Урок развития речи в 6-м классе. Сочинение на тему: "Все весны дыханием согрето"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Сочинение на тему «Все весны дыханием согрето…»

Цели урока:

  1. Повторить с учащимися сведения об составных частях сочинения (композиции); развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, делать выводы на основе личных наблюдений, закрепить правописание и употребление в речи имени прилагательного.
  2. Развитие связной речи учащихся (устной и письменной), памяти, внимания, творческого воображения.
  3. Воспитание эстетического вкуса учащихся; привитие любви и бережного отношения к природе.

Ход урока.

Оборудование: репродукция картины И. Левитана «Март», рисунки детей о весне; стихи о весне, поговорки, пословицы, народные приметы, магнитофонная запись музыки П.И. Чайковского «Времена года» и «Пение птиц в весеннем лесу»; плакаты, карточки, «волшебная палочка», бумажный кораблик, разноцветные листики.

Вступительное слово учителя.

Ребята, улыбнитесь друг другу, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза… Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободным, спокойным, ровным…

(Включается запись пения птиц)

Вы на лесной полянке. Ярко светит весеннее солнышко. Весело щебечут птицы. Легкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «5». Когда скажу «пять», вы откроете глаза. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет всем только радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. А вот куда – догадайтесь сами.

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает,

Когда это бывает ?

Мы совершим путешествие в мир звуков и красок весны. Будем слушать ее песни, всматриваться в ее краски. Постараемся понять, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листочки…

Учитель читает стихотворение.

Пришла, улыбнулась –

Затихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды.

Наряд белоснежный

Надели сады.

Взревев, за работу

Взялись трактора,

А птицы провели:

«Вить гнезда пора!»

Дети рассказывают пословицы, поговорки, приметы о весне.

1. Увидел грача – весну встречай.

2. Не пугай зиму – весна придет.

3. Если перелетные птицы летят стаями – к дружной весне.

4. Из березы течет много сока – к дождливому лету и др.

Давайте все вместе произнесем слово «весна». Что вы представляете, когда слышите это слово?

А теперь, выбрав нужный цвет, постарайтесь передать свои чувства, настроение от этого слова определенным цветам. (Дети поднимают цветные листики)

А сейчас проведем игру «Весенняя эстафета».

Передавая друг другу «волшебную палочку», вы называете слово, которое связано с весной.

(Дети говорят слова: сосульки, капель …)

Игра “Собери весенний букет».

(На доске написаны слова: ванчикиоду, дышилан, кифиал, кильваси …)

Самостоятельная работа.

(Задания написаны на зеленых листочках, которые «принес» в своем волшебном мешке гномик).

Слово учителя.

5. Чтение стихотворения:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят…

Слышите, какие необычные слова? Вот сейчас и у нас в классе зажурчал ручеек, но не обычный, а поэтический. Он подхватил наш бумажный кораблик и несет по весенним волнам. Кто хочет прочитать стихи о весне?

(Дети передают друг другу кораблик и читают стихи А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, …)

- А как вы считаете, трудно сочинять стихи?

Давайте побываем в гостях у поэта, в его поэтической мастерской.

(Учитель раздает отрывок из стихотворения А. Плещеева, в котором пропущены прилагательные. Ученики вставляют подходящие прилагательные. Затем учитель открывает записанное на доске стихотворение поэта, ученики находят в нем прилагательные, сравнивают со своими, дают оценку…)

И весел звучный лес, и

Ветер меж берез.

Уж веет ласково, а

Белые березы

Роняют тихий дождь своих

Алмазных слез,

И улыбаются сквозь слезы.

VIII. Ребята, а какой вид искусства передает красоту мира через звуки? (Музыка).

Вот как услышал музыку весны П.И. Чайковский. Послушайте и постарайтесь представить весеннюю картину. (Пьеса «Апрель. Подснежник.»)

IX. Физкультминутка.

X. Легенда о подснежнике.

Плакала Снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

XI. Конкурс рисунков учащихся о весне.

(Оформлен стенд в классе).

XII. А вот как изображали весну известные русские художники.

(Вывешивается репродукция картины И. Левитана «Весна»).

Включается музыка.

1. Молчаливое рассматривание картины.

2. Анализ картины. Беседа.

  1. Какое впечатление произвела на вас картина?
  2. Какие чувства вызвала?
  3. Какие изменения в природе дают почувствовать, что приближается весна?
  4. Каким стал снег?
  5. Каков цвет неба?
  6. Каков весенний воздух?
  7. Какие весной деревья?
  8. Что вы видите на переднем плане?
  9. Какие звуки весны можно услышать, стоя на крыльце?
  10. Чем вам понравилась картина?

3. Устное рассказывание по плану.

(План написан на доске).

План.

1. Весна – чудесное время года.

2. Природа весной:

а) небо;

б) воздух;

в) снег в марте;

г) солнце;

д) деревья.

3. За что я люблю зиму.

XIII. Словарная работа.

Снег – плотный, серый, грязный, потемнел, осел, подтаял…

Небо – голубое, ясное, высокое…

Воздух – теплый, прозрачный… (см. карточку).

IX. Работа учащихся над сочинением в черновиках. Редактирование.

(Слабым учащимся дается дифференцированное задание на карточках).

X. Работа учащихся в чистовиках.

(Красочно оформленные учащимися открытки).

XI. Сдача работ.

XII.Обобщение.

Вот и подошло к концу наше путешествие.

- Чем мы занимались сегодня на уроке?

- С какими видами искусства вы познакомились?

- Что особенно понравилось на уроке?

- Любите ли вы писать сочинения?

XIII. Задания на дом : подобрать загадки о весне.

15.02.2005