Сборник развивающих занятий для учащихся 1-го класса

Разделы: Школьная психологическая служба


Данный сборник развивающих занятий выступает как один из видов психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности ребенка. Традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую, подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. На традиционных уроках в большей степени используются интеллектуальные, психологические ресурсы ребенка, и в меньшей степени - подкрепляются. С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т. д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.

Таким образом, одним из главных направлений работы школьного психолога в начальной школе является помощь ученику в освоении учебной деятельности. Психологу прежде всего необходимо совместно с учителем организовать психолого-педагогическое наблюдение в классе с целью выявления основных проблем и провести экспресс диагностику актуального развития. Согласно полученным результатам подготовить комплекс развивающих занятий, призванных актуализировать навыки учебной деятельности, создать ситуацию успеха и т. д.

Предлагаемые занятия призваны, в большей степени обратить внимание на то, что не всегда удается реализовать на традиционном уроке, а именно:

  • ориентация в пространстве;
  • произвольность поведения и познавательных процессов;
  • умение организовать деятельность;
  • мышление: сравнение, анализ, обобщение, выделение существенного;
  • внимание: концентрация, объем, устойчивость;
  • память: словесно-логическая;
  • восприятие: дифференцированность, устойчивость;
  • словарное развитие;
  • тонкая моторика.

Важно отметить, что многое из вышеперечисленного затрагивается в процессе обучения, но по большому счету косвенно, опосредованно, специально на традиционном уроке внимание этому не уделяется.

В сборник занятий вошли общеизвестные упражнения, описанные в педагогической и психологической литературе, упражнения авторов, предлагающих свои развивающие программы и авторские, оригинальные упражнения. Каждое занятие предполагает некоторое количество повторений, по необходимости приоритет можно отдавать тем или иным упражнениям, в зависимости от потребностей детей. Занятия логически выстроены по двум направлениям:

  1. От простого к сложному.
  2. По актуальности задач в период адаптации.

Некоторые упражнения предполагают наличие бланков для работы, которые легко можно подобрать в предлагаемой сейчас развивающей литературе. Каждое занятие рассчитано на 30 – 40 мин.

Занятия для первого класса.

I. Ориентация в пространстве:

  • копирование с доски;

  • ориентирование в тетради.

II. Произвольность:

  • восприятие, понимание инструкции;

  • произвольность познавательных процессов (память, внимание, воображение, восприятие).

К занятию №1.

Упр. 3. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей у детей», Ярославль, 1997 г.

Используются бланки с рисунками где из 4-х надо выбрать самый узкий мост, самое высокое дерево и т. д.

Важно: попросить детей самим придумать задания по уже отработанному образцу.

Упр. 4. Дорисовывание геометрических фигур с последующим соотнесением с образцом.

Занятие №1.

  1. Рисуем по клеточкам, отступаем в тетради.
  2. Игра «футбол», – внимание, произвольность.
  3. Ориентация в пространстве: выше, ниже, шире, уже.
  4. Зрительный анализ: «Дорисуй и проверь».
К занятию №2.

Упр. 4. Дается набор геометрических фигур – надо составить рис. какого-нибудь предмета.

Занятие №2.

  1. Внимание, произвольность.
    – Копирование с доски сложных фигур (по клеточкам).
  2. Пространственная ориентация.
    –   Методика «домик»
  3. «Минутка» - произвольность, просидеть с закрытыми глазами 1 мин., почувствовать ее.
  4. Составь рисунки из фигур.
К занятию №3.

Упр. 3. Рукой в воздухе пишутся буквы, надо угадать, что за буква.

Занятие №3.

  1. Внимание, произвольность.
    –   «Звучащие предметы», определить предмет по издаваемому им звуку.
  2. «Минутка».
  3. Восприятие, внимание.
    – «Буквы в воздухе»,
  4. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
К занятию №4.

Упр. 1. Графическая сказка: рассказывается история, сказка и одновременно с этим, герои и различные объекты зарисовываются на доске по клеткам. Дети, по ходу рассказа, копируют их в тетрадях, соблюдая размер и форму.

Упр. 3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.

Занятие №4.

  1. Ориентация в пространстве.
    – «Графическая сказка», копирование сложных фигур с доски.
  2. Произвольность восприятия, внимания.
    – «Повторяем движения», повторяются движения за преподавателем.
  3. Восприятие, произвольность.
    – Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв.
К занятию №5.

Упр. 1б. Делим лист А4 на части, без линейки, по образцу.

Упр. 2. Графический диктант в данном случае это замкнутая сложная фигура, которую нужно нарисовать под диктовку по клеточкам.

Занятие №5.

  1. Ориентация в пространстве.
    –   Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
    –  «Раздели лист».
    –  Методика «Домик», занятие №2, упр.2.

  2. Графический диктант.

К занятию №7.

Упр. 1. На доске рисуют геометрическую фигуру, нужно нарисовать фигуру, отличающуюся от данной, каким-либо параметром.

Упр. 2. Можно попросить детей самим составить небольшой рисунок к графическому диктанту и прочитать его.

Занятие №6.

  1. Моторика.
    – Закрашиваем фигуры правой и левой рукой.
  2. «Графическая сказка», занятие №4, упр.1.
  3. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3

Занятие №7.

  1. Мышление.
    –   «Рисунок с противоположным свойством».
  2. Графический диктант.
  3. Составление рисунка из фигур, занятие №2, упр.4
  4. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3.
К занятию №8.

Упр. 2б. Провести лини по дорожкам, сначала правой, затем левой рукой.

Занятие №8.

  1. Произвольность восприятия, внимания.
    –  «Повторяем движения», занятие №4, упр.2.
  2. Моторика.
    –  Закрашиваем фигуры правой и левой рукой, занятие № 6, упр.1.
    –  «Дорожки».
  3. Методика «Домик», занятие №2, упр.2.

К занятию №9.

Упр. 2.

..    ..    .
––––––––        –––>        –––––––
.     .     .

 

..      .
––––––        –––>        –––––––
.       .

и т. д.

Упр. 3. Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей», ОСЬ, 1999 г.

Занятие №9.

  1. Восприятие.
    –   Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие № 4, упр.3.
  2. Пространственная ориентация:
    –   Копирование групп точек  группы точек, расположенных над и под чертой.
  3. Моторика.
    –   Вырезать фигуры из бумаги.
К занятию №10.

Упр. 1. Найти фигуры, спрятанные в рисунке.

Упр. 2а. Зачитывается набор слов, нужно сосчитать слова, начинающиеся на заданную букву.

Занятие №10.

  1. Восприятие, зрительный анализ.
    –    «Сколько 4-х угольников».
  2. Произвольность внимания:
    –    «Сосчитай слова».
    –     Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.
  3. Произвольность восприятия.
    –   «Звучащие предметы», занятие №3, упр.1.
К занятию №11.

Упр. 2. На несколько секунд предъявляются наборы букв (от 4 до 9). Нужно их запомнить и записать в тетради. Буквы нарисованы на полосках ватмана, шириной 10 –15см.

Упр. 3. На бланке переплетены контуры предметов, нужно найти заданные предметы и раскрасить их.

Занятие №11.

  1. Ориентация в пространстве.
    –   На листе бумаги (А4) располагать фигуры: справа от…, слева от…, справа и вверху от…, и т.д.
  2. Произвольность внимания.
    –  «Запомни и запиши».
  3. Зрительный анализ.
    –  «Найди по контуру».
К занятию №12.

Упр. 3б. Произвольно составляется набор предметов из разных материалов. Сначала вместе с детьми послушать, как предметы звучат при постукивании о стол, затем попросить детей закрыть глаза и узнать предмет по звуку, повторив постукивания о стол.

Занятие №12.

  1. Ориентация в пространстве, занятие №1, упр.3
  2. Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
  3. Концентрация внимания.
    –  Переплетенные линии.
    – «Звучащие предметы», занятие №3, упр.1.
К занятию №13.

Упр. 1. Предъявляются картинки (4 – 5 рис.) на короткое время. Затем, предъявляются картинки, в которые добавили 1 – 2 рис.

Упр. 2. Лист разделен на 2 части, в одной нарисована фигура, в другой точки. Нужно выбрать точки, в результате соединения которых получится фигура, показанная на образце.

Занятие №13.

  1. Память, произвольность восприятия.
    –   «Что изменилось?»
  2. Восприятие.
    –   Копирование по точкам.
  3. Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
  4. Произвольность внимания.
    –   «Запомни и запиши», занятие №11, упр.2.
К занятию №14.

Упр. 1. Предлагается из небольшой линии, окружности и т. д. создать рисунок.

Занятие №14.

  1. Воображение.
    –  «Дополни линию».
  2. Пространственное восприятие.
    –  Копирование точек, занятие № 9, упр.2.
  3. Ориентация в пространстве.
    –   Методика «Домик», занятие №2, упр.2.
    –   Графический диктант.
К занятию №16.

Упр. 1. Зачитывается список слов, среди которых есть названия профессий. Нужно сосчитать, сколько профессий было названо.

Занятие №15.

  1. Ориентация в пространстве, занятие №11,упр.1
  2. Моторика, занятие №6, упр.1
  3. Графический диктант.

Занятие №16.

  1. Внимание, произвольность.
    –  «Не пропусти профессию».
  2. Память, произвольность.
    –  «Запомни слова», зачитывается 10 слов – кто раньше запомнит.
  3. Восприятие, анализ.
    –  «Сколько треугольников», нарисовать прямоугольник и разделить его диагоналями.

Занятие №17

  1. Мышление.
    –  «Сравни понятия», предлагаются 2 слова, изображения предметов и т. д., нужно сравнить. Ответить на вопросы: Что общего? Что отличного?
  2. Внимание.
    –  Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.
  3. Память.
    –  «Запомни картинки», предъявляются для запоминания наборы картинок.

I. Мышление:

  • сравнение;

  • анализ;

  • логика;

  • выделение существенного.

II. Организация деятельности.

III. Внимание:

  • концентрация;

  • объем.

IV. Произвольность.

V. Восприятие.

К занятию №18.

Упр. 1. Предлагаются 2 картинки с одинаковым сюжетом, но отличающиеся в нескольких деталях.

Упр. 2а.

Дуб, береза, дерево, осина.
Часы, градусник, прибор, барометр И т. д.

Упр. 2б. На словесном материале. Из 4-х слов нужно найти лишнее, не подходящее по общему признаку, критерию.

Занятие №18.

  1. Внимание.
    –  «Найди отличия».
  2. Мышление.
    –  «Сравни понятия», занятие №17, упр.1
    –  «Четвертый лишний».
  3. Графический диктант.
  4. Восприятие, внимание.
    –  Копирование по точкам, занятие №13, упр.2.
К занятию №19.

Упр. 1. Тихомирова Л.Ф. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, «Академия развития» 1997 г.. Готовится набор карточек 6 – 8 шт., каждая карточка предъявляется на 2 – 5 сек., после чего ребенку нужно ее зарисовать.

Занятие №19.

  1. Внимание, концентрация, произвольность.
    –  «Запомни, нарисуй».
    –  Копирование по точкам, занятие №13, упр.2.
  2. Мышление.
    –  «Дополни набор», подобрать картинку для данной, ориентируясь на пару – подсказку.
  3. Память, опосредованная, логическая.
    –  «Пиктограммы»
К занятию №20.

Упр. 1. Для данного слова, предмета, выбрать из 4-х других слов, наиболее существенное, важное.

Город (дома, метро, завод, машины)
Человек (шляпа, дом, голова ,фото)

 

Занятие №20.

  1. Мышление.
    –  «Найди существенное».
  2. Графический диктант.
  3. Восприятие, анализ.
    –  «Сколько прямоугольников», занятие №16, упр.3.
К занятию №21.

Упр. 1. Прочитать предложение и попросить ответить на вопросы по содержанию.

Занятие №21.

  1. Память, объем, произвольность.
    –  «Послушай и ответь».

  2. Восприятие, произвольность.
    –  Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.

  3. Внимание.
    –  «Найди отличия» занятие №18, упр.1.
  4. Воображение.
    –  «Дополни линию», занятие № 14, упр.1.
К занятию №22.

Упр. 1. В рисунках изображена последовательность каких-либо действий (не по порядку), нужно восстановить порядок действий. После успешного выполнения заданий учителя, можно попросить ребят самим составить путаницу и загадать ее товарищам.

Упр. 2. Произносится слово, ребенок записывает слово, которое поможет ему вспомнить произнесенное учителем. В конце занятия напротив записанных слов попросить написать ранее произнесенные слова.

Занятие №22.

  1. Организация деятельности.
    –  «Путаница».
  2. Память, логика.
    –  «Подбери слово».
  3. Графический диктант.

Занятие №23.

  1. Мышление.
    –  «Сравни понятия», занятие №17, упр.1.
  2. Память, объем, произвольность.
    –  «Послушай и ответь», занятие №21, упр.1.
  3. Графический диктант.
К занятию №24.

Упр. 1. Записывается пара слов, находящихся в какой-то связи друг с другом. Затем дается слово, к которому нужно подобрать другое слово так, чтобы появилась связь, как у первой пары-подсказки.

Начало – конец, холодно - … (жарко).
Малина – ягода, ворона - … (птица).

Занятие №24.

  1. Мышление, логика.
    –  «Найди пару».
  2. Организация деятельности.
    –  «Путаница», занятие №22, упр.1.
  3. Восприятие, анализ.
    –  «Сколько треугольников», занятие №16, упр.3.
К занятию №25.

Упр. 1б. Найти как можно больше признаков- характеристик предмета.

Упр. 2а. Два одинаковых рисунка нужно раскрасить. Один рисунок правой рукой, другой – левой. Можно использовать ряды фигур. Один ряд раскрасить правой рукой, другой – левой.

Занятие №25.

  1. Мышление.
    –  «Дополни набор», занятие №19, упр.2.
    –  «Что можно сказать о…».
  2. Произвольность, моторика.
    –  «Закрашиваем 2-мя руками».
    –  Переписать с доски строчки, состоящие из наборов букв, занятие №4, упр.3.
К занятию №26.

Упр 2. На листе в клетку в середине строки нарисовать 2 линии - / \ ; вправо рисовать правой рукой, влево – левой рукой.

Занятие №26.

  1. Восприятие, анализ.
    –  «Сколько треугольников», занятие №16, упр.3.
    –  Копирование по точкам, занятие №13, упр.2.
  2. Произвольность, моторика.
    –  «Линии 2-мя руками».
  3. Графический диктант.
  4. Мышление.
    –  «Дополни набор», занятие №19, упр.2.
К занятию №27.

Упр. 1. Дается фигура, заштрихованная определенным количеством линий. Надо, не водя рукой, сосчитать количество линий  за определенное время.

Упр. 2. Предъявляется 7 рисунков очень простых фигур, предметов. Надо их запомнить и нарисовать в тетради.

Упр. 3. Дается рассказ, в котором перепутаны предложения. Надо восстановить последовательность.
Н. К. Винокурова «Развиваем способности детей», Росмэн, 2002 г., 1 кл.

Занятие №27.

  1. Внимание, устойчивость, концентрация.
    –  «Счет глазами».
  2. Память, объем, зрительная.
    –  «Запомни фигуры».
    –. Мышление, логика.
    –  «Перепутанный рассказ».
К занятию №28.

Упр.2. Предлагаются 2 картинки с одинаковым сюжетом, но отличающиеся в нескольких деталях.

Занятие №28.

  1. Мышление, логика.
    –  «Закономерности», на основе матриц Равена.
  2. Память.
    –   Послушай и ответь», занятие №21, упр.1.
  3. Внимание, концентрация.
    –  «Найди отличия».
    –  «Переплетенные линии».
К занятию №29.

Упр. 2. Дается набор фигур, расположенных в 4 – 5 рядах. Инструкция: раскрась в 1-м ряду предмет 4-й справа и 2-й слева и т. д.

Занятие №29

  1. Мышление, логика.
    –  Простые ребусы.
  2. Ориентация в пространстве.
    –  «Раскрась по маршруту».
  3. Память.
    –  «Послушай и ответь», занятие №21, упр.1.
К занятию №30.

Упр. 4. Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей, 1 кл.» РОСМЭН, 2002 г.

Называется предмет, надо угадать, частью чего он может быть.
Ветка – дерево, колесо – автомобиль, и т. д.

Занятие №30.

  1. Восприятие, внимание.
    –   Копирование по точкам, занятие №13, упр.2.
  2. Внимание, концентрация.
    –     «Переплетенные линии».
  3. Произвольность, моторика.
    –     «Закрашиваем 2-мя руками», занятие №25, упр.2а.
  4. Мышление.
    – «Часть – целое».
К занятию №31.

Упр. 1. Предъявляется рисунок, нанесенный на клеточную сетку. Надо по клеткам скопировать рисунок.

Занятие №31.

  1. Восприятие.
    –   «Рисунок по клеткам».
  2. Мышление, анализ.
    –   «Простые ребусы».
  3. Произвольность, моторика.
    –   « Линии 2-мя руками», занятие №26, упр.2.
К занятию №32.

Упр. 1. Предъявляются 4 геометрические фигуры, отличающиеся по форме, размеру, цвету и т. д. Надо найти лишнюю фигуру разными способами.

Упр. 2б. На бланке нарисованы извилистые дорожки, провести по ним карандашом правой и левой рукой, на время.

Занятие №32.

  1. Мышление, анализ.
    –    «Лишняя фигура».
  2. Произвольность, моторика.
    –   « Линии 2-мя руками», занятие №26, упр.2.
    –    «Дорожки».
  3. Восприятие.
    –    «Рисунок по клеткам», занятие №31, упр.1.
К занятию №33.

Упр. 3. Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов «Ракзвитие логического мышления детей» Ярославль, Академия развития, 1998 г.

Нужно угадать предмет, который подходит под определенные признаки.

Белый, сладкий, твердый - … (сахар) и т. д.

Занятие №33.

  1. Мышление, анализ.
    –    «Простые ребусы».
    –    «Найди существенное», занятие №20, упр.1.
  2. Память, зрительная.
    –    «Запомни фигуры», занятие №27, упр.2.
  3. Воображение, слов. развитие.
    –    «Угадай по признакам».
К занятию №34.

Упр. 3. Предъявляется рисунок (простой). За определенное время его нужно рассмотреть и запомнить, затем ответить на вопросы к нему.

Занятие №34.

  1. Мышление, анализ.
    –   «Что можно сказать о…», занятие №25, упр.1а.
    –   «Перепутанный рассказ», занятие №27, упр.3.
  2. Ориентация в пространстве.
    –    «Раскрась по маршруту», занятие №29, упр.2.
  3. Память, объем, зрительная.
    – «Запомни и ответь».
К занятию №35.

Упр. 2. Читается рассказ, в котором пропускаются слова, нужно угадать, что за слово было пропущено по смыслу, и записать его.

Занятие №35.

  1. Мышление, анализ.
    –    «Дополни набор», занятие №19, упр.2.
  2. Словарное развитие.
    –    «Пропавшее слово».
  3. Память, зрительная.
    –    «Запомни фигуры», занятие №27, упр.2.
К занятию №36.

Упр. 1. Дается пара слов, нужно придумать предложение, связав слова по смыслу.

Занятие №36.

  1. Словарное развитие.
    –    «Соедини пару».
  2. Мышление.
    –    «Найди существенное», занятие №20, упр.1.
    –    «Простые ребусы».
  3. Память, объем, зрительная.
    –    «Запомни и ответь», занятие № 34, упр.3.
К занятию №37.

Упр. 1. Дается группа слов, объединенных общим признаком. Надо подобрать обобщающее слово.

Занятие №37.

  1. Мышление, обобщение.
    – «Назови одним словом».
    – «Часть – целое», Занятие №30, упр.4.
  2. Словарное развитие.
    – «Пропавшее слово», занятие №35, упр.2.
  3. Организация деятельности.
    – «Путаница», занятие № 22, упр.1.
К занятию№38.

Упр. 1а. Н.К.Винокурова «Развиваем способности детей, 1 кл.» РОСМЭН, 2002 г.

К заданным словам надо подобрать более общее понятие.

Роза – цветок, сапог – обувь, и т. д.

Занятие №38.

  1. Мышление, обобщение.
    – «Общее понятие».
    – «Лишняя фигура», Занятие №32, упр.1.
  2. Воображение, слов. развитие.
    – «Угадай по признакам», занятие №33, упр.3.
  3. Словарное развитие.
    – «Пропавшее слово», занятие №35, упр.2.

 

28.01.2005