Бинарный урок – практическая работа в форме ролевой игры "Оснащение магазина торговой мебелью"

Разделы: Иностранные языки, Технология


Муниципальное образовательное учреждение “Центр образования” г.Нерюнгри Республики Саха (Якутия) является единственным образовательным учреждением города, которое осуществляет профессиональную и допрофессиональную подготовку подростков “группы риска” по ряду специальностей: “Коммерсант”, “Повар, кондитер”, “Электросварщик ручной сварки”, “Слесарь по ремонту автомобилей”, “Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин”, “Бухгалтер”, “Младшая медицинская сестра по уходу за больными” и др. Проблема, над которой работает инженерно-педагогический коллектив МОУ “Центр образования”: “Создание учебно-профессиональных и морально-психологических условий для развития учащейся молодежи, посредством разработки и внедрения новых технологий обучения и воспитания по реабилитации и социально-трудовой адаптации личности в обществе”. Цель инженерно-педагогического коллектива: воспитание и обучение технологически грамотного, конкурентно-способного специалиста, социально адаптированного к современным экономическим условиям общества.

Большинство старшеклассников МОУ “Центр образования” со средними учебными навыками, есть такие, у которых отсутствует познавательный интерес, у некоторых большие пробелы в фактических знаниях и умениях. В большинстве своем успевают на “3” и “4”. С целью активизации учебно-познавательной деятельности учащихся преподавателями МОУ “Центр образования” активно применяются нетрадиционные формы и методы проведения уроков.

Предлагаемый план урока, проведенного в группе “Коммерсант”, является одним из бинарных уроков, проводимых учителями общеобразовательных предметов и предметов профцикла. Интегрированные занятия позволяют учащимся применять на одном уроке знания, умения и навыки, полученные на различных предметах.

Группа “Коммерсант” укомплектована по результатам психологической профдиагностики, с учетом профессиональных интересов, индивидуальных способностей учащихся. Большинство из них изучают иностранный язык только второй год (до 10 класса иностранный язык не изучался, или изучали немецкий язык). Навык коллективной работы требует дальнейшего развития и совершенствования, так как в данном коллективе каждый ученик сам по себе, класс не очень дружный (в силу того, что класс укомплектован в прошлом учебном году).

Изучаемая тема “Оснащение магазина торговой мебелью” соответствует графику изучения профдисциплины, является четвертым уроком по разделу “Торговая мебель”. Тема взаимоувязана с предыдущими и последующими уроками, так как является основой для дальнейшего изучения данной дисциплины. Учащиеся в ходе производственной практики имеют богатый опыт по данной специальности, который помогает успешно овладевать знаниями и умениями в ходе учебной деятельности.

При отборе форм и методов урока нами учтены заявленные образовательные, развивающие и воспитательные цели. В основу разработки плана урока положен принцип профильности преподавания дисциплин. Мы считаем, что для их достижения традиционная форма учебной деятельности была бы неэффективна. Наиболее приемлемой формой работы учеников на уроке по достижению конечного результата урока мы видим активную, целенаправленную деятельность учащихся по достижению знаний, умений и навыков. В связи с этим оптимальной формой учебной работы на данном уроке мы выбрали бинарный урок – практическую работу в форме ролевой игры.

На данном уроке ученики впервые будут выполнять расчетные операции по теме “Торговая мебель”. Но аналогичные действия по другим темам позволят ученикам успешно справиться с предложенными заданиями. На уроке также систематизируется и закрепляется лексический запас по данной теме и на русском и на английском языке. Развитию творческих сил и способностей учащихся будет способствовать предложенный видеоматериал, презентация, созданная с помощью средств Microsoft PowerPoint, творческая атмосфера урока, его оснащенность новыми информационными технологиями, позволяющими работать в Интернете, с прикладным программным обеспечением Excel.

При подготовке к уроку учитывались следующие межпредметные связи: ученики должны использовать знания математики, информатики, английского языка, спецпредметов.

При анализе конечного результата урока оценивались не только знания, умения, навыки как таковые, но и деятельность учащихся по овладению ими содержания учебного предмета на основе самодеятельности, самоорганизации, развития коллективизма и ответственности. Так как конечный результат урока складывается из качества работы учителя и показателей знаний учащихся в ходе урока мы будем рассматривать их как единое целое.

Результат работы учителей оценивался через следующие качественные характеристики: отношения с учащимися доброжелательные, ровные, демократичные; творчески организована познавательная деятельность учеников; уделено внимание развитию общеучебных умений и навыков (умения сопоставлять, сравнивать, анализировать, делать выводы, принимать решения); через постановку проблемных заданий реализовано развитие познавательного интереса к предметам; через организацию коллективной работы, распределение функций и обязанностей реализовано развитие общих способностей учеников, развивающих личность подростка.

Результат работы учащихся определяется не тем, что мы пытались дать ученикам, а тем, что они сами взяли в процессе обучения. Об этом свидетельствуют: высокий уровень самостоятельности, самодеятельности учащихся на уроке (они сами распределили роли, выбрали магазины, выполнили предложенные задания); в ходе урока ученики активны, заинтересованы в выполнении предложенных заданий и показали стремление к достижению высоких результатов; ученики проявили познавательный интерес к изучаемому материалу; наблюдались навыки выполнения работы через организацию коллективной деятельности, отмечалось дружелюбие в отношении друг к другу, взаимопомощь, поддержка; ученики научились применять полученные теоретические знания на практике, т.е. выполнять практические задания по выбору видов торговой мебели, проведению расчетов, составлению и отправке заявок на приобретение мебели; ученики продемонстрировали умение устанавливать причинно-следственные связи между изученным, ранее пройденным и новым материалом.

Урок показал, что ученики работали осмысленно, не просто зазубрив, выучив материал, что конечно же не позволило бы достичь поставленных целей. Мы планируем решение долгосрочного задания учениками группы “Коммерсант” - составление заявки на все виды торгового оборудования (а их 12 групп) на английском языке, разработка схемы планировки торгового предприятия в ходе технологической предвыпускной производственной практики. В перспективе нами планируется дальнейшая реализация принципа профильности преподавания общеобразовательных дисциплин при подготовке специалистов рабочих профессий.

План урока

Предмет: “Техническое оснащение предприятий торговли и охрана труда”, “Английский язык”

Группа: “Коммерсант” 11 класс

Тема: Оснащение магазина торговой мебелью.

Цель занятия:

Образовательная:

  1. закрепить, систематизировать теоретические знания по пройденным темам;
  2. отработать навыки работы на персональном компьютере;
  3. сформировать специальные умения и навыки по оснащению магазина торговой мебелью;
  4. освоить навыки применения теоретических знаний в практике работы руководителя торгового предприятия.

При постановке образовательных целей предполагается достижение качества знаний, умений и навыков учащимися до продуктивного конструктивного уровня (репродуктивный уровень достигнут, что продемонстрировано учащимися в ходе изучения предыдущих тем по предмету). В ходе урока предполагается развитие интеллектуальных, организационно-практических навыков учащихся.

Развивающая:

  1. содействовать формированию причинно-следственных связей, умений анализировать полученные результаты, делать выводы, вносить предложения и давать рекомендации;
  2. обеспечивать развитие речи учащихся;
  3. развивать образное мышление, фантазию, воображение, творческий подход к выполняемой работе.

Данные цели спланированы не для одного урока, а для целого комплекса уроков данной темы (раздела). Планируется обогащение и усложнение словарного запаса учащихся (профессионального русского и иностранного языков). В течении ряда уроков данной темы планируется формирование таких мыслительных операций, как умение сравнивать, умение сопоставлять, соотносить результаты и т.д. Мы предполагаем, что добытые на уроке знания могут быть забыты учащимися с течением времени, но умение мыслить останется навсегда с ними.

Воспитательная:

  1. воспитывать чувство ответственности за порученное дело;
  2. осуществлять нравственное воспитание, воспитывать товарищество, этические нормы поведения;
  3. повышать интерес к выбранной профессии;
  4. закреплять навыки коллективной деятельности.

Для того, чтобы обучение стало воспитывающим мы постоянно привлекаем учащихся к активной познавательной деятельности, предлагаем самостоятельно разрешить проблемы, учим настойчиво достигать цели, создавая для этого творческую обстановку. Планируется развитие коммуникативных навыков учащихся.

Вид занятия: бинарный урок - практическая работа в форме ролевой игры.

Материально-техническое обеспечение урока:

  • видеопроектор;
  • презентация, созданная с помощью средств Microsoft PowerPoint;
  • персональные компьютеры;
  • телевизор;
  • видео- и аудио-магнитофон;
  • видеофильм;
  • микрокалькуляторы;
  • инструкционные карты;
  • методические рекомендации;
  • прайс – листы на торговую мебель;
  • раздаточные лексические карточки;
  • рабочие тетради учащихся.

Это многообразие материально-технического оснащения урока позволит на достаточно высоком эффективном уровне достичь поставленные целей и решить задачи воспитания, обучения и развития учащихся на данном уроке.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент:

Приветствие, сверка списочного состава, активизация учащихся к выполнению практической работы. Good morning, friends! All pupils are ready. We begin our lesson. The topic is “Trade furniture”. Our work must be mobile and creative. The result will be excellent!

На экране демонстрируется слайд №1 из презентации.

2. Фронтальный опрос по пройденной теме “Торговая мебель” в виде ответов на вопросы:

- Классификация торговой мебели.

- Виды торговой мебели.

Now we must repeat the classification and kinds of the trade furniture.

Данный элемент урока оснащен демонстрацией слайда № 2 из презентации.

- Повторение тематической лексики.

But we must repeat the words of our topic. I’ll give you some cards with the words from different topics. Choose the cards with the words of the topic “ Trade furniture”.

Учащиеся выбирают слова к теме “Торговая мебель”. Карточки со словами, не относящимися к теме, учитель убирает.

Now I’ll take these cards with our words, mix them and give you again. Read the words. From all the suggested words choose the ones with the names of the equipment for your shop. And now I’ll give you some more cards with the Russian equivalents. Find the pair to your word. Tell me your pair. We can control the translation of our words on the screen. Учащиеся проверяют правильность перевода слов по ключу, данному на видеоэкране.

3. Целеполагание

Учащимся предложена видеоэкскурсия по торговым предприятиям в форме демонстрации двух видеосюжетов о применяющейся в магазинах города торговой мебели.

В ходе просмотра учащиеся готовятся к обсуждению по предложенным вопросам, которые демонстрируются на слайде № 3 презентации:

  • В чем состоит отличие торговой мебели, продемонстрированной в первом и втором видеосюжете?
  • Правильно ли выбрана торговая мебель в предложенных видеосюжетах?
  • Каковы Ваши выводы по рациональности применяемой торговой мебели в данных видеосюжетах?

We have video excursion to the shops. See and answer these questions.

(сопровождение видео сюжета комментарием на английском языке). Our operator makes these frames for the TV channel “Integral”. Your task is: to watch and make the conclusions. You see the survey of trade room of the shop “Panorama”. Our operator made survey with the help of hidden camera. This shop has a good equipment, which is really wonderful. It corresponds to trade standard.

Now you see the shooting of the Trade storehouse “PPS”. This storehouse has not a special furniture. The outward of the equipment is not good. The condition for the commerce is also bad. However the equipment corresponds to trade standard.

По окончании видеоэкскурсии учащиеся совместно с преподавателями формулируют тему, которая демонстрируется на слайде № 4 презентации, основные цели и задачи урока-практической работы.

4. Организация ролевой игры (проводится выбор магазинов, распределение ролей: директор магазина, менеджер по материально-техническому оснащению, работник бухгалтерии, переводчик, специалист по новым информационным технологиям). Here are two shops: “Aigul” and “Stailing”. “Aigul” is the shoe shop. “Stailing” is the clothes shop. The shops have directors, managers, calculators, operators. Your shops cooperated with the foreign firms. They have interpreters.

Раздаются бейджики с именем и должностью.

5. Инструктаж учащихся о ходе выполнения практической работы.

С помощью слайдов № 5, 6 и 7 презентации преподавателем дана инструкция по выполнению следующих работ:

  • порядок выбора видов торговой мебели;
  • порядок определения количества выбранных видов торговой мебели;
  • расчет коэффициента установочной площади;
  • составление заявки на приобретение торговой мебели на английском языке.

We must make application for buying equipment for the shops in the foreign firm.

Now you must make the application for buying equipment for your shops in the foreign firm. The operators and interpreters go to the computers, find the foreign firms in the Internet and make the applications. The managers and calculators count the numbers of equipment for your shops. Учащиеся находят в Internet фирмы, которые торгуют оборудованием для магазинов и заполняют заявку по форме

Application

for buying equipment for the shop “Aigul”

name number
1    
2    
3    

6. Практическая работа в форме ролевой игры.

Работа организована по группам по выданным заданиям:

  • первая группа учащихся занимается поиском зарубежной фирмы в системе Internet;
  • вторая группа производит расчет количества оборудования с помощью прикладной программы Excel;
  • третья группа занимается оформлением и отправкой заявки.

7. Защита выполненной работы каждой группой учащихся.

Каждая группа представляет свой проект оснащения магазина торговой мебелью и проводит аргументацию проведенных расчетов количества необходимого оборудования и соответствия набора выбранной мебели товарному ассортименту магазина.

8. Выводы по уроку (оценка работы учащихся, анализ результативности урока).

9. Задание на дом:

  • - осуществить расстановку на схеме торговой мебели в торговом зале;
  • произвести расчет сметы на приобретение выбранной торговой мебели;
  • составить на английском языке заявку на приобретение всех видов торговой мебели.

Учителя _______________________________ И.А.Овчинникова, Г.В.Зеликова

 Приложение № 1.

 Приложение № 2.