Программа элективного курса "Семейная хроника в русской литературе XIX–XX веков"

Разделы: Литература


Пояснительная записка.

    Жанр семейной хроники в русской литературе оказался незаслуженно забытым, и произведения писателей, работавших в этом жанре, не занимают должного места в школьной программе по литературе. К таким писателям можно отнести С. Т. Аксакова,

Н. Г. Гарина-Михайловского и других (даже термин возник: писатели второго ряда). А ведь М. М. Пришвин, исключительно высоко ценивший “семейную хронику”, не без оснований писал: “Аксаков – это наш Гомер …”. Последние годы наметился определенный интерес к теме семейного воспитания, изображению истории семьи и ее традиций, что связано с проблемами воспитания, кризисом семейных отношений в современном мире. Произведения писателей, разрабатывающих эту тему, постепенно возвращаются в школьную программу, занимают в ней свое место. Это говорит о важности и актуальности данной темы. Знакомство с текстами признанных авторов обогатит современных школьников новым читательским опытом, поможет более полно представить литературный процесс XIX – XX веков и углубит представление о русской литературе в целом.
Целью курса является знакомство учащихся с творческой биографией и отдельными произведениями таких русских писателей, как С. Т. Аксаков, Н. Г. Гарин-Михайловский, Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Н. Толстой, И. А. Бунин, И. С. Шмелев, М. А. Булгаков, В. Г. Кочетов, Ф. А. Абрамов, В. П. Аксенов и В. Федорова. Выбор имен и текстов ориентирован на школьную программу.
    В задачи курса входит чтение и изучение на историко-литературной основе избранных произведений, на это отводится одно занятие в неделю. Это реально возможно при нынешней учебной нагрузке. Этот курс ориентирован на учащихся 10-11 классов.
    В основу программы положен историко-тематический принцип. Весь курс разделен на два цикла. В первый входят произведения писателей, описывающих семейный быт и нравы XIX века. Они соотнесены с изучением литературы II половины XIX века: трилогия С. Т. Аксакова “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова-внука”, “Воспоминания”, тетралогия Н. Г. Гарина-Михайловского “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”, трилогия Л. Н. Толстого “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, роман М. Е. Салтыкова-Щедрина “Пошехонская старина”, повесть А. Н. Толстого “Детство Никиты”, и завершает этот цикл лирический дневник И. А. Бунина “Жизнь Арсеньева”. Второй цикл соотносится с изучением литературы XX века и включает в себя следующие произведения: роман М. А. Булгакова “Белая гвардия”, роман-воспоминание И. С. Шмелева “Лето Господне”, производственный роман В. А. Кочетова “Журбины”, первую часть тетралогии Ф. А. Абрамова “Братья и сестры” и произведения современных писателей “Московская сага” В. П. Аксенова и “Семья” В. Федоровой.
    Авторы изучаемых произведений уделяли преимущественное внимание изображению истории семьи, семейных традиций, процессу формирования личности, особенно в детские, отроческие и юношеские годы, а также осуществлению связей человека с окружающим миром. Эти темы и проблемы будут главными при изучении произведений, которые в той или иной степени содержат признаки жанра семейной хроники.
    Выбранные произведения рекомендуются для чтения целого текста и отдельных эпизодов. Такое обзорное изучение позволяет познакомить учащихся с особенностями индивидуальной манеры каждого писателя и дать представление о проблематике и поэтике их произведений и, возможно, заставит самостоятельно обратиться к творчеству данных писателей. На занятиях важно выяснить, чем сегодня может быть интересен жанр семейной хроники, что он может дать современному читателю, каким опытом обогатить.

 

Содержание программы.

Аксаков С. Т. как основоположник жанра в русской литературе. “Семейная хроника”, “Детские годы Багрова-внука”, “Воспоминания”.
Автобиографическая основа трилогии. Роль Гоголя в ее создании. Погруженность писателя в родовые, семейные предания. Образ деда писателя – Степана Багрова, история его переселения в Уфимскую губернию. Романтическая история любви деревенского по воспитанию и “образованию” Алексея Багрова и высокопросвещенной и “светской” дочери заместителя уфимского наместника. Психологизм в изображении формирования характера Сережи Багрова. Природа в жизни мальчика.
Гарин-Михайловский Н. Г. - превосходный знаток и защитник детства. “Детство Темы”, “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”.
Уроки детства, осмысляемые героями Гарина всю жизнь. Образ Темы, доброго, впечатлительного, искреннего мальчика, которого писатель проводит через все горнила жизни. Особенности сюжета и композиции хроники. Исследование в художественной форме факторов, входящих в понятие счастье. Образование: различное понимание его роли в жизни человека героями тетралогии. Образ матери Темы: изменение отношения к ней ребенка. Жизнеутверждающая основа мировосприятия писателя.
Толстой Л. Н. “Детство”, “Отрочество”, “Юность” - “диалектика трех эпох развития человека”.
Роль детства в развитии человека. Отношения взрослых и детей в трилогии: чистота нравственного чувства ребенка и фальшивая жизнь взрослых, основанная на тщеславии и соблюдении внешних приличий и условностей. Отрочество как чрезвычайно болезненный этап в жизни человека. Изображение внутреннего мира отрока, душевной катастрофы, переживаемой им в этот период. Программа нравственного самоусовершенствования, разработанная Николенькой Иртеньевым в юности. Роль матери и отца в жизни мальчика, изменение этой роли с течением времени. Семейные традиции в трилогии.
Салтыков-Щедрин М. Е. “Пошехонская старина”.
Автобиографическая основа “семейных” романов Салтыкова-Щедрина. Семейная и историческая хроника “Пошехонская старина” как лебединая песня писателя, итог творчества. Изображение патриархального уклада жизни дворянской семьи Затрапезных. “Дети” - центральная глава, вокруг которой группируется весь остальной материал, посвященный основной обобщающей проблеме – воспитания и формирования нового поколения. Образ матери Анны Павловны Затрапезной, ее отношение к детям, к окружающим.
Толстой А. Н. “Детство Никиты”.
“Детство Никиты” - одна из лучших в мировой литературе повестей о детстве. Мажорность настроения повести, основанной на автобиографическом материале. Изображение детства как самого счастливого периода в жизни человека. Память детства и чувство родины как главные мотивы произведения. Бережное воссоздание “пылинок и блесток детства” в повести. Роль матери Александры Леонтьевны в жизни маленького Никиты.
Бунин И. А. “Жизнь Арсеньева”.
Роман “Жизнь Арсеньева” - самое откровенное, лирическое, исповедальное из всех произведений Бунина. Взаимопроникновение прошлого и настоящего: двуплановость романа, проявляющаяся в возврате шестидесятилетнего человека в собственное детство и юность, и тут же “скачок” обратно, в сегодняшний день. Психологизм в изображении душевного состояния сначала ребенка, потом юноши. Роль природы в жизни Арсеньева. Поэтическая атмосфера дворянской усадьбы, воссозданная автором в произведении. Образ отца Арсеньева, оказавшего значительное влияние на формирование многих черт характера писателя.
Шмелев И. С. “Лето Господне”.
Изображение в романе духовной биографии ребенка через материальный, “вещный” мир, густо насыщенный великолепными бытовыми и психологическими подробностями. Восприятие маленьким Ваней окружающего мира. Роль в его жизни “преданий старины глубокой”, в которых предстает вся Русь в своей темпераментной широте, спокойствии, сочетании наивной серьезности, строгого добродушия и лукавого юмора, Русь, представляющаяся писателю “потерянным раем”. Ностальгические настроения книги. Своеобразие языка Шмелева.
Булгаков М. А. “Белая гвардия”.
Личность на крутом повороте истории, человек в водовороте событий – предмет изображения в романе, представляющем историческое повествование о трагических событиях гражданской войны. Роль Дома в жизни героев в это трагическое время: о него разбиваются волны ненависти, за его стенами находят герои спасение от разрушения, от вторжения враждебных им сил. Образ Елены Тальберг, хранительницы Дома, который становится для героев не просто надежным кровом, но и очагом культуры, местом сохранения семейных ценностей, семейных традиций.
Кочетов В. А. “Журбины”.
Сочетание производственной и семейной тем в романе. Изображение рабочей династии кораблестроителей, семейных традиций Журбиных, ее нравственных устоев. Образ старого Журбина, его тяжелая, полная невзгод и лишений жизнь солдата, рабочего, матроса. Третье поколение семьи, защищавшее Родину на фронтах Великой Отечественной войны.
Ф. А. Абрамов. “Братья и сестры”.
Смысл значения фамилии Пряслины. Изображение в тетралогии трагического процесса потери членами семьи чувства кровного родства в новых исторических условиях, отрыва от земли русского крестьянина, что воспринимается автором как “утечка исторической энергии народа”. Многочисленная и дружная семья Пряслиных в начале повествования, ее традиции, идущие из глубины веков как память предков. Изображение единства членов семьи перед лицом опасности и его постепенного распада, вызванного уходом из жизни людей, своим существованием поддерживающих это единство.
Аксенов В. П. “Московская сага”.
Семья в страшные годы сталинских репрессий. Изображение семьи Градовых, представляющей три поколения российских интеллигентов, которые проходят все круги ада сталинской эпохи. Борис и Мери Градовы как хранители домашнего очага, семейных традиций. Образ Дома в романе, в котором находят отдохновение от исторических и житейских бурь герои романа. Образы детей в романе, продолжающих семейные традиции или идущих своей дорогой.
Федорова В. “Семья”.
Современное переломное время в романе, его влияние на установление и сохранение родственных связей героев романа. Осознание необходимости сохранения семейных традиций и устоев в наше время. Восприятие семьи как основы духовного начала личности. Параллели с классической литературой.

Использованная литература.

  1. Добролюбов Н. А. “Деревенская жизнь помещика в старые годы”; Собр. соч., т. 2, 1962 г.
  2. Машинский С. И. “С. Т. Аксаков”, М., 1973 г.
  3. Миронов Г. М. “Поэт нетерпеливого созидания. Н. Г. Гарин-Михайловский”, М., 1965 г.
  4. Юдина И. М. “Н. Г. Гарин-Михайловский”, Л., 1969 г.
  5. Храпченко М. Б. “Лев Толстой как художник”, М., 1971 г.
  6. Ломунов К. “Жизнь Льва Толстого”, М., 1981 г.
  7. Макашин С. А. “Салтыков-Щедрин. Биография”, М., 1965 г.
  8. Турков А. “Салтыков-Щедрин”, М., 1981 г.
  9. Алпатов А. В. “Творчество А. Н. Толстого”, М., 1956г.
  10. . Поляк Л. “Алексей Толстой – художник”, М., 1964 г.
  11. . Петелин В. В. “Судьба художника. Жизнь, личность, творчество А. Н. Толстого”, М., 1982 г.
  12. . Афанасьев В. А. “И. А. Бунин”, М., 1966 г.
  13. . Сорокина О. “Московиана: Жизнь и творчество Ивана Шмелева”, М., 1994 г.
  14. . Чудакова М. “Жизнеописание Михаила Булгакова”, М., 1987 г.
  15. . Яновская Л. “Творческий путь Михаила Булгакова”, М., 1983 г.
  16. . Строков П. С. “В. Кочетов. Страницы жизни, страницы творчества”, М., 1985 г.
  17. . Цветов Г. “Шедший против ветра”, ж. “Литература в школе”, № 6, 1989 г.
  18. . Золотусский И. П. “Исповедь Зоила: Статьи, исследования, памфлеты”, М., 1989 г.
  19. . Бондаренко В. “Реальная литература”, М., 1996 г.

 

3.02.2005