Элективный курс "Алгебра матриц", 9-й класс

Разделы: Математика

Класс: 9


Данная программа «Алгебра матриц» является элективным курсом для учащихся 9 классов. На основе полученных знаний и с помощью матричной символики в профильном математическом классе изучается курс «Математическая статистика».

Матричная символика оказалась весьма удобным и эффективным способом упорядочения информации. Представление совокупностей математических элементов в виде матриц и правила операций над ними оказались плодотворными в математике и нашли широкое применение в физике, технике, экономике. Работа с матрицами не только экономит время, но и определяет более высокий уровень математической культуры и мышления.

Данный курс преследует цель познакомить учащихся с матричной символикой и основными понятиями алгебры матриц, а также научить их уверенно оперировать с матрицами как объектами более общего характера по сравнению с числами и функциями. Этот курс является базой для изучения курса «Математическая статистика». В то же время он облегчает усвоение информатики и способствует более глубокому восприятию информационно-вычислительной техники. Курс «Алгебра матриц» расширяет представление о возможностях математики. В результате изучения курса «Алгебра матриц» учащиеся узнают:

- типы и формы матриц;

- матричную символику;

- действия над матрицами;

- понятие определителя и его свойства;

- методы вычисления определителей.

Умеют:

- складывать, перемножать матрицы;

- вычислять определители методом элементарных преобразований, единственного деления, опорного элемента.

В процессе изучения материала предполагаются традиционные формы обучения в сочетании с нетрадиционными(индивидуальная работа, групповая, взаимное обучение, саморазвитие).

Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:

- самостоятельная работа;

- срезы знаний, умений в процессе обучения;

- итоговый контроль.

Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческая активность и результативность учащихся.

Динамика интереса отслеживается с помощью анкетирования на первом и последнем занятиях, собеседования в процессе работы.

Итоговый контроль предусматривает:

- творческую работу по преобразованию определителей;

- собеседование;

- написание и защиту рефератов.

 

Учебно-тематическое планирование материала

№ п/п Наименование разделов и тем. Количество

часов

 

1

2

3

 

1

2

3

 

 

 

 

4

5

 

1

2

 

Раздел 1 Основные понятия (5 ч)

Введение в предмет;

Изучение типов и форм матриц;

Матричная символика

Раздел 2 Действия над матрицами (12 ч)

Сложение матриц

Умножение на число

Элементарные преобразования матриц:

- перестановка местами двух параллельных рядов матрицы;

- умножение всех элементов ряда матрицы на число, отличное от нуля;

- прибавление ко всем элементам ряда матрицы соответствующих

элементов параллельного ряда, умноженных на одно и тоже число.

Канонический вид матрицы

Произведение матриц

Раздел 3 Определители (11 ч)

Основные понятия

Свойства определителей:

- равноправность строк и столбцов;

- перестановка 2 параллельных рядов;

- два одинаковых ряда;

- общий множитель элементов какого-либо ряда;

- разложения определителя на сумму двух соответствующих определителей;

- элементарные преобразования определителя.

Миноры

Алгебраические дополнения

 

1 ч

2 ч

2 ч

 

3 ч

2 ч

4 ч

 

 

 

 

1 ч

2 ч

 

1 ч

6 ч

 

 

 

 

 

 

1 ч

1 ч

 

1

2

3

Раздел 4 Методы вычисления определителей (6 ч)

Метод элементарных преобразований.

Метод единственного деления.

Метод опорного элемента.

 

2 ч

2 ч

2 ч

 

 

Литература:

1. Д.Хедли. Линейная алгебра.

2. Д.Письменный. Конспект лекции по высшей математике.

3. Гусаков. Пособие по высшей матемватике.