Элективный курс "Азбука здоровья"

Разделы: Биология


Задачи элективных курсов:

  • реализация интересов по выбранному предмету;
  • уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
  • создание условий для подготовки к экзаменам по выбору.

Наше здоровье – самое ценное, что у нас есть. На вою жизнь нам дается только один организм. Если мы небрежно обращаемся с любыми предметами, их можно заменить, но заменить свой организм не возможно. Если Вы полагаете, что поскольку здоровы сейчас, то будете здоровы всегда, вы ошибаетесь. Внимательно посмотрите на окружающих вас людей, и вы поймете, что необходимо заботиться о себе уже сейчас.

Программа курса рассчитана на 16 часов 1 час в неделю для учащихся 9-го класса. Материал данной программы дополняет базовый курс, опирается на знания учащихся, полученные в 8 классе на уроках биологии, включает новые знания, не содержащиеся в базовой программе, что вызывает познавательный интерес, и направлена на расширение кругозора учащихся по предмету. Освоение разделов программы предлагает сочетание теории, практики и обсуждение результатов. Предлагаемая программа ориентирована на проведение занятий в рамках элективных курсов. В программу включены научные знания, связь с другими предметами, выход за рамки традиционных учебных предметов.

Данный курс поможет сформировать умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся, соответствует требованиями “Концепции модернизации российского образования периода до 2010 года. Переход на профильное образование с 2005-2006 года”. Направлена на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся компетенции в предметной области. По мере изучения курса учащиеся ведут тетрадь, где записывают необходимую информацию, отвечают на поставленные проблемные вопросы.

Курс содержит фактический материал, углубляет и расширяет знания.

В ходе изучения данного курса необходимо создать условия для формирования и развития у учащихся:

  • интерес к биологии и медицине;
  • умение самостоятельно приобретать и применять полученные знания на практике.

Планируемый результат:

При завершении прохождения курса учащиеся получают зачет, исходя из: посещенных занятий и ведения тетради.

Цель: развитие и поддержание интереса к биологии, науке как предмета естественнонаучного профиля. Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья.

Задачи: сформировать ответственное отношение к своему здоровью, научиться использовать информацию, которая служит сохранению и укреплению здоровья, уметь работать с дополнительной литературой, извлекая из нее интересные и необходимые факты.

В процессе обучения учащиеся приобретают умения:

  • описывать результаты наблюдений;
  • делать выводы;
  • обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;
  • учатся слушать других, внося свои комментарии.

Методические рекомендации

На первом вводном занятии напомнить детям об особенностях строения органов пищеварения, показать таблицы с изображением органов. Совместно со школьной библиотекой сделать выставку книг которые есть, напомнить, как можно с ними работать.

Сказать, что в конце курса они должны получить зачет, который будет складываться из посещенных занятий ( без пропусков без уважительных причин) и умения правильно и аккуратно делать записи, отвечать на вопросы в тетради.

Тема “Основы рационального питания”. Многие болезни – всего лишь результат неправильного питания. Можно сохранить здоровье, если последить за характером питания и позаботиться о своем организме.

Диетология – наука о том, как организм усваивает пищу, которую мы едим. И хотя это сложная наука, несколько простых советов помогут выработать здоровые привычки питания.

В теме “Что в лукошке?” из истории развития живой природы следует, что когда человек сформировался как биологический вид, он питался плодами растений. Раскрыть, используя местный материал, многообразия грибов, лекарственных растений, их применение, хранение, заготовка.

Рекомендуемая литература для учащихся:

  1. “Человек и окружающая среда” Анастасова Л.П. Гольнева Д.П. Москва “Просвещение” – 1997 г
  2. “Биология. Человек” Сонин Н.И. Сапин М.Р. Дрофа . Москва – 2001 г

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. “Здоровью надо учиться” Абаскалова Н.П. издательская компания “Лада” Новосибирск – 2000 г
  2. “Занимательная физиология” Книга для чтения Сергеев Б.Ф. Москва. Просвещение – 2001 г
  3. “ Я иду на урок биологии. Книга для учителя” Москва. Издательство “первое сентября” 2000 г

Приложение

Тематический план

Тема

Количество часов

Вид деятельности

Дата

1. Вводное занятие.

1

Беседа, сообщения, лекция  
2. Основы рационального питания.
  1. Пищевые отравления и их предупреждение.
  2. Пищевая ценность продуктов.
  3. Методы безопасного питания.
  4. Основные пищевые вещества.
  5. Многообразие и значение витаминов.
  6. Правила составления меню.
  7. Питание по группам крови.
  8. Совместимые и несовместимые продукты.
  9. Раздельное питание.

9

 

лекция, беседа;
составление таблицы;
правила;
сообщения учащихся;
демонстрация натуральных объектов;
лабораторная работа;
составления схемы;
составление таблиц

 
3. Что в лукошке?
  1. Грибы – польза или вред?
  2. Лекарственные растения Хакасии.
  3. Заготовка , хранение и применение лекарственных растений.
  4. Пищевые добавки.
  5. Аллергия . Как с ней бороться.

5

 

 

 

Рассмотрение гербариев, натуральных объектов

 
4. Подведение итогов – заключительное занятие.

1

   

Итого:

16