Конспект урока физики в 7-м классе по теме: "Решение задач на применение формулы p=p.g.L"

Разделы: Физика


Структура урока

  1. Организационный момент урока (распределение учащихся по группам).
  2. Вводная беседа-опрос.
  3. Запись темы урока, формулировка целей и задач урока.
  4. Игра – решение задач.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание и консультация по его выполнению.
  7. Выставление оценок.

Цели урока:

  • образовательные:
    • повторить физические понятия, связанные с давлением жидкости;
    • научить применять формулу расчёта давления жидкости при решении задач прикладного содержания;
  • воспитательные:
    • воспитывать умение слушать, взаимовыручку и сотрудничество;
  • развивающие:
    • развить навыки решения задач прикладного характера.

Тип урока: урок-решение задач в форме игры.

Основные методы обучения:

  • репродуктивно-игровой;
  • аналитико-синтетический.

Оборудование:

  • карточки-задания для каждой группы (3 варианта в двух экземплярах ),
  • “орехи знаний”, разрезанные на осколки, которые прикреплены скрепками к овалу и поэтому сохраняют форму ореха, сосуды с молоком, подсолнечным маслом и “уксусом”.

ХОД УРОКА

Класс делится на 3 группы.

I. Вводная беседа-опрос:

– На прошлом уроке мы узнали, по какой формуле рассчитывается давление жидкости на дно и стенки сосуда. Вспомним и запишем на доске эту формулу. ( р = gh)
– Кто может показать, как эта формула была получена?

У доски выводит эту формулу ученик, используя готовый чертёж.

– От каких величин зависит давление жидкости? (От плотности, высоты столба жидкости и величины g).
– Какое парадоксальное явление можно объяснить с помощью этой формулы? (Гидростатический парадокс)
– В чём он заключается? (Разные массы жидкости создают одинаковое давление на одну и ту же площадь при равной высоте жидкости в сосуде)
– В каких единицах должны быть выражены , g и h в формуле, чтобы р было получено в паскалях? ([ ] в кг/ м3, [ g ] в Н/кг, [h ] в м ).
– Ребята, сегодня с помощью формулы р = gh мы будем решать задачи аналогичные примеру, рассмотренному в параграфе 38, который вы читали дома, а также и более сложные. Поэтому главная цель нашего урока: развить навыки решения задач на применение формулы р=gh.
Запишем тему урока “Решение задач на применение формулы р = gh”.
Наш урок мы проведём в форме игры “ Крепкий орешек”. Я напомню вам правила: у каждой группы свой орех они, различаются заданиями. Своими знаниями вы должны разбить “орехи” на осколки. Осколки на “орехах” пронумерованы, и номера заданий в карточках им соответствуют. Маленькому осколку аналогично лёгкое задание, а крупному – потруднее. Получайте карточки с заданиями, назначайте ответственного, который пойдёт решать задание у доски. Если задание выполнено верно, то ученик из группы получит определённое число баллов от 1 до 3 и отколет осколок от своего ореха. В течение урока каждый должен постараться набрать не менее 3 баллов – это минимум, за который я поставлю “3” а команда в целом должна быстрее отколоть все осколки от своего ореха. За большее число баллов оценка будет соответственно выше. Каждое дополнение, ответ я буду оценивать дополнительными баллами.

Решайте же задачи, решайте без сомнения,
Орешек вам поможет развить свои умения!

– Итак, приступаем к выполнению заданий.

Задания для 1 группы:

  1. Что вы знаете о давлении на одинаковых уровнях в жидкости?
  2. Какое давление оказывает на дно канистры слой керосина высотой 50 см?
  3. Водолаз в жёстком скафандре погружается на глубину 250 м. Определите, какое давление испытывает водолаз на такой глубине в озере.
  4. На какой глубине давление воды в море равно 412 кПа?
  5. Какая жидкость оказывает на глубине 5 м давление 40 кПа?
  6. Из формулы р = gh выразите величину h.
  7. Сравните давления р 1 и р 2 (см. рис.1).

Задания для 2 группы:

  1. Искусный ныряльщик погружается в море на глубину 50 метров. Какое давление испытывает он?
  2. Какое давление испытывают рыбки, плавая в аквариуме на глубине 20 см?
  3. Как зависит давление от высоты столба жидкости?
  4. Определите высоту водонапорной башни, если у её основания давление равно 220 кПа.
  5. Какая жидкость на глубине 0,1 м оказывает давление 790 Па?
  6. Сравните давления р1 и р2 (см. рис. 2).
  7. Из формулы р = gh выразите величину .

Задания для 3 группы:

  1. На какую высоту может поднять нефть насос, создающий давление 160 кПа?
  2. Из формулы р = F/S выразите S.
  3. Самое глубокое озеро-Байкал, его глубина 1620 метров. Определите давление на дне этого озера.
  4. Какое давление оказывает ртуть в резервуаре термометра, если её высота 20 см?
  5. Какая жидкость на одной и той же глубине оказывает большее давление: керосин или вода?
  6. Сравните давления р1 и р2 (см. рис.3).
  7. Какая жидкость на глубине 100 метров оказывает давление 710 кПа?

Когда группы справятся с заданиями на карточках, им предлагают экспериментальные задания по определению давления жидкости на дно сосуда и выбрать верный ответ под буквой, указанной в “ядре ореха”.

1 группе: определить давление молока на дно банки, пользуясь измерительной линейкой и таблицей плотности (см. “орех” 1).

2 группе: определить давление “уксуса” на дно бутылочки, пользуясь измерительной линейкой и таблицей плотности (см. “орех” 2).

3 группе: определить давление подсолнечного масла на дно бутылки, пользуясь измерительной линейкой и таблицей плотности ( см. “орех” 3).

– Итак, ребята, каждая группа разбила свой орех и справилась с экспериментальным заданием.
Вы хорошо поработали на уроке, решили много интересных задач и выполнили экспериментальное задание. Я думаю, что теперь задачи на расчёт давления жидкости не вызовут у вас затруднений.
Что же осталось ещё? В “орехах” хранится задание на дом: повторить § 38, упр. № 15 (3). Запишите его в дневник и прочитайте условие задачи. Проанализируем её условие и наметим план решения.
По условию задачи давление в трубке уравновешивается давлением гири на камеру. Значит, эти давления равны. Как рассчитать давление жидкости вы знаете. А давление гири с дощечкой ? (р = F/S ) .Из этой формулы вы и найдёте S.
А сейчас подсчитаем заработанные баллы, и я выставлю оценки за сегодняшний урок.

Приложения к уроку.