жюри. Награждение.

Заключение

  1. Мы речь свою ведем о том.
    Что вся Земля – наш общий дом –
    Наш добрый дом, просторный дом –
    Мы все с рожденья в нем живем.
    Еще о том ведем мы речь.
    Что мы наш дом должны беречь.
    Давай докажем, что не зря
    На нас надеется Земля.
  2. Наша планета Земля
    Очень щедра и богата:
    Горы, леса и поля –
    Дом наш родимый, ребята!
    Давайте будем беречь планету,
    Другой такой на свете нет.
    Развеем над ней и тучи, и дым,
    В обиду ее никому не дадим.
    Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
    От этого станем мы только добрей.
    Украсим всю землю садами, цветами,
    Такая планета нужна нам с вами.
  3. Все, что нужно, год от года
    Нам дает сама природа,
    И поэтому все мы
    Жить не можем без воды,
    Без красивых гор высоких,
    Без лесов, полей и рек
    Жить не может человек.
    Все: Так давайте сбережем
    Наш земной природный дом

Литература:
1. Праздник в школе “С гармонией с природой” 2002 г.
2. Журнал “Книжки, нотки и игрушки для Катюшкин и Андрюшки” №5 2002 г
3. ПедСовет № 12 1997г., №6 2003 г.
4. Педагогическое творчество №3 2003 г.
5. Я иду на урок в начальную школу “Внеклассная работа”.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Сказка “Теремок” на экологический лад

Действующие лица: Ведущий, Лягушонок, Мышка, Петух, Еж, Медведь.

Вед. В чистом поле теремок, теремок; он не низок не высок, не высок.
Кругом чистые луга, рядом чистая река,
А вокруг стоит лесок, мусор в нем – большой порок.
Тут Лягушка мимо шла, к теремочку подошла.
Лягушка. Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Ква-ква, тишина! В теремочке я одна!
А из этого окна речка чистая видна. Жить тут – просто загляденье:
Воздух чист. И нет сомнений – остаюсь здесь навсегда – да, да, да!
Вед. Только свет зажгла Лягушка, появилась мышь-норушка.
Мышка. Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок?
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка. Я – Лягушка-квакушка! А ты кто?
Мышка. А я – Мышка-норушка!
Пусти меня в дом, будем жить с тобой вдвоем.
Лягушка. Я пустить-то тебя рада, только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота, пусть останется она.
Вед. Поселилась Мышь с Лягушкой – лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут, да блины в печи пекут.
Так живут они тихонько, ходят в лес они порой,
Только мусора вагоны не оставляют за собой:
Где найдут какую банку, тут же в миг ее возьмут,
Подберут и даже палку, чтоб без дела не лежала тут.
Вдруг явился на рассвете петушок горластый – Петя.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок?
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка и Мышка.
Здесь живем мы – две подружки, В чистом поле дом нашли,
И из грязного болота убежать теперь смогли. А ты кто?
Петух. А я – Петушок, золотой гребешок,
Маслина головушка, шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить, буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе, петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка.
Так и быть, мы впустим в дом, только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу, не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от всяких бед, и не спи же ты в обед.
Вед. Вот живут они – Лягушка, петушок и Мышь-норушка;
Их водой не разольешь. Вдруг явился серый Еж.
Еж. Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка, Мышка и Петух.
Мы – веселые зверята, в чисто поле дом нашли. А ты кто?
Еж. Я – колючий Ежик, ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел, там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают, сразу шум стоит такой,
Всех зверушек распугают, мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж – хоть куда девайся Еж.
Разрешите здесь пожить, буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей, нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петух.
Так и быть, пожалуй, в дом, жить мы будем вчетвером.
Вед. Вот живут они, играют, и печаль они не знают.
Не грозят им шум и гам, спят спокойно по ночам,
Воздух свеж и так приятен, нет от дыма и следа.
Хорошо живут зверята – всем довольные ребята.
В это время из берлоги вышел Мишка толстокожий,
Он мотает головой, рассуждает сам с собой.
Вдруг увидел – дом стоит. Рядом реченька бежит.
Он решил…
Медведь. Пойду туда. Наломаю там бока!
Вед. Оттого он злой такой, кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать. Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили, уважали бы зверей,
Не пошел бы мишка бурый дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок, рухнул в поле теремок.
Лягушка, Мышка, Петух и Еж.
Что же ты наделал, Мишка? Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом – Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа, жить должно в нем много лесного народа.
Медведь. Я же вовсе не хотел обижать вас, братья!
А, имея крупный вес, просто в гости я полез.
Вед. Вот так и люди поступают: имея силу, разум, власть,
Лесных зверей не уважают, куражатся над ними всласть.
Лягушка. Мышка, Петух и Еж.
Пусть все живут на свете вместе, и толь так спасем мы мир.
Ведь если каждый человек, устроив на поляне пир,
Забрать захочет за собою мусор, костер потушит и зальет.
Не будет каждая букашка свой новый дом опять искать.
Медведь. Но я же вовсе не хотел обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу – на радость вам, на зло врагу.
Вед. И пошла у них работа! Дом срубили за момент:
Он высокий и красивый, и стоит как монумент.
За собой они убрали, мусор быстро весь собрали,
Чтоб не засорять окрестность, чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут – Экологию все чтут.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Экологическая сказка “Давайте будем беречь Планету!”

Рассказчик: Довелось мне как-то раз услышать вот такой рассказ…
В ночь чудес – на Иванов день, (так бывает, уж ты мне поверь)
На поляне под сосной заседал народ лесной.
Под сосною той сидел: Лесовик, Лесная Фея, Водяной с сестрой своею.
Только Бабушка Яга почему-то не пришла.
Собранье это Леший вел, там шел серьезный разговор.
Леший: Собрались мы на совет – как избавиться от бед?!
В лес, друзья, пришла беда, помощь срочная нужна.
Лесовик: Леса здесь когда-то стояли густые, шумели липы молодые,
Березки нежно всем кивали, в своих сережках щеголяли,
Осины протяжно скрипели, а птицы как радостно пели.
Фея: А сосны, как стражи, в бору здесь стояли. Дубы вековые, как старцы, ворчали.
И елок пушистых зеленый народ водили на поляне свой хоровод.
Кикимора: В болотах такая была благодать! Во мху так приятно было лежать.
И мягко, и влажно, и ягод не счесть – бывало, что за день устанешь их есть.
(обращаясь к Водяному)
А ты, братец мой, отчего не речист?
Ведь каждый ручей был прозрачен и чист.
Леший: Верно ты, дружок, сказал: человек не тот уж стал.
Обогатиться все хотят, вот и рубят все подряд.
Веселые липки пошли на кили, за них заплатили большие рубли.
Березки на ложки срубили, дубовую мебель куда-то спустили,
И сосны и ели опять продают, их рубят и пилят – куда-то везут,
А люди-то не понимают, что сами край свой разрушают.
Нам пора вооружаться: дурман-травою запасаться,
Одолень-траву берите и на охрану все идите.
Фея: Все ко мне на инструктаж! Расскажу я вам сейчас,
Как с дурманом обращаться, одоленью как сражаться.
Для чего дурман-трава, знаю только я одна.
Заденешь ты кого дурманом, тот час он станет словно пьяным,
И будет спать он крепким сном, про все забудет он потом.
Одолень всех одолеет – силу травка та имеет.
Леший: А ну, все мигом поднялись и на охрану разошлись!
(лесные жители расходятся в разные стороны, слышаться песни, на поляну выходят туристы)
Туристы: (поют) Нет ничего приятнее природы среднерусской,
Когда у вас есть топоры, и динамит, и тол.
Там будет речка за бугром с прекрасною закуской!
Глуши ее, души ее, тащи ее на стол!
Дружина и милиция, они нас не осилят.
И люди деревенские недаром говорят:
Поставь от них заборы – они их перепилят,
Пусти на них собаку – они ее съедят.
1-й: Вот хороший водоем, давайте здесь сейчас рванем.
2-й: Рыбку будем тут глушить и костерчик разводить.
3-й: Здесь прекрасно отдохнем, выходные проведем.
4-й: Готовьтесь рыбу брать, друзья, динамит бросаю я!
(бросает, в это время выходит Водяной)
Водяной: Я – Водяной, я – Водяной. Мне реки, море – дом родной.
Вы осквернить мой дом хотели, да слава богу не успели.
Туристы: (на коленях) Ты прости нас Водяной, отпусти ты нас домой,
Про динамит мы позабудем и даже рыбу есть не будем.
Водяной: На сей раз, я отпущу, но вас я всюду отыщу.
Коль нарушите запрет, вам пощады, знайте, нет!
Поселюсь я в ванне, в бане, буду жить я даже в кране.
Вас везде я отыщу и на дно всех утащу.
(появляется Кикимора)
Кикимора: Эй, мой братец Водяной, ты что, их отпустил домой?
Ну, ты братец, и простак… Я бы сделала не так. (туристам)
Вот уж я вас не прощу, всех сейчас я проучу!
Вы и на болоте были? Все болото загрязнили.
Голубику растоптали, клюкву с корнем вырывали.
Вас за это не прощу. С собой в болото утащу.
Туристы: Госпожа Кикимора! Нам домой уже пора!
Нас в болото не тащи. Других виновников ищи!
А мы на болоте не бывали, клюкву мы не вырывали.
А коль по ягоде пойдем, то ни ветки не сорвем!
Кикимора: Ну, ежели не вы, то отпустить мы вас должны.
Ну что, брат Водяной, отпускаем их домой?
Мы, кажись их напугали, и кое-что им втолковали.
Водяной: Да только поняли ль оне, сумлеваюсь я вполне.
Кикимора: (туристам) А мы проверим их сейчас. Вы что усвоили у нас?
1-й: Не будем речку загрязнять, динамитом баловать.
2-й: Будем ягоду умело брать, зря болото не топтать.
Водяной и Кикимора: (вместе) И тишину не нарушать!
Туристы: Мы это тоже будем знать, и строго будем соблюдать
Все мы правила лесные – станем мы совсем другие!
Водяной: Ну что ж, усвоили все так. На дно тащить нельзя никак.
Вы восвояси отправляйтесь, да больше нам не попадайтесь.
Рассказчик: Все собрав, туристы спешно враз оставили то место
И подальше от реки молча по лесу пошли,
Думая, соображая. Что за напасть вдруг такая.
Решили, что болотный газ им вскружил мозги сейчас.
Сразу все повеселели, даже песенку запели.
Шли да шли, и вдруг нашли поляну солнечного света.
На полянке они сели, костер устроить захотели,
Тут же музыку врубили и все правила забыли.
Туристы: (поют) Мы не должны ждать милости от матушки-природы.
Пускай природа-матушка сама дает доход.
Пищите-трепещите, сады и огороды:
Туристы-гитаристы отправились в поход.
1-й: Васек, иди-ка дерево спили да на поленья поруби.
Сейчас костерчик разведем да картошки напечем.
Вруби-ка, Серый, громче маг; Ты, Птаха, отступи на шаг.
Соорудим здесь костерок. Все о кей, все будет спок!
Забудьте все – то был мираж! Продолжается кураж!
Рассказчик: И пошла у них работа: там березку рубит кто-то,
Кто-то хворост собирает да в Косте его таскает.
Ну, а музыка орет – всех зверей испуг берет.
Вот на этот шум и гам Леший к ним явился сам.
Леший: (выключая магнитофон)
Это что за тарарам? На вас глядеть-то – стыд и срам!
Захламили всю елань! Лесовик, ты только глянь!
Лесовик: Все-то вы здесь истоптали, растений сколько изломали!
Леший: Вас разве в школе не учили? И дома вам не говорили?
Природу нужно уважать, беречь, любить и охранять.
В лесу у нас свои законы, и вам, друзья, они знакомы.
Лесовик: Позвольте дать один совет: всегда блюдите этикет,
А музыка у нас не хуже – да только слушать ее нужно.
(звучит фонограмма шума леса, пение птиц)
Леший: Что притихли, обормоты? Вряд ли поняли вы что-то!
Вы нарушили запрет, вам теперь пощады нет.
А ну-ка, братец Лесовик, неси сюда мой шишковик.
Рассказчик: Услышав грозный приговор, друзья, не поднимая взор,
Забыв про удаль и кураж, решили – это не мираж,
И, кинув свой магнитофон, из лесу бросилися вон.
Леший: Ну, этих вроде проучили – дорогу в лес они забыли.
Запомнят наш с тобой урок и другим накажут впрок.
Лесовик, бери трофеи, да пойдем отсель скорее.
(выходят все герои спектакля, и говоря хором)
Давайте будем беречь планету!
Во всей Вселенной красивей нету!
Во всей Вселенной совсем одна!
Что будет делать без нас она?