Урок математики в 1-м классе по теме: "Сравнение чисел. Решение задач на разностное сравнение чисел"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • учить сравнивать числа, решать задачи на разностное сравнение чисел
  • выработка прочных навыков счета в пределах 9
  • развивать мыслительные операции, речь, творческие способности учащихся
  • воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам

Оборудование: Петерсон Л.Г. Математика. 1 класс. Часть 2. М.: Баласс,2000, с.52–53.

I. Оргмомент.

II. Сообщение темы, целей.

– Сегодня мы будем учиться решать задачи на разностное сравнение, отрабатывать приемы сравнения чисел.

III. Актуализация знаний.

1. Ритмический счет до 50.

2. Найдите закономерность и продолжите ряд:

17    27    37    47…

10    100    1000…

3. Что общего в вертикальных рядах и в горизонтальных рядах?

4. Задачи в стихах.

В кружку сорвала Мария
Девять ягодок малины
Пять дала своей подружке?
Сколько ягод стало в кружке? (4)

У маленькой Светы четыре конфеты
Еще дала три Алла, Сколько всего стало? (7)

В садик тети Гали
Пять гусей забрались
Четырех прогнали
Сколько там осталось? (1)

Кошка вышила ковер
Посмотри, какой узор:
Три большие клеточки
В каждой по три веточки
Села кошка на кровать
Стала веточки считать
Но никак не может
Кто же ей поможет? (9)

5. Сравни выражения

IV. Подведение к проблеме. На доске квадраты и круги.

1.

– Чего больше на рисунках квадратов или кругов?
– Как вы будете сравнивать? (При счете 4 встречается раньше 6, поэтому 4 < 6)
– Как еще можно сравнить? (Составляя пары, 2 круга остались без пары, значит их больше)
– На сколько больше кружков, чем квадратиков? (Без пары остались 2 круга, значит на 2, на 2)

2.

– Каких фигур больше?
– Почему это задание трудно выполнить?
– Вы видите, что если числа большие, то известный нам способ сравнения не помогает. Поэтому сегодня нам надо придумать такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисления.

V. Открытие нового знания.

– Давайте вернемся к кругам и квадратам.Оставшиеся без пары круги составляют целое или часть? (Часть)
– Каким действием находится часть? (Вычитанием)
– Что нужно вычитать, чтобы ответить на вопрос “на сколько больше (меньше)”? (Из большого числа вычесть меньшее!!!)

Вывод: Чтобы узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого, надо из большего числа вычесть меньшее.

VI. Закрепление в тетрадях (с. 52).

Сначала выполняются вычисления, потом проверка составлением пар. Контроль усвоения знаний учащихся.

  • На сколько 8 больше 6?
  • На сколько 3 меньше 9?
  • Что больше 5 или 3? На сколько?

VII. Знакомство со схемами задач на сравнение чисел.

– Посмотрите на схему. Составьте все возможные равенства для разбиения отрезка Б на части М и Р.

М + Р = Б Р + М = Б

Б – М = Р Б – Р = М

Практическая работа с цветными полосками

– Сравните отрезки.
– Как нужно наложить полоски, чтобы сравнить их?
– Отметьте карандашом на большой полоске то место, где оканчивается меньшая полоска? (Учитель раздвигает полоски – одна под другой).
– Я проведу 2 пунктирные линии. Как вы думаете, что они означают? Обозначим полоски Б, М, Р.

– Какие соотношения между Б, М, и Р можно записать? (Соотношения одинаковые)

 

М + Р = Б        Р + М = Б
Б – М = Р        Б – Р = М

 

 

В задачах на сравнение совокупностей предметов по количеству могут быть неизвестны либо Р– разность, либо Б – большее число, либо М – меньшее число. Этим задачам соответствуют схемы.

– Давайте составим выражения и запишем под схемами.

Б – М М + Р Б – Р

– Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого?
– Как найти большее число?
– Как найти меньшее число?

VIII. Физкультминутка.

IX. Решение задач про птиц.

– Ребята, а какие птицы остаются зимовать? Чем они питаются? Как мы можем им помочь? Сделать кормушки, подкармливать.
– Сегодня мы решим задачу про синиц и снегирей.
– На дереве сидело 2 снегиря, а синиц на 3 больше. Сколько синиц было на дереве?

Решение задачи:

– Составьте выражения к данным схемам.

X. Чистописание. Письмо цифр.

7 77

XI. Работа с палочками.

– Логическая задача. Сделайте из 5 палочек шесть. Из 2 палочек пять.

XII. Решение примеров на числовом отрезке. (Самостоятельная работа).

– Решите примеры, а ответы расставьте в порядке возрастания.

4 – 2 + 3 = Ц
3 + 4 – 1 = А
5 + 3 – 4 = И
7 + 1 – 6 = М
6 – 4 + 1 = Н
8 + 0 – 7 = У

Проверка. Какое слово получилось?

 

 

 

 

 

 

– Правильно, сегодня вы стали еще умнее.

XIII. Итог урока.

– Чему сегодня учились на уроке?
– Молодцы, вы хорошо поработали. Спасибо за урок.

20.01.2005