Конспект занятий по музейной педагогике

Разделы: Работа с дошкольниками


“Волшебный мир дерева” (для старшего дошкольного возраста)

Задачи:

  • Учить устанавливать связь между породой дерева, материалом, изделиями из него.
  • Расширять представления детей о разнообразии пород деревьев и использовании их человеком.
  • Развивать речь детей, продолжать учить составлять описательные рассказы.
  • Развивать основы музейной культуры.
  • Воспитывать бережное отношение к деревьям (лесу, зеленым насаждения).

Предварительная работа:

- Наблюдение на прогулке за деревьями в безлиственном состоянии (береза, липа, дуб, сосна, тополь).

- Рассматривание коллекций:

“Кора деревьев”
“Плоды и семена деревьев”
“Шишки”
“Древесные породы”

- Рассматривание изделий из дерева:

игрушки, сувениры, изделия, расписанные городетской росписью, шкатулки.

- Чтение:

Т. Морозов. “Рассказы о русском лесе”
“Малыш” Москва 1998г.
Сказка Н. Павлова “Зимняя пирушка”
Книга “4 времени года” изд-во “Просвещение” Москва 1971г.

Методические приемы:

I. “Русский лес”

Сегодня мы поговорим о русском лесе.

- Как вы думаете, что такое лес? (Это место, где растут деревья. Там есть полянки, на которых растут цветы. В лесу живут звери и птицы).

Обобщение - Лес это дом, где вместе живут определенного вида: деревья, кустарники, травы, мхи, звери, птицы и насекомые.

- Назовите деревья, которые растут в нашем лесу (береза, липа, осина, дуб, сосна).

- Какие из них лиственные или листопадные? (дуб, береза, липа, осина).

- Какие из них хвойные? (сосна).

II. Игра “Узнай дерево”

– Как можно узнать породу деревьев? (по форме крон, расположению веток, по коре, листьям, цветам, плодам).

Воспитатель предлагает детям по иллюстрации деревьев в безлиственном состоянии, с использованием коллекций: “Кора деревьев”, “Плоды и семена деревьев”, “Шишки” найти нужное дерево, отгадав загадку.

- Вспомните, как узнавал деревья зайчик в сказке “Зимняя пирушка”. Затем найдите из коллекции кору, плоды или шишку и подберите к ней иллюстрацию этого дерева.

Загадки:

О березе

По всем странам славиться
Стройная красавица
Белые одежки
Золото сережки
С расплетенною косою
Умывается росою
Ветер пряди шевелит
Заплетать их не велит.
Стали в ряд сестрицы
Стройные девицы
Платьица беленые
Шапочки зеленые.

О дубе

Стоит над кручей
Богатырь могучий
Голова - до тучи,
Плечи то раздвинул,
Руки то раскинул,
Пальцы узловаты
Силы не початы.
Крона - кудрявая,
Сучья корявые,
А плод полированный,
Как из меди кованный.

О липе

Весной растет,
Летом цветет,
Осенью осыпается
Зимой отсыпается;
А цветок-
На медок,
Лечит от гриппа
Кашля и хрипа.

О сосне

Стоит столб до небес,
А на нем шатер- навес.
Красной меди столб точеный,
А навес сквозной зеленый.

III. Экспериментальная деятельность

- Как человек использует деревья? (изготавливает мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома)

- Какие же свойства дерева позволяют его так широко использовать?

Детям предлагается вспомнить и перечислить свойства.

У детей на столах деревянные брусочки, емкости с водой, металлические предметы.

Твердое на ощупь, но если провести металлическим предметом останется отпечаток. А если провести деревянным предметом по металлическому, то на металлическом отпечатка не останется. Значит дерево мягче, чем металл.

Хорошо поддается обработке: его можно пилить, что-то вытачивать (показать, как строгать ножом)

Каждое дерево имеет свой рисунок (на спилах).

Непрозрачное.

Поглощает влагу из воздуха и может от этого коробиться и изменять форму, поэтому изделия делают из сухого дерева (древесины).

Плавает в воде - легче воды (опыт).

Хорошо окрашивается - покрываем лаком.

IV. Игровое упражнение “ Найти в группе предметы из дерева”

Детям в течение двух минут предлагается найти как модно больше предметов, изготовленных из дерева и затем назвать их (Воспитатель использует песочные часы).

V. Чтения стихотворения

Из дерева все:
И для солки кадушка,
И школьный пенал
И смешные игрушки.
Коль в стужу бывало
Нам холодно с вами
Мы в доме топили
Сухими дровами.
Обрубок березы -
На ложку к обеду.
Про все разумели
Премудрые деды.
А вырастить дерево
Очень не просто
Чтоб стройное было
Высокого роста.

-Как нужно относиться к дереву?

VI. Деревянные изделия

Дерево украшало русскую землю теремами, храмами, избами, мельницами, колодцами и, конечно же, в каждой избе (каждом доме) была мебель, изготовленная из дерева, деревянная посуда, деревянные игрушки.

Мастер, изготавливая предметы быта. Думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, долго служили, но и заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей.

VII. Хохломские изделия

Есть токая ягодка - красивая, спелая, а есть ее нельзя. Есть красивые цветок, но не чувствует его аромат. Есть листок, но не трепещет он от ветра.

Чтобы все это увидеть отправимся в край, где живет русская старина.

Перед вами еще одно творение рук человеческих - коллекция хохломскых изделий (Хохлома). Воспитатель рассказывает о последовательности изготовления хохломскых изделий: хохломскые изделия делают из липы, с начало вытачивают из липы на токарном станке формы (показываю), просушивают и покрывают слоем местной, жирной глины, чтобы дерево не впитывало масло, затем смазывают их льняным маслом, просушивают и покрывают 3-4 раза олифой. После этого покрывают специальным порошком и изделия становятся блестящими. Они готовы для росписи. Расписывают их масляными красками. В хохломской росписи сочетаются красный и черный цвета, иногда их дополняют коричневой, желтой, оранжевой, зеленой. После росписи изделия покрывают лаком и закаливают в печи.

Хохломская посуда и красива и прочна.

Дети составляют описательный рассказ о хохломскых изделиях, расписывают их масляными красками.

Чтение стихотворения.

Помещаем коллекцию хохломы в наш музей.

“Тайна хрустальной туфельки” (старший дошкольный возраст)

Задачи:

  • Познакомить детей с сырьём (кварцевый песок, сода, мел), из которого получается стекло. Развивать навыки наблюдения, исследования, экспериментирования.
  • Расширять представления о видах стекла, его свойствах и качествах.
  • Познакомить с использованием стекла в быту, для изготовления украшений.
  • Развивать видение красоты предметов, сделанных из стекла.
  • Познакомить с правилами обращения со стеклянными предметами.

Предварительная работа:

- Исследование песка.

- Рассматривание картины - сувенира "Движущийся песок".

- Рассматривание изделий из стекла.

Материалы и оборудование: кварцевый песок, сода, мел; коллекция минералов; сувенирные стеклянные игрушки, посуда, украшения, лупы, подносы, емкости для песка, соды и мела.

Методические приёмы:

I. Внесение хрустальных туфелек.

- Ребята, вспомните сказку "Золушка". Какие туфельки подарила волшебница Золушке, когда собирала её на бал? (хрустальные).

-Внести пару хрустальных сувенирных туфелек.

-Посмотрите, ребята, на эти туфельки (показываю хрустальные сувенирные туфельки). Они хрустальные, только меньшего размера, чем были у Золушки.

-Чем они вам нравятся? Расскажите. (Они прозрачные, сияют, блестят, сверкают, очень красивые по форме, изящные и т.д.)

-Да, туфельки действительно красивы, изящны и обладают сильным блеском. Как - будто лучики солнца играют в них.

-Как вы думаете, хрусталь, что это такое? (стекло).

-Действительно, хрусталь - это особого сорта, очень чистое, прозрачное и тяжёлое стекло, обладающее сильным блеском.

II. Исследование сырья, из которого получается стекло.

-Ребята, сейчас вы познакомитесь с материалами, из которых получают стекло. Посмотрите на эти камни (показываю коллекцию минералов) и найдите камни, которые похожи на хрустальные туфельки (дети находят кварц).

-Кварц, разрушаясь, превращается в песок. Посмотрите, вот это кварцевый песок, который используется для изготовления стекла. Рассматривание песка через лупу.

Для изготовления стекла еще нужны мел и сода. Найдите их на столе.

Чем они отличаются от песка?

Все эти материалы: песок, соду и мел или известняк нагревают при очень высокой температуре в плавильной печи, и получается жидкая стеклянная масса. Из неё и делают различные предметы. Стеклянные изделия можно изготовить выдуванием (как вы выдуваете мыльные пузыри), отливкой (стекло заливают в формы) и прессованием.

III. Рассматривание иллюстраций о том, как получают изделия из стекла.

Дидактическое упражнение "Что из стекла". (Картинки с изделиями из стекла)

- Как назвать все эти предметы одним словом?

- Назовите свойства стеклянных предметов? (Прозрачное, хрупкое, бесцветное, цветное, холодное на ощупь, гладкое и шероховатое, толстое и тонкое, при ударе издаёт звук и т.д.)

- Как нужно обращаться со стеклянными изделиями?

IV.Составление коллекций стеклянных предметов.

Все эти предметы составляют одну большую коллекцию изделий из стекла. Я предлагаю эту коллекцию разделить на несколько коллекций, и разместить их на полочках. Какие коллекции могут получится.

“Коллекция ваз для цветов”

“Коллекция украшений”

“Коллекция флаконов для духов и туалетной воды”

“Коллекция сувенирных стеклянных игрушек”

“Коллекция изделий из хрусталя”

- Где ещё используется стекло? (в оконных рамах, стёкла у машины, при изготовлении часов и т.д.)

- Когда вы называли свойства стекла, то сказали, что оно хрупкое. Это значит, оно может легко ...(разбиться). Как нужно обращаться со стеклянными изделиями? Почему? Брать осторожно, чтобы не разбить, потому что осколки очень острые, можно. Не играть с мячом около окон. Не играть с осколками стекла, потому что ими можно пораниться.

V. Игра с мыльными пузырями. Стеклодув выдувает круглые изделия через специальную трубочку. Давайте мы попробуем стать стеклодувами.