Какие бывают животные

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • знакомство с разнообразием животных, их приспособленностью к месту обитания;
  • развитие логического мышления;
  • воспитание любви и бережного отношения ко всему живому.

Оборудование: картинки “Дикие и домашние животные”, таблица “Насекомые; коллекции насекомых (на каждую парту), шишки (подарок); выставка книг о животных, тетрадь “Ознакомление с окружающим миром”, 1кл. авторы: Сороцкая О.Н., Плешаков А.А.

I. Оргмомент. Сообщение темы урока.

Учитель.

Здравствуйте, ребята!
Сели! Хорошо закроем двери,
Шум оставим за дверями
И начнем урок мы с вами.

Стук в дверь.

Кто-то к нам пришел. Сейчас посмотрим.

Входит Лесовичок с ученицей класса.

Лесовичок.

Шла по лесу Маша,
Споткнулась, упала,
И ко мне, Лесовичку,
В гости попала.
(обращается к ученице)
Идём! Я тебя провожу –
Животных тебе покажу
И их различать научу.

Маша. Кто Вы?

Лесовичок.

Я – хозяин всех зверей!
Трав, лесов, букашек,
Комаров и пташек!

К себе в гости я возьму только тех, кто будет догадливым на уроке. Я приготовил вам много загадок. Ну-ка, отгадайте!

(Примечание. В течение всего урока Лесовичок загадывает загадки, хвалит детей за активное участие. В конце урока он дарит учащимся шишки, как подарок за хорошую работу).

II. Актуализация знаний.

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой храпит в берлоге,
От мороза, пряча нос (Медведь)

Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину. (Бобры)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Спал цветок и вдруг проснулся –
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел. (Бабочка)

Иллюстрации животных прикрепляются на доску.

Лесовичок. Вот сколько нас получилось отгадок. А как назвать одним словом медведя, бобра, дятла, бабочку? (Животные)

Бегают в лесу и в поле,
Плавают в реке и в море,
Могут прыгать и летать
И друзьями могут стать.
Ну а в городе большом –
Зоопарк их главный дом.

Эти животные очень разные, однако, у них есть и общее. Что?

Дети. Все животные могут передвигаться – бегать, ползать, плавать, летать, прыгать.
–Животные имеют детёнышей. Они растут и из маленьких становятся взрослыми.
–Животные ищут пищу в природе. Природа их дом, и все они имеют в ней своё место и значение).

Лесовичок. Что вы можете сказать о значении животных?

Звучит стихотворение Б.Заходера “Про всё на свете”.

III. Формирование понятия “насекомые”

Отгадайте загадки.

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук)

Гудит тяжелый самолёт,
Заходит на посадку.
Большой цветок его зовёт,
Такой душистый, сладкий,
Кто это? (Шмель)

Хоть они и жалят больно,
Их работой мы довольны. (Пчела)

Как назвать одним словом этих животных? (Насекомые)

Учитель. Посмотрите в свои коллекции.

Наблюдения исследовательского характера:

  • Сколько ног у вашего насекомого? (Шесть)
  • На сколько частей разделено тело? (Голова, грудь, брюшко)
  • На брюшке поперечные полоски, словно брюшко чем-то насечено. (Насекомое)
  • Есть ли крылья, и какие они? (Большие, маленькие, прозрачные, разноцветные)
  • К какой части тела прикреплены ноги и крылья? (К груди)
  • Что общего у всех насекомых? (Шесть ног, насечки на крыльях, тело разделено на три части: голова, грудь, брюшко)

Учитель. Живут насекомые везде: на воде и под водой, на земле и под землей, в траве и древесине. Даже в пещерах, где всегда темно, даже в дремучем лесу или на голых скалах. Одни насекомые умеют летать, другие ползать, третьи бегать или прыгать.
Давайте дорисуем вашего насекомого.
Посмотрите на таблицу и скажите, чем похожи эти насекомые и чем они различаются? (Одни – яркие, красивые, другие – неприметные, одни – махонькие (тля), другие – великаны; общее – 6 ног, тело разделено на три части).

Лесовичок. Сейчас я посмотрю, знаете ли вы насекомых. Разгадайте мой кроссворд.

  1. Дом, где живут муравьи.
  2. Насекомое, самка которого больно кусает.
  3. Насекомое, которое живет в улье и делает мёд.
  4. Бабочка, которая откладывает яйца на капусте.

Лесовичок. Молодцы, ребята!

IV. Формирование понятия “рыбы”.

Лесовичок. Отгадайте загадки:

От зубастых щук таясь,
Стороной проплыл … (карась)

Рыболову, вот такая штука,
На крючок попалась … (щука)

Вильнёт хвостом
Туда-сюда –
И нет её,
И нет следа.
Какие это животные? (Рыбы)

Учитель. Где живут рыбы? Что вы можете сказать о внешнем виде рыбы?
Тело рыб покрыто скользкой чешуёй. Они – водные обитатели. Передвигаться им помогают плавники. С помощью жабр они дышат кислородом, дышат только в воде.
– Каких рыб вы знаете?

V. Формирование понятия “птицы”.

Лесовичок. Отгадайте загадки:

Съем червя, попью водички,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)

Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)

– Чем покрыто тело птиц? (Перьями)
– Из чего появляются птицы? (Из яиц)
Тело всех птиц и только птиц покрыто перьями, причем не все птицы могут летать, а яйца откладывают не только птицы.
– А каких вы знаете птиц, которые не летают?

VI. Формирование понятия “звери”.

Лесовичок. Отгадайте загадки:

Рыжая птичница
В курятник пришла,
Всех кур перечла
И с собой унесла. (Лиса)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка)

Учитель. Как назвать этих животных одним словом? (Звери)
– Чем покрыто тело зверей? (Шерстью)
– Чем звери выкармливают своих детёнышей? (Молоком)
– Звери и только звери выкармливают своих детёнышей молоком.
– Так на какие группы можно разделить животных?

– Конечно, мы перечислили не все группы животных, которые существуют в природе. Но мы с ними, ещё познакомимся.

VII. Физкультминутка.

Все животные по утрам делают зарядку, так как им предстоит, много трудиться в течение дня. Давайте и мы с вами выполним “Зверобику”.

Вот из леса на лужайку
Выбегает серый зайка –
Прыг-скок, прыг-скок,
Начинается урок.
(Дети прыгают)
Появился серый волк –
Заяц лапы поднимает,
Вдох и выдох начинает.
(Руки вверх – вдох, вниз – выдох)
Вдруг раздался страшный рык,
На лужайку прыгнул тигр.
Звери делают поклоны,
Начинаем наклоны.
(Наклоны вперёд)
Тут котята расшалились,
Влево, вправо наклонились.
(Наклоны влево, вправо)
Появился царь зверей –
Приседаем все скорей.
(Приседания)
Появилась корова,
И ленива, и здорова,
Завертела головой,
Ей бы жвачку и покой.
А теперь все дружно, вместе,
Начинаем бег на месте.
Корова затрясла рогами,
Начинаем мах ногами.
Вот пришёл конец зарядки,
Разбежались все зверятки.

VIII. “Дикие” и “домашние” животные.

Учитель. На какие две группы можно разделить животных?

Каких животных мы относим к диким? Каких – к домашним?
– А сейчас мы поиграем. Кто больше назовет домашних и диких животных.
– А теперь мы поиграем в такую игру: я буду называть вам животных, а вы, если это домашние животные, дружно хлопайте, а если это дикие животные, дружно поднимайте руки вверх. Итак:

Курица, слон, тигр, корова, кролик, заяц, кошка, бобр, лиса, собака, обезьяна.

IX. Самостоятельная работа.

Тетрадь “ Ознакомление с окружающим миром”, 1 класс, авторы О. Н. Сороцкая, А. А. Плешаков, страница 24.

Первый вариант – закрасить кружки там, где дикие животные;

Второй вариант – закрасить кружки там, где домашние животные.

Проверка выполнения задания.

X. Обобщение.

  • Какие вы знаете группы животных?
  • Почему заяц и кошка относятся к зверям?
  • Почему дятел и курица относятся к птицам?
  • Почему щука и карась относятся к рыбам?
  • Птицы летают, а бабочка тоже летает. Значит, бабочка - птица?

ХI. Игра “+”, “0”.

На листочках у детей стоят цифры от 1 до 5. Учитель читает высказывание. Если оно верно, то дети ставят “+”, если нет – то “0”.

  1. Медведь, синица – звери.
  2. Грач, синица – птицы.
  3. Паук – насекомое.
  4. Змея – птица, так как рождается из яиц.
  5. Лиса, лось – дикие звери

У детей должно получиться:

1. +
2. +
3. 0
4. 0
5. +.

XII. Итог урока.

Учитель. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.
А что мы скажем всем животным?

Нор звериных, птичьего гнезда
Разорять не будем никогда!
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом!

Лесовичок. Если вы хотите больше узнать о животных, то читайте эти книжки. (Указывает на книги, представленные на стенде)

Вручение призов (шишек) ученикам.