Урок русского языка в 4-м классе: "Прямая речь"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • обеспечить усвоение учащимися понятия "прямая речь", правил письменного оформления прямой речи;
  • воспитание положительного отношения к знаниям;
  • развитие приёмов наблюдения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Введение в тему:

Прочитайте предложения, записанные на доске:

1. Максим Горький писал: “Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше!”
2. Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

  • Сравните предложения. Найдите сходство и различие.
  • Кому принадлежат выделенные слова?
  • В каком из предложений они переданы точно от имен писателя? (Первое предложение) Запишите его. Это предложение с прямой речью.

III. Работа над темой урока.

1. Тема нашего урока “Прямая речь”. Мы познакомимся с тем, как строятся предложения с прямой речью, правилами оформления прямой речи.
2. На сколько частей можно разделить записанное предложение?

Выделите эти части.

  • Какая из двух частей является прямой речью?
  • Как можно назвать другую часть? (слова автора)

Запись в тетради:

Ребята, как вы думаете, что такое прямая речь?

3. Вывод:

а) Прямая речь – точно переданная чужая речь от лица того, кто её произнёс;
б) Предложение с прямой речью состоит из двух частей: слов автора и прямой речи.

4. Правила оформления прямой речи (учебник “Русский язык 4 класс” (I –IV), автор А.Полякова, упр.400).

а) Прочитайте данный текст про себя.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел её съесть. Белка стала просить: “Отпусти меня.” Волк сказал: “Хорошо, я отпущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.” Белка сказала: “Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.” Волк отпустил белку, она вскочила на дерево и оттуда сказала: “Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.”

(По Л.Н.Толстому)

б) Прочитайте текст по ролям.
в) Назовите тему рассказа, главную мысль, главных героев.
г) Прочитайте предложения с прямой речью.

  • Составление схемы предложения с прямой речью. Знакомство с правилами оформления прямой речи:

  • Составление схем к остальным предложениям текста.

д) Прочитайте стихотворение С.Есенина “С добрым утром”, учебник “Живое слово”, 3 класс (I-III), стр.118.

С добрым утром! ccccc
Задремали звёзды золотые, Обрядилась ярким перламутром
Задрожало зеркало затона, У плетня заросшая крапива
Брезжит свет на заводи речные И, качаясь, шепчет шаловливо:
И румянит сетку небосклона. “С добрым утром!”
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
  • Найдите предложения с прямой речью. Составьте схему предложения.

е) Составьте предложения по схеме, где прямая речь используется с вопросительной интонацией.

5. Вывод:

а) Что такое прямая речь?
б) Как оформляется прямая речь на письме?

(После слов автора, перед прямой речью ставится двоеточие (:), а прямая речь заключается в кавычки и пишется с большой буквы)

IV. Закрепление. Ученикам раздаются листы с текстами для самостоятельной работы разного уровня.

I уровень: Вставьте пропущенные буквы. Выделите знаками препинания прямую речь.

Но отв..тило корыто ccccc Поб..жали во всю прыть,
На Федору я с..рдито! Чтоб посуду вор..тить
И ск..зала кочерга Эй вы глупые тарелки,
Я Федоре не слуга! Что вы скач..те, как белки?
А фарфоровые блюдца Вам ли б..гать за воротами
Над Федорою см..ются С воробьями ж..лторотыми?
Никогда мы, никогда Вы в канаву уп..дёте,
(Не) воротимся сюда! Вы утон..те в болоте.
Тут Федорины к..ты Не ходите, погодите,
Расфуфырили хв..сты Воротитеся д..мой!

II уровень:

Задание: выделите знаками препинания прямую речь:

И чайник шепнул утюгу ccccc Но блюдце сказало
Я дальше идти не могу. Гляди, кто это там позади?
И заплакали блюдца И видят: за ними из тёмного бора
Не лучше ль вернуться? Идёт-ковыляет Федора.
И зарыдало корыто
Увы, я разбито, разбито!

III уровень:

Задание: Поставьте недостающие знаки препинания при оформлении прямой речи.

И сказала скакалка: ccccc И сказали блюдца
Мне Федору жалко. Надо бы вернуться!”
И сказала чашка И сказали утюги
“Ах, она бедняжка! “Мы Федоре не враги”

Проверка: Из какого произведения эти отрывки. Кто автор (К.И.Чуковский “Федорино горе”)

1 уровень: проверяется вслух.
2-3 уровень: правильный вариант ответа записан заранее на доске.

6. Творческая работа. Составить 1-2 предложения с прямой речью или используя слова автора, допишите предложения с прямой речью.

Девочка удивилась: “... ?”
Болельщики прыгали: “... !”
Товарищу возразил: “... .”

7. Проверка.

V. Домашнее задание: Составьте мини-рассказ с использованием предложений с прямой речью “Однажды на прогулке”.

VI. Итог:

  • Что такое предложение?
  • Из чего состоят предложения с прямой речью?
  • Как на письме оформляется прямая речь?