Эколого-психологический тренинг "Сохраним планету живой"

Разделы: Школьная психологическая служба


ЦЕЛЬ:

  1. Воспитание чувства любви и бережного отношения к природе.
  2. Воспитание чувства ответственности перед своими потомками за происходящее в природе, экологии, космосе.
  3. Побудить детей к стремлению сделать все необходимое, чтобы сохранить нашу планету живой.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Бумага, клей, ножницы, карандаши цветные и простые, ластик, фломастеры.
  2. Магнитофон, кассета с записью произведения П.И. Чайковского «Времена года»
  3. Рисунки детей на тему: «Сохраним нашу природу живой» – для оформления классной комнаты.
  4. Розетка, свеча, спички.

ХОД УРОКА.

1) Учащиеся с учителем сидят на стульях в кругу.

Учитель: Доброе утро, ребята! Я рада вновь видеть вас на своем уроке. Сегодня у нас необычный урок, урок-тренинг: «Сохраним планету живой!».

Но прежде чем начать наш тренинг, давайте, как обычно, поприветствуем друг друга.

  1. Ритуал приветствия: - Все берутся за руки и закрывают глаза и мысленно приветствуют группу, говоря при этом (мысленно) добрые, теплые пожелания всем участникам тренинга.

Учитель: Нам хорошо, спокойно, комфортно. Прислушайтесь к своим ощущениям: Что вы чувствуете в ладони правой руки? Что вы ощущаете в ладони левой руки? Ваши ощущения внутри вас, какие они? Прислушайтесь к ним и запомните их. Откройте глаза. Далее в течении 1-2 минут происходит обмен мнениями и своими ощущениями.

  1. А сейчас вспомним упражнение на внимание: «Ритмический рисунок».

Учитель хлопками показывает ритмический рисунок, задача группы: повторить его всем вместе чисто, а затем каждый по кругу хлопает один раз, соблюдая заданный ритм.

2) Учитель: Хорошо! Молодцы! Присядьте на свои места и продолжим занятие.

Все человечество и каждый человек - часть природы. Их самочувствие и жизнедеятельность в значительной степени определяется состоянием природы. Природа дает человеку пищу, одежду, энергию, строительный материал. Но человек брал и берет у природы ресурсы и не задумывается об их количестве и восстановлении. За последние десятилетия состояние природы, экологии резко ухудшилось. Природа как будто взбунтовалась против варварского к ней отношения. Происходит истребление животного и растительного мира; скорость вымирания видов животных с течением времени неуклонно возрастает, достигнув наибольшей стремительности за последние 1,5 столетия.

Очевидно то, что безразличие к природе может привести к экологической катастрофе, а экономические проблемы стали всеобщими, ибо они затрагивают и нравственные, и экологические, и правовые стороны действительности. Давайте начнем учиться беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого нам не дано.

Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Всем нам, нашим детям и внукам жить в XXI веке, и каким будет этот век, какова будет наша планета – зависит от каждого из нас.

А планета Земля уже посылает землянам сигнал SOS!

В Новосибирске проходила научная конференция экологов, где были ученые из разных стран мира. Присутствующих заинтересовало выступление японского ученого профессора Ли. Он рассказал о том, что приборы зафиксировали импульсы, похожие на стоны, крики о помощи нашей планеты.

Это стоны и просьба спасти ее. Наша обязанность не только быть услышанными, но и сделать все необходимое для того, чтобы спасти, сохранить нашу Землю живой!

Сегодня на нашем занятии я предлагаю каждому из вас на какое-то мгновение представить себя частичкой нашей планеты. Кто-то представит себя солнышком, а кто-то тайгой, кто-то ручейком, а кто-то птичкой. А может быть, кому-то захочется побывать капелькой росы или дождя. А может быть, животным или рыбкой, цветком или жучком…

От своего имени (образа, в котором вы будете) можете высказать претензии к человечеству.

Учитель зажигает свечу спичками (ни в коем случае не зажигалкой, т.к. все имеет свое значение). Свеча находится в розеточке или специальном приспособлении, чтобы расплавленный воск не обжигал пальцы рук.

- А сейчас, - говорит учитель, - мы будем передавать свечу друг другу. Когда свеча находится в ваших руках, кто-то с закрытыми глазами, а кто-то, может быть, глядя на свечу, представит себя кем-то из перечисленных мною образов.

Запомните свои ощущения, мы о них будем говорить. (Свеча переходит из рук в руки по кругу).

Учитель: (задувая свечу) - на столе для вас приготовлены бумага, клей, ножницы, фломастеры. Вам необходимо изготовить для себя маску в виде того образа, в котором вы себя представляли. (дети изготавливают маски, в это время тихий музыкальный фон. Сделав маски, садятся на свои места.)

Учитель: Вот сейчас у вас у каждого представится возможность еще раз, надев маску своего образа, поделиться своими ощущениями, переживаниями, которые вы испытали, работая со свечой. Можете высказать от имени своего образа претензии к человечеству, к людям.

После завершения высказываний участникам занятия предлагается показать свой образ под музыку. Все танцуют, изображая свой образ.

Музыка затихает, все садятся на места.

Учитель: Каждый из вас сейчас подарит мне свою маску на память. Но не просто подарит, а, отдавая маску, скажет слова: «Я дарю…» и говорит о том, что он дарит от имени своего образа людям, человечеству: «Я – ручеек, я дарю всем …»

После своих слов дети отдают маски учителю.

Учитель: Ребята. Я уже говорила в начале занятия о том, что планета Земля живая, она принимает на себя через космическое пространство и положительное, и отрицательное, все наши мысли, все наши помыслы. Чем чище будут наши мысли, чем добрее наши поступки – тем здоровее и счастливее будет наша планета.

Давайте же, подняв руки ладонями вверх, мысленно отправим на энергетическом уровне слова любви и признательности нашей планете, космосу.

Учитель: Спасибо всем за работу. Наше занятие закончилось, всем крепкого здоровья, хорошего настроения, удачи (можно в конце урока раздать анкеты на рефлексию).

Ритуал прощания.

 

Анкета.

-------------------------------- --------------------------------

фамилия, имя, дата проведения занятия

1.Сегодняшнее занятие произвело на меня:

сильное впечатление     никакого впечатления

2. Я чувствовал(а) себя на занятии:

комфортно  хорошо   сковано

3.Самое большое впечатление произвело на меня упражнение:

а)

б)

в)

4. Это занятие вызвало у меня следующие ощущения:

 

 

 

 

5. Нужны ли подобные занятия, как вы считаете?

 

 

 

 

6.Ваши пожелания руководителю занятия: