Внеклассное чтение по литературе в 10–11-х классах по теме: "Разоблачение кавказского мифа в рассказе В. Маканина "Кавказский пленный"

Разделы: Литература


Цели урока:

  • дать представление учащимся о кавказской национальной проблеме, нашедшей своё отражение на страницах рассказа Владимира Маканина “Кавказский пленный”, сопоставив с произведениями поэтов и писателей XIX века и с повестью А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”;
  • познакомить учащихся с Владимиром Маканиным и художественным своеобразием его прозы, пробуждая интерес к автору и произведению;
  • продолжить формирование умений работать с текстом, самостоятельно трудиться, искать решение проблемы;
  • расширять понятийно-терминологический и лексический запас;
  • воспитывать уважительное отношение к людям других национальностей, чувство патриотизма и активную жизненную позицию.

Никак мы из войны не выйдем, всё
воюем, воюем, воюем…

В. Маканин

Оборудование: иллюстрации к произведениям, портреты писателей, кадры из фильма.

Ход урока

Сообщение темы и цели урока

Вступительное слово учителя об актуальности в современном мире проблемы межнациональных отношений, проблемы войны и мира на Кавказе.

Учитель. Давайте вспомним историю развития национальных отношений на Кавказе, начиная с IXX века.

(Заранее подготовленный ученик даёт краткий исторический комментарий к развитию национальных отношений на Кавказе в IXX веке).

Учитель. Многие писатели IXX века обращались к событиям на Кавказе. Именно они создали так называемый кавказский миф. Это относится, прежде всего, к Пушкину и Лермонтову. В поэмах “Кавказский пленник” они по-своему рассказали о Кавказе, и через полвека в печати появилась повесть Толстого с одноимённым названием. Как же известные русские писатели относились к кавказской проблеме?

Сообщения учащихся (реализация домашнего задания) по вопросу “Создание кавказского мифа в поэмах “Кавказский пленник” А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, а также в рассказе Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”.

Учитель. Пушкин и Лермонтов уверены были, что Кавказ должен стать частью российской империи. Рассказывая о событиях на Кавказе, писатели подчёркивали, что Кавказ – это “горы, набеги, топот копыт и гортанная речь, а противник – объект восхищения, он поёт дикие песни и точит свой кинжал”.

Л.Н.Толстой хотел вырваться за рамки сложившихся в литературе традиций изображения кавказской проблемы. В его рассказе прослеживаются реалистические черты.

Но и это не смогло развеять миф, созданный Пушкиным и Лермонтовым. Однако жизнь заставила посмотреть людей на этот миф иными глазами. Вспомним повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”. Автор нас переносит на тот же Кавказ в XX век. Назовите эпизоды, связанные с национальной проблемой.

Весть об отправлении детей на Кавказ, таинственный вагон, таинственная земля почему-то без людей и кульминационный момент – смерть Сашки от рук чеченцев.

(Просмотр кадров из кинофильма “Ночевала тучка золотая”).

Учитель. Приставкина упрекали в некой искусственности появления чеченского мальчика Алхузура. Однако дружба Алхузура и Кольки позволили автору решить главную гуманистическую и интернациональную задачу этой повести. Прошло 50 лет с того страшного года. И мы вновь на Кавказе. Но теперь вместе с героями рассказа Владимира Маканина “Кавказский пленный”. Что вы знаете о Маканине и читали ли его произведения?

Учитель дополняет ответы рассказом о Маканине. Ему 68 лет. Пришёл в литературу довольно поздно, в 80-е годы. По образованию математик. В. Маканин – лауреат Букеровской премии 1993 года. Каковы ваши впечатления от прочтения повести?

(Учащиеся обмениваются своими впечатлениями, дают собственную оценку прочитанного).

Анализ ключевых эпизодов текста

  • Смерть Бояркова.
  • Операция по разоружению.
  • Пленение чеченца и его смерть.
  • Сон Рубахина.

Беседа на понимание и осмысление прочитанного

1) Каковы особенности изображения В. Маканиным войны?

Учащиеся.

  • Когда читаешь это произведение, то всё происходящее на страницах повести кажется неестественным и даже абсурдным. Чего стоит только сцена торга полковника Гурова и боевика Алибекова, которые меняют продовольствие на оружие, а потом боевики будут убивать русских солдат из этих же автоматов. Наверное, более ужасного и абсурдного на войне не бывает.
  • Писатель рисует не солдат, а каких-то роботов, умеющих только стрелять. Война стала для них обычным делом, а люди, выполняющие эту работу, страшны в своих поступках. Например, Вовка-стрелок. Он и не скрывает, что ему нравится стрелять в людей.
  • В. Маканин упоминает об одном и том же событии несколько раз. Например, о смерти Бояркова мы читаем три раза, и каждый раз он говорит об этом с более ужасными подробностями и деталями. К примеру, “…проломив рёбра, пули вынесли наружу всё его нутро – на земле (в земле) лежало крошево рёбер, на них печень, почки, круги кишок…”. Таким образом, писатель не позволяет нам равнодушно читать о смерти (к сожалению, это одна из примет нашего времени), заставляет думать и делать выводы.
  • Меня поразил язык писателя. Впервые прочитала произведение с таким обилием скобок. Зачем автор так щедро сдабривает свой рассказ этим пунктуационным знаком? Думаю, для того чтобы возвратить нас, читателей, к тому, что могло пройти мимо, на что мы могли не обратить внимания. “Необратимость случившегося (смерть – один из ясных случаев необратимости) торопит и против воли подгоняет”. Или вот. “Тело Бояркова привалено двумя камнями. Обрёл смерть. (Стреляли в упор – он, похоже, и глаза свои пьяные не успел протереть. Впалые щёки. В части решили, что он в бегах.)” И этот художественный приём автора сильно воздействует на нас, не оставляет равнодушным. Иногда кажется, что в скобках люди, их жизнь проявляются в большей степени, чем в обыденной жизни.

Учитель обращает внимание учащихся на композицию рассказа. Повторяется понятие “хронотоп” произведения. Хронотоп – пространственно-временная организация произведения. Хронотоп рассказа необычный. Время как бы исчерпывает своё назначение и заменяется временем, которое повторяется, и в нём проявляются черты настоящего. Маленькие временные отрезки становятся более длинными, даже утолщаются. Пространство в рассказе разбивается на небольшие части, и некоторые его моменты повторяются (это уже было отмечено на уроке). То есть, кажется, что герои ходят по кругу, и это будет продолжаться вечно. Такой хронотоп рассказа способствует решению главной задачи автора – развенчанию кавказского мифа.

Учитель. Давайте обратимся к названию этого произведения. Почему В. Маканин не продолжил традицию классиков и заменил слово “пленник” на слово “пленный”?

Ученик реализует одно из домашних индивидуальных заданий.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть, различаются ли эти слова по своему лексическому значению. Согласно словарю Ожегова, эти слова имеют одно и то же лексическое значение. “Пленный – человек, находящийся в плену. Взять много пленных (сущ.). Пленник (устар.). То же, что пленный”. Однако, слово “пленник” может иметь переносное значение (в плену чувств), а слово пленный не имеет такого значения. И чаще всего оно встречается в лексике военных. И если пленники Пушкина, Лермонтова, Толстого, в конце концов, становятся свободными, то пленные остаются таковыми навсегда. И это тоже служит достижением главной цели автора – опровержению кавказского мифа, который был ещё с прошлого века закреплён в сознании читателей.

Итоговая беседа

1) Обратили ли вы внимание на то, что этот рассказ был написан за два месяца до известных событий в Чечне? Можно ли назвать В. Маканина писателем-пророком?

– В какой-то степени можно сказать и так. Пророчество писателя можно объяснить глубоким даром анализа и умением делать абсолютно точные выводы. История войны в Чечне подтвердила этот маканинский пророческий талант.

2) С какой целью автор употребил в рассказе известное изречение Достоевского “Красота спасёт мир”?

– Автор очень скупо говорит о красоте кавказских гор, которые представляют постоянную опасность для русского солдата. Горы не спасают его, а, наоборот, помогают убить.

– В. Маканин подчёркивает и человеческую красоту, рассказывая о чеченском юноше, показывая его необыкновенную внешность. Рубахин неожиданно для себя почувствовал влечение к нему. Эти чувства были новыми и сильными. Он понимал, что в этом есть что-то противоестественное, но ничего с собой не мог поделать. Казалось, эта красота, эти чувства сыграют важную роль в жизни Рубахина. На самом деле всё было по-другому. Рубахин, почувствовав опасность, исходящую от этого мальчика, тут же убил его. “Сдавил: красота не успела спасти… несколько конвульсий … и только”. Там, где живут по волчьим законам, красота не спасает.

3) Война калечит не только физически, но и морально. Видит ли автор выход для молодых солдат Рубахина и Вовки-стрелка? Возможно ли их возрождение?

– Самое страшное, что несёт любая война, это искалеченные души солдат. “Вечная” война на Кавказе убила в героях всё человеческое. Они привыкли убивать равнодушно, без смысла. Думаю, что Маканин не видел тогда выхода. Именно поэтому герои движутся по замкнутому кругу.

4) Разоблачил ли В. Маканин кавказский миф в своём рассказе?

– Писатель полностью разоблачил кавказский миф, созданный ещё в прошлом веке. Показав, даже предсказав, что такое Кавказ на самом деле, какова цена этого мифа.

– Жизнь подтвердила, что этот миф стоил тысячи человеческих жизней, тысячи искалеченных судеб. И очень жаль, что в нашей стране не прислушиваются к голосам таких писателей, как Владимир Маканин.

Учитель. То, что происходило и происходит на Кавказе, не может никого из нас оставить равнодушным, потому что так или иначе оно касается нас всех. И хотя официально война на Кавказе прекращена, но по сей день там гибнут наши солдаты и мирные жители. Терроризм имеет тоже кавказские истоки. В. Маканин за два месяца до начала первой чеченской войны опубликовал рассказ “Кавказский пленный”. Сознательно изменив традиционное название “пленник” на “пленный”, он подчеркнул, что мы можем оказаться в вечном плену Кавказа. К сожалению, каждый из нас находится в этом плену, и в любой момент мы можем стать его жертвами. Классическая фраза “красота спасёт мир” здесь не срабатывает. Увы, она не способна бороться с миром жестокости и зла. Убиты души Рубахина, Вовки-стрелка, убит красивый юноша-чеченец. Кольцевая композиция рассказа подчёркивает бессмысленность жизни людей. Какой выход предлагает писатель? Чёткого ответа на этот вопрос он не даёт. Я думаю, что всё-таки автор нас подводит к мысли, что только добро может победить вражду, злость, ненависть.

Домашнее задание

Написать рецензию на рассказ В. Маканина “Кавказский пленный”.

15.02.2005