Формирование положительного отношения к учебной деятельности у детей седьмого года жизни в процессе занятий по аппликации

Разделы: Работа с дошкольниками


Положительное отношение к учебной деятельности – это установившаяся позиция учащегося, которая определяет направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий. Оно характеризуется ситуативностью, быстрой сменой, зависит от эмоционального состояния ребенка и может быть сформировано через разнообразные методы и приемы: создание положительно-эмоциональной обстановки на занятии, игровые, сюрпризные моменты, проведение индивидуальной работы, подбадривание, поощрение, спокойный и доброжелательный тон воспитателя. Эмоции и опыт, полученные в процессе выполнения деятельности, определяют отношение детей к этой деятельности в целом.

Разработанная нами система по формированию положительного отношения к учебной деятельности включает ряд этапов:

Первый этап (подготовительный).

Цель – повысить уровень технических умений и навыков каждого ребёнка.

На данном этапе мы использовали серию специальных упражнений:

Появление Королевы “Страны Аппликандии”, которая превращает обычные ножницы, кисти, салфетки и др. в волшебные инструменты (эстетично оформленные салфетки, на кисточках изображение сказочного героя, клеёнки в форме розетты и др.), а самих детей в мастеров-волшебников “Страны Аппликандии”. Королева предлагает вместе путешествовать по этой стране.

1. “Вырежи такой же предмет”. Цель - закрепить умение вырезать геометрические фигуры (круг, квадрат, овал и др.) по образцу, отработать технический навык.

Показать разные способы вырезания, обратить внимание на то, что от способа зависит результат.

2.“Грибы”. Цель - учить вырезать из бумаги сложенной вдвое и в несколько раз.

Рассмотреть образец воспитателя, проанализировать способы выполнения действия.

3. “Геометрический узор”. Цель - учить составлять геометрический узор из готовых форм; закреплять умение наклеивать форму на картонную основу.

Показать способы расположения готовых форм на основе, опробовать различные способы намазывания деталей.

4. “Снежок”. Цель - учить приёмам получения объёмных форм из подручных материалов, совершенствовать умение приклеивать детали к основе.

Показать разные способы получения объёмных форм из ваты, бумаги, ниток и др. Закрепить приёмы скатывания, сминания; отработать технику приклеивания деталей к основе.

5. Силуэтное вырезывание “Два жадных медвежонка”. Цель - отработать технику силуэтного вырезывания; учить объединять отдельных героев в единый сюжет.

Вспомнить уже знакомые способы вырезывания, выполнить частичный показ способов действия. Привлечь детей к оценке: предложить найти самую аккуратную и оригинальную работы.

6. “Корзина с цветами” (плетение). Цели - познакомить с новой техникой выполнения аппликации; продолжать учить самостоятельно выбирать способ выполнения её элементов, правильно пользоваться оборудованием.

Выполнить полный показ с объяснением способов плетения корзины. Напомнить различные приёмов выполнения цветов (силуэтное вырезывание, объёмные формы, сминание, обрывание бумаги и др.). Побуждать рассказывать о своей работе и способах её изготовления.

7. “Чудесный лес”. Цели - учить симметричному вырезыванию из бумаги; развивать умение композиционно правильно располагать аппликацию.

Выполнить частичный показ получения деревьев, птиц, цветов, грибов, животных и др. способом силуэтного вырезывания. Предложить самостоятельно продумать замысел, составить композицию. Сделать выставку работ детей.

8. Аппликация по замыслу (контрольное задание). Цели - способствовать самостоятельному придумыванию тематики, использовать в работе разнообразные технические умения и навыки, способы работы с материалом.

Вспомнить с детьми разные технические приёмы работы, закрепить умение правильно держать ножницы, намазывать детали, пользоваться оборудованием. Предложить самостоятельно продумать тему работы и способы её выполнения, используя ранее приобретённые технические умения и навыки.

Появление Королевы “Страны Аппликандии”. Дети рассказывают ей о своих успехах и неудачах, о том, чему они научились за это время. Совместно анализируют каждую работу, проговаривают этапы ее выполнения, приемы, способствующие достижению результата. По желанию дарят свои работы Королеве.

В ходе проведения первого этапа, мы пришли к выводу, что нетрадиционная форма проведения упражнений, сама по себе, способствовала созданию стойкого интереса к деятельности, вызывала у детей желание научиться чему-то новому.

Второй этап (познавательно- мотивационный).

Цели

  • развивать интерес к аппликации как к виду деятельности, желание заниматься ею;
  • закреплять технические умения и навыки.

На втором этапе мы предлагаем использовать такие формы работы:

1.Опытно – экспериментальное занятие “Знакомство с материалом”. Цели – познакомить детей с разнообразными твердыми и мягкими материалами (пух, крупа, бумага, ткань, бросовый материал и др.), показать особенности работы с каждым из них; закрепить основные приемы работы с разным материалом в практической деятельности. Продолжать воспитывать интерес к аппликации.

Открытие лаборатории Винтика и Шпунтика. Рассматривание оборудования, ознакомление с твердыми и мягкими материалами. Проведение мини-опытов, выяснение особенностей работы с каждым. Организация круглого стола, закрепление технических навыков. По итогам занятия вести беседу. Вопросы: “Из чего тебе больше всего нравится делать аппликацию? Почему?”, “Какой материал требует выдержки, терпения при работе с ним?”, “Какой материал будешь использовать ты, чтобы получился пушистый (шероховатый, гладкий и др.) предмет? ”

2. Занятие “Экскурсия на вернисаж”. Цели – познакомить детей с разнообразными видами аппликации, учить определять способы выполнения каждой работы, развивать интерес к аппликации, желание сделать что-то своими руками.

Появление Незнайки, который не знает, что такое аппликация и какими способами ее можно сделать. Предложить Незнайке, вместе с детьми, совершить удивительное путешествие – “Экскурсию на вернисаж”.

В процессе занятия каждый ребенок рассказывает Незнайке о наиболее понравившейся работе. О том, какая она, какие материалы нужны для ее выполнения, какие технические навыки необходимы. Осуществлять помощь в анализе аппликационных работ, задавать вопросы: “Как нужно отнестись к выполнению работы, чтобы она получилась аккуратной?”, “Как бы ты выполнил эту работу?” и др.

3. Игра – соревнование “Самый, самый…”. Цели – развивать интерес детей к аппликации как к виду деятельности; побуждать к занятиям аппликацией, как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Появление двух скоморохов. Проведение игры-соревнования “Что нужно для аппликации”, аукциона на самую лучшую, оригинальную, аккуратную работу. Мини-интервью “Я люблю заниматься аппликацией, потому что…”.

4. Индивидуальные формы работы. Цели – закрепить с детьми уже имеющиеся технические умения, навыки, способы работы материалом; учить рассказывать о своей работе, формировать положительную мотивацию.

В работе использовать репродуктивный метод - неоднократное повторение одного действия в течение серии различных упражнений. Побуждать ребенка к рассуждению вопросами: “Как бы ты сделал?”, “Как ты думаешь, из каких материалов лучше сделать этот предмет?” и др.

5. “Брейн – ринг” (мозговой штурм) обобщающее занятие. Цели – обобщить имеющиеся у детей знания по аппликации, учить самостоятельно выбирать технику определять средства выразительности; продолжать формировать стойкий интерес к аппликации как к виду изобразительной деятельности.

Разделить детей на две команды, для проведения соревнований. Провести конкурсы:

– “Кто быстрее?” - изготовить аппликацию из подручных материалов;
– “Найди решение” - самостоятельно определить технику выполнения, основные приемы работы;
“Не ошибись” - рассказать технологию поэтапного изготовления какой-либо аппликации. По итогам второго этапа можно сделать вывод, что большинство детей проявляют стойкий интерес к аппликации.

Третий этап (обучающий).

Цели

  • учить принимать учебную задачу, формировать разнообразные учебные действия; развивать усидчивость, настойчивость в достижении цели;
  • умение адекватно оценивать свою работу.

1. Предметная аппликация “Снеговик”. Цели - учить выполнять предметную аппликацию, используя разные техники; закреплять умение работать с разнообразным материалом; развивать умение доводить начатое дело до конца, побуждать к оценке своей работы.

Игровой момент.

Появление Печкина, который приносит телеграмму о том, что дети из другого сада не знают, как делать снеговика.

Принятие учебной задачи.

Постановка цели деятельности; частичный показ с объяснением техники выполнения способами: сминания бумаги, обрывания, скатывания ваты.

Учебные действия.

Индивидуально отработать технику выполнения. Обратить внимание на то, как начать работу, чем закончить.

Оценка результата.

Дать образец анализа на примере одной работы, предложить детям по желанию рассказать о своей работе.

Развитие воли.

Поощрять желание доводить начатое дело до конца. Использовать прием предвосхищающей оценки.

2. “ По мотивам народного орнамента”. Цели - уточнить знания детей о том, что такое узор, закрепить умение вырезывать геометрические фигуры разными способами, упражнять в составлении композиционного рисунка, учить взаимной оценке.

Игровой момент.

Показ сценки “Встреча народов мира”. Дети одеты в разные национальные костюмы.

Принятие учебной задачи.

Сообщить о том, что сегодня на занятии будем изготавливать русское народное платье. Уточнить что такое узор, какие элементы можно использовать для построения узора, показать разные варианты расположения элементов.

Учебные действия.

Отработать технику вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз; осуществлять помощь в подборе элементов узора, поощрять аккуратность в работе.

Оценка результата.

Предложить оценить работу сверстника, сравнить результаты с изначально поставленной целью, отметить успехи и неудачи.

Развитие воли.

Отметить тех детей, которые проявили усидчивость, настойчивость в достижении результата.

3. Объемная аппликация “Чудо-дерево”. Цели - закрепить знания детей об объемной аппликации, учить новой технике выполнения – нарезывания и приклеивания части детали к основе; закреплять умение планировать свою работу, оценивать полученный результат.

Игровой момент.

Злой волшебник Факир Кефирович заколдовал все деревья, их листья исчезли и теперь они могут погибнуть.

Принятие учебной задачи.

Сообщение темы аппликации. Рассмотреть готовое дерево, проанализировать способы его выполнения.

Учебные действия.

Оказать индивидуальную помощь при складывании бумаги, нарезывании “лапши”, построении композиции. Побуждать к осуществлению промежуточного контроля словами: “Сравни”, “Исправь ошибки”.

Оценка результата.

При анализе результатов предложить найти самую аккуратную, оригинальную, самую похожую на образец работу. Авторам этих работ предложить рассказать о том, как достигли таких результатов.

Развитие воли.

Поощрить детей, которые проявили терпение при выполнении монотонной работы (нарезывании листьев).

4.Сюжетная аппликация “Домик для трех поросят”. Цель - закрепить знания детей об аппликации из твердых материалов; учить самостоятельно планировать свою деятельность, продумывать способы достижения результата. Воспитывать стремление добиваться поставленной цели.

Игровой момент.

Появление трех поросят, которые хотят построить дом, но не знают, как это сделать.

Принятие учебной задачи.

Рассматривание готовых аппликационных работ из твердых материалов (крупы, скорлупы, песка и др.). Сообщение учебной задачи.

Учебные действия.

Предложить самостоятельно определить методы, приемы, способы достижения цели. Обращать внимание на аккуратность, трудолюбие, рациональное использование материалов.

Оценка результата.

Обсуждение работ детей: предложить проанализировать свои действия поэтапно и оценить их. Поощрять оригинальность, творческий подход.

Развитие воли.

Поощрять умение проявлять настойчивость в достижении результата.

5. Коллективная работа из ткани “В гостях у сказки”. Цели - обобщить знания детей об аппликации; упражнять в подборе технических средств, учить сочетать различные техники выполнения, проявлять настойчивость, выдержку; воспитывать желание оказать помощь сверстнику.

Игровой момент.

Появление Феи-сказочницы, которая предлагает сделать любимых персонажей сказок и объединить их в общий сюжет.

Принятие учебной задачи.

Объяснить, что каждый может использовать любые материалы, сочетать разные техники выполнения (при необходимости можно использовать карандаш). Напомнить, что в работе надо проявлять, усидчивость, настойчивость в достижении цели.

Учебные действия.

В ходе занятия оказать помощь детям: в подборе ткани, показе способа действия, в построении композиции. Предложить рассказать об основных успехах и неудачах.

Оценка результата.

Фея предлагает найти самого необычного героя, самого смешного, самую аккуратную работу и обосновать свой выбор. Попросить нескольких детей рассказать о своей работе.

Развитие воли.

Отметить детей, проявивших терпение, усидчивость, аккуратность, настойчивость и др. нравственно-волевые качества в процессе занятий по аппликации.

Представленные нами занятия были направлены на расширение знаний детей об аппликации и развитие при этом технических умений и навыков. Посредством аппликации дети овладевали компонентами учебной деятельности: принимали учебную задачу, выполняли систему учебных действий, пытались осуществить контроль, оценить полученный результат.

Четвертый этап (закрепляющий).

Цели

  • закреплять умение использовать полученные в аппликации знания и навыки, в других видах продуктивной деятельности (рисовании, конструировании и др.);
  • развивать самостоятельную художественную деятельность детей.

На данном этапе использовались коллективные творческие задания:

1. Изготовление элементов одежды для персонажей сказок, выполненных в процессе занятий по конструированию и объединение их в единый сюжет (коллективная работа). Цель - обобщить знания детей об аппликации, совершенствовать технические умения и навыки: учить анализировать образец, находить оптимальные способы достижения результата; в процессе работы осуществлять контроль, за выполнением деятельности; проводить разные формы анализа результата.

Дети самостоятельно планируют свою деятельность, продумывают способы достижения результата.

Воспитатель направляет деятельность детей, используя приемы совета, поощрения, подбадривания и др.

Форма анализа работ выбирается самими детьми по желанию.

2. Изготовление головных уборов к утреннику. Цели - развивать художественный вкус, при подборе элементов узора, закреплять умение использовать приобретенные умения навыки в других видах деятельности.

Предложить самостоятельно изготовить кокошник к предстоящему празднику.

При необходимости воспитатель осуществляет индивидуальную работу: выполняет частичный показ способов выполнения, советует, направляет деятельность детей.

Занятия четвертого этапа позволили детям максимально проявить свои творческие способности; знания, умения, приобретенные в формирующем эксперименте; пережить радость от полученного результата.

Таким образом, разработанная нами система работы представляет собой последовательный процесс: наличие первоначальных знаний об аппликации, проявление интереса к ней, формирование специальных умений и навыков, что открывает возможность для формирования структурных компонентов полноценной учебной деятельности.

Анализ сравнительных данных <Рисунок 1> позволил сделать вывод о том, что в экспериментальной группе произошли существенные позитивные изменения. В контрольной группе, где не проводилась система занятий по формированию положительного отношения к учебной деятельности посредством аппликации и не были созданы соответствующие условия, динамика незначительная.

Рисунок 1.

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного экспериментов экспериментальной и контрольной групп