Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии при традиционной и инновационной системах обучения

Разделы: География


Цель проведения: Поделиться опытом использования элементов интеграции на уроках географии в различных системах обучения. Раскрыть межпредметные связи через:

  • фактический учебный материал;
  • формирование общих понятий и терминов;
  • формирование ведущих идей;
  • формирование следственных связей;
  • формирование умений и приемов учебной деятельности.

Обоснование темы: Интеграция, межпредметные связи в школьных курсах географии, на мой взгляд, одна из самых актуальных тем.

Содержание школьного образования включает как естественнонаучные, так и гуманитарные знания, формирование которых осуществляется в процессе обучения отдельным учебным предметам: физике, химии, биологии, географии, астрономии, истории, литературе, обществоведению. Общий объект изучения – природа, человек и общество – остается расчлененным между отдельными учебными предметами, что осложняет процесс приобретения школьниками цельного видения реального мира. Процесс интеграции наук в школьном обучении реализуется через межпредметные связи. Принцип межпредметных связей представляет собой конкретизацию общего дидактического и методологического принципа систематичности обучения, важного не только для более успешного и прочного усвоения знаний, но и формирования у обучаемых особого типа мышления – системного.

География, которая изучает природные и общественные явления, опирается на данные естественных и гуманитарных дисциплин и по широте межпредметных связей превосходит большинство других учебных предметов в школе.

Однако, вызвать устойчивый интерес к географии абсолютно у всех учащихся довольно сложно. Быть может, в этом и нет настоятельной необходимости. Современной школе более по силам поставить и решить другую задачу – попытаться сделать так, чтобы, по крайней мере, большей части учащихся было интересно заниматься на каждом уроке. Как же добиться таких результатов?

Отличительной чертой нашего времени следует считать взаимопроникновение идей и методов различных наук. Их интеграция, комплексный подход необходимы для решения экологических, экономических и социальных проблем государства.

Ожидаемый результат: Методическое пособие, в котором отраженны виды деятельности, согласно плана работы мастер-класса (теоретические семинары, экологическая пресс-конференция “Знаки беды”, интегрированный урок по географии и литературе, имитационная игра “Краеведческий материал как способ стимулирования интереса в обучении географии”, практические занятия, консультации и т.д.). В них можно увидеть, как интеграция и межпредметные связи, используемые в различных системах обучения, позволяют вывести процесс обучения географии на качественно новый уровень, превратив учебный труд в процесс творческого познания учеником географического пространства; формировать у учащихся целостное восприятие картины мира; повышение качества знаний учащихся; ученики выполняют творческие работы различного характера, формируя познавательный интерес; активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками; совершают поисковую активную деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития личности.

Предлагаю программу мастер-класса (Приложение 1. Презентация мастер-класса)

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки
(дата, время
проведения)

Результат

1.

Презентация педагогического опыта мастера (показана в приложении).

сентябрь

Краткое обоснование идей, технологии, описание достижений, доказательство результативности деятельности учащихся при традиционной и инновационной системам обучения.

2.

Семинар “Интеграция и межпредметные связи в традиционной и инновационной системах обучения”.

  октябрь

Совместные усилия учителей при подготовке интегрированных уроков несомненно способствует усилению воспитательного потенциала данного урока, расширяет кругозор школьников, убедить их в необходимости получения разнообразных знаний для решения реальных жизненных проблем.

3.

Экологическая пресс-конференция “Знаки беды”.

ноябрь

Урок-конференция покажет умения учащихся систематизировать, думать выводы, принимать обоснованное решение, вести дискуссию, логично и четко формулировать свои мысли и слушать других, использовать различные источники информации (в том числе географической).

4.

Интегрированный урок по географии и литературе “Особенности природы Кавказа”.

декабрь

Показать методику проведения и анализ интегрированного урока.

5.

Имитационная игра “Краеведческий материал как способ стимулирования интереса в обучении географии”.

январь

Демонстрация приемов эффективной работы по применению краеведческого материала”.

6.

Семинар по теме: “Применение интеграции, межпредметных связей в поисково-иследовательской деятельности учащихся”.

февраль

Умения учащихся работать с научной литературой, выбор темы, составление целей задач, формирование умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать негативных результатов.

7.

Практическое занятие “Глобальные проблемы человечества в экономической и социальной географии”.

март

Предложить посетителям мастер-класса элементы межпредметной связи при изучении темы “Глобальные проблемы человечества”. Прогнозирование развития проблемой ситуации и выявление возможных путей ее решения.

8.

Консультация по теме: “Составление плана интегрированного урока”.

апрель

Показать определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока.

Изучение содержания учебного материала на правильной психолого-педагогической основе.

Педагогический оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.

9.

Результативность работы мастер-класса.

май

Обобщение опыта.
Выпуск методического пособия.

Попробую подробнее остановиться на некоторых видах деятельности, выделенных в программе.

Семинар “Интеграция и межпредметные связи в традиционной и инновационной системах обучения”

Что же такое интеграция? Интеграция – это (лат.) восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Очевидно, что существует множество видов интеграции: по методам, приемам, способам, уровням, направлениям. Это целая область науки, которую условно можно назвать структурной методологией интеграции. Современная система образования позволяет использовать в практической деятельности учителя не все виды интеграции. Изучая литературу по интегрированному обучению школьников, я обратила внимание на то, что авторы единодушны в определении целей и результатов интегрированного обучения (В.Голвнер, “Образ целостной природы”; В.Шубинский, “Уроки диалектики”; А.Католиков, “Опыт интегрированных уроков в школе-интернате”; В.Н.Максимова, “Межпредметные связи при изучении литературы в школе”). Результаты интегрированного обучения проявляются в развитии творческого мышления учащихся. Оно способствует не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности, но и овладению грамотой культуры (языковой, этической, исторической, фолософской). А тип культуры определяет тип сознания человека, поэтому интеграция чрезвычайно актуальна и необходима в современной школе.

Задача учителя, планирующего интегрированный урок, - научить ребят мыслить абстрактными категориями, сопоставлять обобщенные выводы с конкретными явлениями, вырабатывать собственную оценку явлений. С этой целью ребята проделывают на уроке следующие мыслительные операции: проводят аналогии, обобщают, систематизируют учебный материал, выдвигают гипотезы, распространяют выводы, полученные из наблюдений и наконец, моделируют все эти обобщенные мыслительные операции. Все это способствует развитию творческого мышления.

Выделяют три группы интеграционной связи:

1. Содержательно-информационные – по видам знаний (научные, фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).
2. Операционно-деятельностные – по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
3. Организационно-методические – по способам реализации межпредметных связей (логические, ассоциативные, понятийные, концептуальные).

Виды интеграционных связей:

1. Способ усвоения – репродуктивный, поисковый, творческий.
2. Широта осуществления – внутрицикловые, межцикловые.
3. Хронология реализации – преемственные, сопутствующие, перспективные.
4. Способ установления – односторонние, двусторонние, многосторонние, прямые и обратные.
5. Постоянство реализации – эпизодические, периодические, систематические.
6. Форма “организации” - поурочные, тематические, сквозные, комплексные.

Используя процесс интеграции наук в школьном обучении, реализующимся через межпредметные связи, можно достичь следующих результатов:

1. Знания приобретают качества системности.
2. Умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
3. Усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.
4. Более эффективно формируются их убеждения, и достигается всестороннее развитие личности.
5. Способствует оптимизации, интенсификации учебной и педагогической деятельности.

Так же вашему вниманию предложен еще один семинар по теме: “Применение интеграции, межпредметные связей в поисково-исследовательской деятельности учащихся” задачей которого являются сформировать умения учащихся работать с научной литературой, выбор темы, составление целей, задач; формирование умения у учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, прогнозировать негативные результаты. На данном семинаре я предложу вашему вниманию некоторые наработки. Научно-практические конференции у учащихся имеют большой интерес. Работы учащихся связаны с краеведением, экологией. Например: Развитие пищевой промышленности в НПР, Экологические проблемы при производстве меди в НПР, Водные ресурсы Таймыра и т.д. Эти работы способствуют формированию познавательного интереса, желанию самостоятельного поиска знаний, развитию творческого мышления.

Задача учителя: использование краеведческого материала в учебном процессе для формирования общих географических понятий и закономерностей, вовлечение учащихся в активную исследовательскую работу, тесное сотрудничество с музеями НПР и библиотеками города.

 

Если мы хотим изменить мир,
Сначала предстоит изменить человека,
Систему его качеств и ценностей

А. Печчеи

Экологическая пресс-конференция
“Знаки беды”

Цели:

  • углубить и расширить знания по экологическому состоянию природной среды, охране природы и рациональному природопользованию;
  • используя знания разных школьных дисциплин, показать влияние загрязненности окружающей среды на здоровье человека;
  • развивать экологическую культуру школьников;
  • воспитывать экологическую бдительность;
  • совершенствовать умения учащихся в работе с дополнительным литературой. Эколого-краеведческая конференция сдружила ребят, пробудила интерес к дальнейшей работе и желание встретиться вновь для обмена наработками.

Следующий этап работы - практическое занятие по теме: “Глобальные проблемы человечества в экономической и социальной географии”. На данном занятии мы рассмотрим взаимосвязь глобальных проблем, используя межпредметные связи. Глобальные проблемы человечества, которые оказались в центре внимания ученых, политических деятелей и широкой общественности, изучаются многими науками, в том числе и географией. Рассматривая глобальные проблемы, мы должны будем обобщить знания, полученные при изучении всех тем учебника. Следовательно, это более сложный, синтезирующий материал. Глобальные проблемы непосредственно касаются и каждого из нас как маленькой “частички” всего единого и многоликого человечества. Технический прогресс несомненен. А как же прогресс нравственный? Технически могущественный человек не стал ни счастливее, ни здоровее, ни духовно богаче, он растерян, не знает как распорядиться прошлым, и с тревогой смотрит в будущее.

Одним из видов работы является консультация по теме: “Составление плана интегрированного урока”, цели которой:

  • показать определенность, ясность, четкость и реальность основной дидактической цели урока;
  • изучение содержания учебного материала на правильной психолого-педагогической основе;
  • педагогический оправданный подбор форм и методов для занятия в целом и каждого его структурного элемента.

Для успешного проведения интегрированных уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества: например, мы не учителя, они не ученики, а путешественники или соавторы создаваемой прямо на уроке главы учебника или специалисты по решению проблем современности. Это легче делать на интегрированном уроке при необычности ситуации: два учителя одновременно – соединение индивидуальностей при нестандартном подходе. Такой подход заинтересовывает учащихся, развивает их творческий потенциал, расширяет и укрепляет знания по ряду предметов.

Местный край изучается на уроках разных дисциплин, но самое широкое использование краеведческого материала возможно в преподавании географии, истории, литературы. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и его лучших людях, тем более действительными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа, патриотизма. Но необходимость развития интересов в области краеведения и экологии существует. В своей практической деятельности я применяю некоторые наработки. Я разработала интегрированный курс географии-экологии-краеведения полуострова Таймыр. Его можно рассматривать самостоятельным курсом краеведения, факультативно, а также спецкурсами в рамках изучения конкретных разделов и тем по программе. Комплексный подход позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы Таймыра, населения, культуры, проблемы экологии и экономики, истории заселения и хозяйственного освоения территории

Учитель может организовать разнообразные формы самостоятельной деятельности учащихся поискового, исследовательского характера. Реализация регионального компонента ориентируют учителя на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности географии своей местности с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывания собственных гипотез, но и как бы переживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество.

Таким образом, в профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на следующем технологическом уровне.

Жизнь, как видно, никому из нас не дается легко.
Ну что ж, надо иметь настойчивость,
а самое главное-уверенность в себе.
Надо верить, что ты на что-то годен
и этого “что-то” нужно достичь
во что бы то ни стало.

Мария Кюри, физик

16.02.2005