Авторский спецкурс "Наш мир и я"

Разделы: Общепедагогические технологии


Человек...

В каждом сверкает искра прекрасного цветка, но расцветет ли он, зависит от духовности воспитания и образования. Одним из главных признаков сегодняшней школы, школы начала XXI века, является гуманизация образования. И на современном этапе образовательной политики становится актуальным вопрос осознания своего развития, отслеживание и понимание своих действий, чувств, мыслей, овладение формами саморефлексии, составление планов личностного роста, индивидуальных программ образования.

В 2000 году институтом повышения квалификации работников образования Иркутской области был присвоен статус “авторской” программе разработанного мною курса “Наш мир и я”. Важным в содержании авторского спецкурса “Наш мир и я” является совместное сотрудничество учителя и ученика в процессе творческого, практического и философски-направленного познания себя, как личности, окружающего мира и жизни при помощи литературы, истории, науки, философии, искусства.

Целями и задачами спецкурса являются:

  • создание на занятиях условий для реализации индивидуальных способностей школьников и возможности выразить себя и свое отношение к окружающему миру;
  • пробуждение интереса к самим себе через осознание своего предназначения в жизни;
  • формирование и развитие потребности собственного творчества, и постижение мира через эмоциональные переживания, интеллектуальные размышления, сердечное чувствознание.

Содержание спецкурса не ограничивается какой-либо одной областью знаний, а это мягкое переплетение истоков общих знаний о Мире, законов бытия. Содержание спецкурса построено по спирали, и на каждом ее витке усложняется и расширяется предлагаемый к размышлению и работе материал.

Программа спецкурса рассчитана на три ступени образования и построена с учетом принципов системности, доступности и преемственности между разделами и возрастными группами.

I ступень образования – школьники 7-10 лет. Обозначают круг вопросов, интересов, познавания и начинают простейшее их постижение и объяснение.

Отдельно выделяется возрастная группа школьников 5-х классов. Это связано с процессом адаптации при переходе из начальной школы в среднюю, который ставит перед детьми много невыясненных вопросов, как практического порядка, так и нравственных проблем.

II ступень образования – школьники 6-7-х классов. Там набирает ход процесс самоутверждения себя как личности и признание авторитета в определенной возрастной группе. Важно в этот период дать правильно духовные и нравственные ориентиры личности.

III ступень образования – школьники 8-9-х классов. У многих уже оформляется своя картина мира, первые самостоятельные попытки найти в этом мире место для себя, самоутвердиться.

Возможно на этом этапе подведение итогов деятельности по спецкурсу. По желанию учащихся 10-11-х классов возможно продолжение спецкурса по специальной программе, предложенной дополнительно к данному курсу “Наш мир и я”.

Таким образом, в процессе трехступенчатого образования у школьников сформируется определенная картина мира, осознанно определяются дальнейшие шаги в жизни, в образовательном плане и на пути духовного и нравственного самосовершенствования. Данную программу можно рассматривать с позиции пропедевтического курса познания некоторых основ философии.

Многие ребята, занимающиеся по данному спецкурсу, уже закончили школу, некоторые продолжают свое образование и сегодня. Вот некоторые мысли ребят с таких занятий:

  • “Жизнь подобна книге, в которой встречаются откровения души и сердца”. (Мороз Мария, 6-й класс, 2000 год).
  • “Человек, как колесо, крутится по дороге жизни, и на пути попадаются ему камни – это случаи счастья или слез”. (Наролина Татьяна, 7-й класс, 2000 год).
  • “Занятие – это пример работы и труда, когда упорство с любопытством вместе, взявшись за руки, идут к удовольствию в гости за жизненным уроком и творческим вдохновением”. (Дьячук Наталья, 9-й класс, 2002 год).
  • “Хранитель всего восхитительного и таинственного не сделал за всю жизнь даже паузы”. (Кибирев Алексей, 8-й класс, 2001 год).
  • “Мое самое-самое – это мое личное, сокровенное. Это то, без чего я не могу жить. Это то, без чего я не могу есть, пить, лежать, смотреть. Без него я задыхаюсь и умираю. Это то, что мы называем чудом, счастьем и радостью. Этим мы общаемся по-настоящему, этим мы любим всеобъемлюще, этим мы живем! Живем всю свою жизнь. Всю до конца. До последнего момента. Ты просыпаешься – оно рядом, ты гуляешь – оно рядом, ты спишь – и оно спит вместе с тобой, или... Оно с тобой везде, всегда, в любую минуту. Оно рядом с тобой, со мной, с ним, со всеми нами, со всеми нами... Оно живет рядом! Или... Ты знаешь, о чем я...(Глызин Артур, 9-й класс, 2004 год).

Я прилагаю разработку одного из занятий по моему авторскому спецкурсу “Наш мир и я” “Многоликая философия” (Путешествие мысли).

Именно на таких встречах рождается вдохновение, размышление, познание себя и окружающего мира.

Тема встречи: “Многоликая философия” (Путешествие мысли)

(Звучит музыка, живая, располагающая к раздумью).

1. В суете, беготне, хлопотах, повседневных своих заботах..., в чем мы больше всего нуждаемся?

Вряд ли в покое, ведь это не достижимо. Вряд ли в усилении беспокойства, потому что...

Но вот здесь-то так раз и начинается самое интересное. Любое слово, поставленное в продолжение многоточия, начинает касаться смысла жизни. Активная сторона нашего существования – хотим мы того или нет – нам задана. И получается, что независимо от человеческих пристрастий, само пребывание людей на земле – есть беспрерывное возвращение к теме: Что есть наша проблема?

Вот мы и подошли к понятию философии. Она возникает в том, для кого трудности – пища его разума и захватывающий поединок рассудка с умом.

Так уж есть, что мы себя выражаем в вопросах. А обилие ответов? Нас мучает много загадок, но парадокс в том, что отними их у нас – и как сменится все в миг. Мы начнем их вновь требовать себе. Отчего же так? Да потому, что сам человек – тоже загадка!

Попробуем сегодня пережить каскад волнующих впечатлений. Оказывается, трудность философии не в том, что ее не понимают, а в том, что она никого не предрасположена понять. Когда входишь в недоумение, самое лучшее – не сомневаться в своем уме. И жизнь не только начинается с загадок, она из них и состоит.

2. Предлагаю подобрать ассоциации к словам:

  • Любовь...
  • Мудрость...
  • Философия...

3. Составьте афоризм, предложение.

Мудрость – философия – любовь

4. Философия...

  • Что важно для ее появления?
  • В каких случаях мы обращаемся к ней?
  • Что вообще есть философия?

В дословном переводе философия означает “Любовь к мудрости”. И всем важен некий этап абстрагирования, свобода исследования, независимость в процессе познания.

5. Вам представлены карточки с разными высказываниями, выберите себе любую.

  • “Возводя глаза к небу – своей земле обетованной, - мы успокаиваем свои души”. (Уильям Бредфорд).
  • “Не пренебрегай врагами: они первыми замечают твои ошибки” (Антисфен).
  • “Весьма вероятно наступление невероятного” (Агофон).
  • “Я исследовал самого себя”  (Гераклит).
  • “Все течет, все меняется” (Гераклит).
  • “Человеческие мысли – детские игры” (Гераклит).
  • “Люби больше слушать, нежели говорить” (Гераклит).
  • “Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом” (Пифагор).
  • “Мудрый человек, зная себя, себя не выставляет” (Лао-Цзы).
  • “Будьте внимательны к своим мыслям – они начало поступков” (Лао-Цзы).
  • “Чужой беде не смейся” (Хилон).
  • “В великих делах всем нравиться нельзя” (Солон).

Если не всем хватило карточек, то эти ученики тоже будут выполнять задание.

6. Внимательно прочитайте слова, остановите взгляд на авторе этих слов. Представьте его перед собой. Это он только вам говорит эти слова. Вчитайтесь, вдумайтесь в каждое слово. Те, у кого нет карточек, наблюдайте за ситуацией, что происходит вокруг, какие чувства возникают у вас, мысли, желания – запишите их на бумагу.

7. Сейчас учащиеся по очереди зачитывают слова философов и кратко одним, несколькими словами передают свое понимание. А те, у кого нет карточек, могут задать вопросы им. (Происходит диалог мыслей).

8. Предлагается всем записать слова Мишеля Монтезя: “А что я знаю?” Привычные слова, но почему эти слова французского философа можно назвать мудростью?

Произнести про себя несколько раз медленно.

  • Какой возникает у вас цвет?
  • Если звук, то какой?
  • Если пейзаж, то, что он представляет собой?
  • Если чувство, то какое?
  • Если движение, то в чем?
  • Если настроение, то какое?
  • Если бы это был текст размышления, то о чем?

9. Напишите на листе бумаги сверху “А что я знаю?”, изобразите это в цвете.

10. С обратной стороны листа напишите “А что я знаю?”

  • ваш текст – размышление
  • текст – настроение
  • текст – мудрость
  • текст – поэзия души...

(Тихо звучит невесомая, легкая музыка).

11. Зачитываются работы, и составляется общий “портрет знания” “А что я знаю?”

12. Философия... Загадочная, интересная, непонятная, чарующая, мудрая, простая, многоликая...

(Музыка).

Мне очень нравятся слова древнегреческого философа Эпикура “пусть никто не откладывает философию в юности и пусть не устает от нее в старости...И кто говорит, что час для философии еще не наступил или уже отлете, уподобляется говорящему, что час для счастья или еще не пришел, или уже не существует. Поэтому философия необходима и старцу, и юноше: первому, чтобы на склоне лет он обновлялся благами, радуясь прошлому; второму, чтобы он был юношей и вместе с тем пожилым по бесстрашию перед грядущим”.

До следующих встреч...(звучит музыка).