Принятие собственного гнева как тема социально-психологического тренинга для старшеклассников

Разделы: Школьная психологическая служба


    Принятие себя предполагает принятие своих чувств. Особую трудность традиционно представляет принятие тех эмоций, которые не нравятся самому человеку и вдобавок не являются социально поощряемыми (социальный запрет на выражение отрицательных эмоций); гнев – именно такое чувство. Вместе с тем, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно одним из показателей личностной зрелости. Принятие своего гнева предполагает, во-первых, принятие ответственности за чувство гнева и, во-вторых, разведение переживания гнева и поведения, вызванного гневом. Неумение проявлять свои отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого, неуверенного и уступчивого поведения, особенно в провоцирующих ситуациях.
    Таким образом, принятие гнева является существенной частью работы по принятию себя, по формированию конструктивной “Я-концепции”. Без систематической работы в этом направлении человек не может полноценно контролировать себя и выбирать достойное поведение, то есть вести себя в задевающих ситуациях “твердо, но доброжелательно”.
    В практику общеобразовательной школы входят новые интересные активные формы групповой работы, в их числе социально-психологический тренинг.
    Это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирование коммуникативных навыков, оказание психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы учеников.
    Программа тренинга по теме “Гнев – это нормально” рассчитана на 10 занятий по два часа.

Цель программы: обучение рефлексивным навыкам для более глубокого знакомства с собственным гневом, формирование собственного стиля совладания с гневом.

Задачи программы:

  1. Дать ответ на вопрос: что такое гнев, как он проявляется?
  2. Определить цели и функции гнева.
  3. Определить роль убеждений и концепций в возникновении “отношения” человека к событию. Создать условия, позволяющие участникам группы обнаружить корни своего гнева в определенных ситуациях.
  4. Создать условия, в которых для участников группы станет возможным принятие собственных чувств – с одной стороны, а с другой – принятие ответственности за свои чувства.
  5. Обучение рефлексивным навыкам для более глубокого знакомства с собственным гневом, а также обучение навыкам поведения, характерным для уверенного стиля общения.
  6. В ходе разнообразных психологических процедур создать условия, в которых подростки освоят способы совладания с собственным гневом.

Тематическое планирование:

  1. Актуализация темы встреч. Что такое гнев, как он проявляется?
  2. “Суд над гневом”. Определить цели и функции гнева.
  3. Исследование процесса возникновения гнева.
  4. Принятие собственных чувств и ответственности за эти чувства.
  5. Шаги по работе с собственными чувствами.
  6. Как снять напряжение, которое вызывает чувство гнева.
  7. Гнев и агрессивное поведение.
  8. - 10.. Психодрама “Общение с собственным гневом”.

Занятие 3.

Тема занятия: Исследование процесса возникновения гнева.

Цель занятия: Определить роль убеждений и концепций в возникновении “отношения” человека к событию. Создать условия, позволяющие участникам группы обнаружить корни своего гнева в определенных ситуациях.

Упражнение 1: “Толкалки”.

Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки на высоту плеч и обопритесь ладонями о ладони своего напарника. По моему сигналу начните толкать своего партнера ладонями, стараясь сдвинуть его с места. Если же ваш партнер сдвинет вас назад, постарайтесь вернуться на прежнее место. Поставив одну ногу назад, вы получите великолепную опору. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль.

    Давайте проанализируем ситуацию порождения гнева.
    Известный психолог Альберт Эллис, исследуя процесс возникновения агрессивных мыслей, предложил полезную схему.
    Допустим, есть Событие (S) и эмоциональная реакция человека на произошедшее – Чувства (Ч). Что следует из чего, S из Ч или Ч из S?
    В ходе дискуссии подводим к выводу: в этой логической схеме не хватает еще одного звена – Отношения ( R ) к S, то есть моих ожиданий и принципиальных убеждений относительно S. Таким образом, Ч – это результат согласования между S u R. Если событие и мое ожидание не согласуются, я испытываю гнев.
    Таким образом, существует пусковой механизм гнева – “точка”, “крючок”, которые тебя задевают.
    У каждого человека есть свои “крючки”, то есть событие или фраза, которые сразу “заводят”, злят человека.

Упражнение 2: “Неоконченные предложения”.

  1. Я обычно сержусь, когда…
  2. Я чаще всего обижаюсь, когда…
  3. Я терпеть не могу…
  4. Я не могу сдержаться, когда…
  5. Я могу нецензурно выразиться, в случае…
  6. Мне не справиться со своей злостью, если…
  7. Я обычно начинаю спорить…
  8. Я могу ударить человека, если…
  9. Я могу накричать, если…
  10. . Я ненавижу, когда…
  11. . Я раздражаюсь, когда…
  12. . Особенно меня задевает…
  13. . Я обычно чувствую проявление агрессии…

Участники группы анализируют свои ответы и определяют “крючки”. Обсуждение в парах.

 

Упражнение 3: “Визуализация прошлого”.

    Упражнение посвящено “голосам и событиям прошлого”, которые на бессознательном уровне сформировали ряд убеждений, порождающих сильный гнев. Именно травмирующие переживания детства являются причиной “неуправляемого” гнева, когда ресурсы произвольности в некоторых ситуациях исчерпываются, и человек не может справиться с собой. Часто гнев иррационален. Гнев, порожденный детскими обидами, направляется на что-то случайное: отдаленное внешнее сходство, тон голоса, жест, манера человека.
    Обнаружить нити, тянущиеся из детства, очень трудно без специальных условий. Один из таких способов – визуализация. Я предлагаю вам мысленно вернуться в прошлое и представить сцены гнева, агрессии, направленной на вас или тех людей, которые, обижая вас, вызывали вашу агрессию.

  1. Закройте глаза, сделайте несколько медленных глубоких вдохов, расслабьтесь.
  2. Внутренним взором найдите в вашем прошлом ситуацию, наполненную гневом (открытым или скрываемым). Идите как можно дальше в прошлое, вспомните ситуацию, которая повторялась часто.
  3. Когда вы выбрали конкретную ситуацию, попробуйте конкретно и четко увидеть участников ситуации, обращайте внимание на жесты, слова, выражение лиц и прочее. Обратите внимание на ваши собственные тон голоса, слова и жесты.
  4. Обратите внимание на свои чувства: что вы чувствуете кроме гнева? Страх? Возбуждение? Вину?
  5. Вздохните несколько раз глубоко и медленно. Постепенно, не открывая глаз, перенеситесь в настоящее, представьте комнату, в которой проходят наши занятия. Откройте глаза и расскажите партнеру о том, что с вами было. Вариант: запишите в дневник впечатления от упражнения.

Упражнение 4: “А кроме того…”

    Порою каждому хочется на что-нибудь пожаловаться или поворчать.
    Разбейтесь на пары и встаньте друг напротив друга. Вы можете тут же рассказывать друг другу о неприятных или обидных вещах и жаловаться на жизнь, что есть сил. Говорите друг другу фразы, начинающиеся всегда с одних и тех же слов: “А кроме того…”

    Информация, которую мы получаем из внешнего мира – нейтральна, смысл ей мы придаем сами. Наши чувства – это результат нашего отношения к событию или информации, т.е. наше отношение - это некий Фильтр. Фильтры воплощают процесс придания смыслов информации, и эти смыслы отражают сущность конкретного человека – обладателя фильтров. Процесс придания словам и другой информации определенного смысла не осознается, если вы не владеете специальным навыком. Это навык определения своего “Я-слушания”, то есть определения своих фильтров.
    Устойчивые фильтры, появившиеся у человека по отношению к другим людям или ситуациям, приносят много неприятных эмоций (в том числе гнев) и чувство безысходности и беспомощности. Именно они блокируют творческое отношение к взаимоотношениям с другим человеком.

Упражнение 5: “Мои Фильтры”.

    Представьте себя, слушающего разных людей в разных обстоятельствах, когда вы испытывали раздражение или гнев, ну хотя бы то, что было в течение прошлой недели. Пусть в голову приходит само то, что осталось в памяти. Попробуйте коротко, в виде формулы обозначить свои фильтры или “Я-слушания”.
    Обсуждение в парах.
    Вывод: Мои ожидания, мои Фильтры перекодируют информацию в то, что она для меня значит – это часть моей личности. Ответственность за мои чувства лежит на мне. Гнев порожден вовсе не событиями реальной жизни, а моим отношением к этим событиям.

Упражнение 6: “Щит гнева”.
    С помощью маркеров, красок, мелков, вырезок из журналов и т.п. разрисовать щит (из картона большого размера) рядом картинок, метафорически передающим чувство гнева.
    Затем с внутренней стороны щита нарисовать ряд картинок, отражающих те чувства, которые обычно предшествуют гневу (обида, грусть, разочарование и др.).
    Обсуждая рисунки, приходим к лучшему пониманию природы и причин гнева.