Начинаем учить физику

Разделы: Физика


Данный сборник стихотворений является дополнением к школьным учебникам физики для седьмого класса С. В. Громова и А. В. Перышкина. За основу взята книга С. В. Громова.

Предлагаемые стихи могут использоваться как учащимися (для самостоятельного чтения параллельно изучению основного учебника), так и учителями (для подготовки к урокам или внеклассным мероприятиям).

Количество стихотворений в сборнике около восьмидесяти.

Материя.

Весь мир – материя, мой друг,
Не та, что для штанов иль платья,
А всё, что только есть вокруг
Материально. Должен знать я.
И ты запомни. Ведь не зря
Ученые ответ искали,
Чтоб истин ярких нам заря
И путеводный луч сверкали,
Чтоб знали во Вселенной путь,
Во мраке космоса плутая.
Ведь, если ночью не заснуть,
Лежим мы, в облаках витая.
Мечты всегда уносят в даль,
Где больше воли и простора.

Но мир материи, так жаль,
Иллюзий нас лишает скоро.
Есть вещество и есть поля.
Поля, конечно, не с картошкой:
Магнитное несет Земля
И гравитации немножко.
А из веществ – и ты, и я,
Автомобиль, и дом, и кошка.
Итак, все тайны бытия
Ты узнаёшь за крошкой крошка.
И нет уж места для богов.
И шарлатанов, чтобы свергнуть,
Ты, вырываясь из оков,
Теперь сумеешь опровергнуть!

Основные положения МКТ.

Три основных положения:
Все вещества из частиц,
Частиц непрерывно движение
(там хаос не знает границ).
А третье, частицы, они же,
С вечной проблемой большой:
То оттолкнут те, что ближе,
Тянут другие с собой.
Взаимодействие надо
Тех непосед изучать.
Звать их “молекулы”, “атом”.
Всюду их видно печать.

Материальная точка (рис. 1).

Материальная точка, где же тебя разыскать?
Можно любое взять тело: слона, бегемота, кровать.
Только сравни для примера ты их размеры и путь.
Если тащу я пожитки, что уж, пора отдохнуть,
Значит, на том расстоянии я, словно точка, бреду.
Рост мой, размеры пожиток – с мусором здесь наряду.
Рад, что хоть массу считают. Был бы заряд, и его
Физики мне оставляют. Как я устал от всего!
Сделали точкой, смеются: “Вырасти хочешь, пацан?
Меньше возьми расстояние”. Вот такой простенький план.
Лишь в геометрии хуже, точка здесь слышит в ответ:
“Нет у тебя ни размеров, нет ничего! Нет и нет!”

Механическое движение (рис. 2).

Не думай, что просто судить о движении –
Здесь множество будет подводных камней.
Туман на реке, а ты принял решение,
Что все ж поплывешь куда надо по ней.
И вот, ты в тумане – исчезло движенье,
Ведь сравнивать не с чем: “Вы где, берега?
Нет тела отсчета – терплю пораженье –
Любое мне дайте, туман и река!”
И вижу вдруг снова и берег, и лодки.
Березку что ль выбрать? Иль плотик вдали?
Но вновь не понять, хоть собрал я все сводки,
Березки проплыли всей рощей мои,
А плотик злосчастный как был – в километре!
Гвоздями прибили там, что ли, его?
Ведь вместе мы мчались с рекою и ветром!
Где скорость моя? Не пойму ничего.
“Зависит, балбес, всё от тела отсчёта,
Того, что ты выбрал, – сказали друзья, –
Ты делай для каждого тела расчёты.
Пусть разные числа. Не бойся их зря”.

Траектория и путь.

Длина траектории – путь,
А траектория – линия.
Ты это, дружок, не забудь.
Взгляни-ка на небо на синее.
Летит самолет. Видишь след?
Вот это – его траектория.
Длина ее, пусть, километр.
Тут путь найден. Вот вся теория.

Равномерное движение

Вот равномерное движенье:
Когда ты равные пути
За так же равные мгновенья
Сумел проехать иль пройти.

Скорость.

Скорость так определи:
Путь на время раздели.
“Метр в секунду” – единица.
Как легко всем обучиться!

Вектор. Скаляр.

В физике вектор нам задан числом.
“Модуль иначе”, – скажу я потом.
Вектор имеет еще направление.
(Можно и точку найти приложения.)
Сила и скорости, и ускорение –
Вектор найдешь, где увидишь движение.
Ну, а скаляр задан только числом:
Путь, масса, время, работа, объем.

 Сила.

Штанги и гири в руках силача
Словно летают по воздуху.
И муравьи, всё в свой дом волоча,
Тянут и носят без роздыху.
F – это сила. Так вектор зовётся
Тот, что есть мера для действия тел.
Если искать нам причину придётся,
Скорость менялась, с каких это дел?

 Скажем теперь – это действие силы.
Той, что мы ньютоном мерить должны.
Сколько ее бурлаки положили,
Баржи тащив в сумме, как до Луны?
Силы сейчас мы изучим такие:
Тренья, упругости, тяжести – раз.
И Архимеда, давленья. Другие
Выучим после, придя в старший класс.

 Сила упругости. Деформация.

Сила упругости тем хороша –
Тянешь резину себе не спеша.
Гука закон изучаешь уныло:
“F” есть “kx”. Вот такая здесь сила.
“k” –жесткость тела и ньютон на метр;
“х” – удлинение, пусть, в миллиметр.
То есть упругости сила возникла
При деформации. Тело поникло.
Ведь деформация – это же муки,
Форму, размеры меняют от скуки.
Виды любые тех пыток бывают:
Тело растянут, а после сжимают:
“Хочешь, изгиб будет, сдвиг иль кручение,
Чтобы надолго иметь впечатление?”
Сила, возникшая в теле упругом,
К малым частицам его, как к подругам,
Дружбу являет, стараясь помочь –
Гонит она деформацию прочь.
И потому направление силы
Против всегда, где бы вы не спросили
Перемещений несчастных частиц:
Борется сила, как тысяча львиц.

Сила тяжести (рис. 3).

Сила тяжести, друзья, –
Как нас тянет всех Земля.
Центр масс найду у тела
И отмечу силу смело:
Ни куда-нибудь, а вниз.
Тут считать пришел каприз:
“Умножаю массу тела
Всю на “g” и кончим дело.

 Инерция и равнодействующая сила.

Вот тело летело
И скорость имело
Всегда постоянную вдоль по прямой
Но вот налетело
Другое вдруг тело:
“Традиций не надо! Обычай долой”
Пример ниже новый
И тоже толковый –
Инерцию всюду ищи.
Вот тело лежало –
Так скорость упала.
Но это не всё. Не взыщи,

Тела налетели,
Менять всё хотели
И действуют с разных сторон.
Но только не вышло,
Уж глупые слишком.
Не силы считать им – ворон!
На силы смотрите,
Параграф учите.
Ведь скорости чтоб изменить,
Всех сил результаты,
Пусть мощны затраты,
Нельзя же к нулю приводить.

Динамометр.

Динамометр – прибор. Измеряет силы.
Принцип действия его у меня спросили.
“Равновесие двух сил (как еще ясней?),
Что к пружине приложил, и упругость в ней”.
Градуировать прибор научился быстро.
Ноль отметил и давай вешать, как монисто,
Грузы в ньютон. Раз, два, три. Делаю отметки.
Ну, а после я нанес между ними метки.
Поделил на десять я каждый целый ньютон.
Как в аптеке у меня – ничего не спутал.
Так что знаю, как шкалу надо наносить.
И могу хоть сотню раз опыт повторить.
А “динамис” значит “сила”. Я учусь старательно
И не пропускаю мимо всё, что занимательно.
“Динамометр” тогда – просто “силомер”!
Мне дотошность помогает. Вот и здесь пример.

Вес и невесомость.

Захотел узнать свой вес
На сосну на ветку влез,
На опору, значит, сел,
Но найти вес не успел.
Что-то хрустнет подо мной –
Я о землю головой.
И теперь ищу подвес
Измерять всё тот же вес.
Книжку, что ли, почитать,
Чтоб вопрос свой лучше знать?
Прочитал учебник снова.
Невесомость – это ново:
В общем, вес найти не просто
(Хоть ты будь большого роста).

Если падать вниз с сосны,
То без веса будешь ты.
Разобрал свои ошибки,
Как обычно, очень прытко.
И с весами лезу снова
На сосну, что возле дома.
Страсть как опыты люблю,
Им полжизни отдаю.
Стал на ветке на весы,
Жду поломки вновь сосны.
Затрещало, заскрипело.
Вниз летим и дивно дело:
На весы я не давлю,
То-то всех я удивлю.

Трение.

Надоело это тренье!
Просто нет уже терпенья!
Про него я всё учу!
Сколько можно? Не хочу!
Наблюдаю вдруг картину –
Тренья нет и в половину.
Мир без трения, друзья,
Изменился, вижу я.
Как по льду скользит прохожий,
А любой автомобиль
Знал инерцию, похоже,
И нигде не тормозил.
Нитки в тканях заскользили.
Что с моей одеждой?
Да мне, вижу, удружили.
Чуда жду с надеждой.

Хоть какое измененье!
Дайте больше силу тренья!
Но не держат гвозди,
Хоть вбивай их горсти.
Развязались все узлы,
Падают предметы.
Я цепляюсь за углы –
Всё скользит. “Ну где ты?
Где ты, трение, вернись!
Я прошу вернуться.
Снова, тренье, появись!”
Тут я смог проснуться.
И давай стихи писать
Я про силу трения,
Чтобы все могли узнать
Про её умения.

Правило моментов.

Знают правило моментов
Толпы школьников, студентов.
Пусть вращаться может тело,
И его здесь крутят смело.
Сил моменты кто куда:
Вправо – влево. Ох, беда!
Против стрелки часовой
Есть момент, но есть другой,

Что вращает уж по стрелке.
Это их, друзья, проделки.
Равновесье наступает –
Тело больше не вращают,
Будто руль автомобиля,
Что летит за милей миля.
Знать моменты, как борцы,
Здесь равны. И молодцы!

Закон Архимеда.

Сила архимедова из жидкости толкает
То тело, что погружено. При этом сила знает:
Она равна здесь весу той жидкости, что тело
Погруженным объёмом тут вытеснить сумело.

Архимед.

Я в ванну сел и с криком:
“Нашел! Нашел!” – по улице бежал.
Я – древний грек умом своим и ликом,
Мой острый ум отточен, как кинжал,
Я вечно делал, строил механизмы.
Я часто новое для всех изобретал,
Чтоб защитить рубеж моей отчизны,
Чтоб враг коварный в страхе трепетал.
И мирный труд я облегчал усердно.
Мне рычаги служили, как рабы.
В короне для царя, живущего небедно,
Узнал обман я с помощью воды.
Про мой закон и силу каждый школьник
Устал уже стократно повторять,
А кораблей конструктор – мой поклонник,
Хоть древний я, мне может доверять.

“Фюзис” (экологическое воспитание).

Поэзия природы безгранична:
Луч света, шорох листьев, бег ручья.
И, вроде, видим это мы отлично,
Но всё же красота как бы ничья.
И топчем травы, рвем все паутинки,
И поднимаем грязь в ручье наверх со дна,
Чтоб красота осталась на картинке,
Чтоб не спаслась букашка ни одна.
Так неужели мусор, банки и бутылки,
Безмолвный черный лес от твоего костра –
Из глубины души твоей посылки
Природе, всё ж дожившей до утра.
Да, познавать природу нужно и полезно.
И технику пора боготворить,
Но, получая от науки бездну
Всех благ, ты думал, как же дальше жить..?

16.02.2005