Педагогические принципы формирования личности при обучении спортсменов-школьников борьбе "Панкратион"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Наша школа обычная общеобразовательная, средняя, односменная. Сельским школьникам в условиях отсутствия внешкольных учреждения по спорту сложнее реализовать желание заниматься конкретным видом. Перед педагогами – тренерами в группе детей с разными уровнями физической, психологической, социальной готовности ставится задача формирования физических, спортивных, социальных навыков личности каждого юного спортсмена, с учётом его возможностей.

В основу опыта работы взяты:

  • технология И.С. Якиманской по личностно-ориентированной системе обучения и воспитания, основанная на создании максимально комфортной сферы для развития личности каждого школьника, в зависимости от его индивидуальных способностей, особенностей, задатков и талантов.
  • методика В. Н. Коновалова (доцент педагогических наук Омского государственного института физической культуры), разработавшего систему развития физических навыков, выносливости школьников.

Панкратион способствует физическому становлению ребенка, формированию умений и навыков борьбы, реализации личностных качества воспитанников в динамике, самоорганизации каждого воспитанника, улучшению его физической и общеобразовательной подготовки.

Распознавание и развитие индивидуальных способностей каждого учащегося, программирование и развитие их через:

  1. физическую подготовку, как базовую основу для достижения спортсменом более высоких результатов (скоростно-силовые навыки, максимальная сила, общая выносливость, воспитание ловкости, быстроты);
  2. формирование навыков и умений грамотного сочетания гибкости и координации;
  3. развитие морально-волевых качеств.

Основная задача: научить спортсмена максимально мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, поставленной в тренировке или на соревнованиях; это стремление может возникнуть лишь в том случае, если воспитанник осознает сущность, требования, предъявляемые к стойкому, активному интересу в успешном выполнении выступления на соревнованиях.

Тактическое мастерство.

  • Мастерство тактики ведения боя панкратионовца проявляется в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны для достижения превосходства над ним, победы и, одновременно с этим, в умении продемонстрировать свою индивидуальную манеру боя.
  • Планирование поединка и управление им неразрывно связаны с тем, насколько подготовлен и владеет в совершенстве спортсмен различными формами боя.

За основу возьмём три формы боя: разведывательная, наступательная, оборонительная.

Развитие и совершенствование технических качеств панкратионовца.

Успех в совершенствовании техники и тактики спортсмена целиком зависит от уровня развития его психических качеств и специализированных восприятий: чувства дистанции, ориентировки на ковре, чувства положения тела и свободы движений, чувства удара, чувства времени, внимания, мышления, быстроты реакции перехода от ударной техники к бою и дальше к выполнению болевого или иного приема для достижения чистой победы.

Эффективность единоборства соперников в первую очередь зависит от того, в какой степени каждый из них может использовать те или иные приемы и действия, которые наиболее соответствуют сложившейся в бою ситуации.

После того, как определено психологическое состояние школьника, можно регулировать его состояние в общении в школьной среде, на улице, в семье, на тренировке, перед соревнованиями и т.д. Это необходимо для самоусовершенствования и выбора правильного поведения в тех или иных обстоятельствах, и проявлении его как личности, самостоятельности принятия правильного решения.

Рассмотрим ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.

Для панкратиона как спортивного единоборства характерно выполнение соперниками нестандартных ситуаций в условиях острого дефицита времени. Отсюда следует задача формирования творческого подхода к выполнению приемов, сознательного выбора и изменения тактических вариантов боя, т.е. необходимость применения принципа сознательности и активности, он основан на органической связи между выполняемыми двигательными действиями и сознанием спортсмена. Реализация педагогического принципа осуществляется через:

1) формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к главной цели и к конкретным задачам занятия;

2) стимулирование сознательного анализа и контроля при выполнении заданий в процессе учебно-тренировочных занятий;

3) воспитание у школьника инициативы, самостоятельности и творческого отношения к занятиям.

Сущность принципа наглядности заключается в максимальном использовании анализаторов спортсмена для решения задач обучения и тренировки. Он выражает необходимость обеспечения соответствующих зрительных, двигательных и других представлений панкратионовца об изучаемом движении. Различают рецептивные типы - зрительный, моторный, акустический. Эти три типа присущи каждому человеку, и любой из них может преобладать.

Для эффективности реализации принципа наглядности, нужно распознавать - какой из этих типов преобладает в каждом ученике. Особое место в обучении борьбе панкратион на занятиях служит показ упражнения. Чем приближеннее будет показ к условиям соревновательного поединка, тем полнее представление об особенностях движения, взаимосвязи отдельных элементов, фаз и частей, составляющих его. Только после того, как занимающиеся получают правильное представление о целом действии, от которого зависит техника выполнения приема, появляется возможность достичь больших результатов в тренировках и на соревнованиях.

Принцип систематичности и последовательности.

Данный принцип требует от спортсмена и преподавателя соблюдения рациональности и последовательности в изучении основ панкратиона. Только на основе систематического и последовательного усвоения в учебно-тренировочных занятиях необходимого объема технико-тактических навыков и умений у спортсмена создаются необходимые предпосылки для разностороннего развития и универсальности в овладении техникой панкратиона. Последовательность изучения заключается в овладении новыми заданиями, основываясь на усвоенном ранее материале. Каждая новая тема должна быть органически связана с предыдущей. Обучение технике должно идти от простого к сложному. В начале боевая стойка, передвижения, удары руками, все виды защит от них, удары ногами, защита от них, броски, уходы от захватов и т.д..

Принцип сущности и индивидуализации.

Он заключается в обязательном учете групповых, возрастных и индивидуальных различий школьников при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.

При учете характера учебы, бытовых условий занимающихся, уровня их тренированности и психических особенностей, нужно выбирать наиболее рациональную методику проведения занятий для каждого из них. На занятия приходят школьники разной физической подготовленности. Поэтому необходимо дифференцированно подходить к различным по составу и подготовленности группам занимающихся , индивидуально подбирать учебный материал и устанавливать допустимую физическую нагрузку на занятиях.

Принцип доступности включает в себя комплектование групп учеников примерно одинакового возраста, спортивного стажа и подготовленности, а так же можно комплектовать группы исходя из контрольных нормативов, тестов, специальной физической подготовленности и т. д.

После определения индивидуальных способностей школьников, можно составлять ПРОГРАММУ для их Развития и Воспитания.

Начнем рассматривать основу панкратиона - физическую подготовленность занимающегося:

  1. максимальная сила;
  2. скоростно-силовые качества;
  3. общая выносливость;
  4. воспитание ловкости;
  5. воспитание быстроты;
  6. координационная способность и гибкость;
  7. воспитание морально-волевых качеств;
  8. тактика ведения боя;
  9. техническое исполнение приема:

для развития максимальной (абсолютной) силы наиболее эффективен динамический уступающий и преодолевающий режим работы мышц, а также упражнения в статическом режиме.

Выделим три основных метода развития абсолютной силы:

  1. повторное выполнение непредельных усилий до выраженного утомления («до отказа»);
  2. поднятие предельного веса;
  3. выполнение непредельных усилий с максимальной скоростью.

В подготовке спортсменов наиболее подготовленных первый способ применяется лишь для развития силовой выносливости, но у юных спортсменов он является основным. Наибольшее внимание уделяется выполнению непредельных усилий с максимальной скоростью для развития быстроты и в меньшей степени силы. Лучше всего эти методы комбинировать.

Важным условием является оптимальная дозировка интервалов отдыха между упражнениями и сериями для обеспечения почти полного восстановления работоспособности. Длительность пауз, как правило, составляет 1-3 минут.

Упражнения с усилиями, приближающимися к максимальным, требуют увеличения продолжительности пауз отдыха до 5-12 минут.

С целью повышения абсолютной силы, необходимо применять усилия, равные 80-90% от предельных величин, но для более разностороннего воздействия на организм их диапазон расширяется до 70-95% от максимального.

Виды силовых способностей различаются по характеру сочетания режимов напряжения мышц, скоростно-силовые способности (динамическая сила), проявляемые при быстрых движениях. Это так называемая взрывная сила, т.е. способность проявлять наибольшую силу за наименьшее время. Ее можно воспитывать в прыжке с места, силе удара, быстроте выполнения приема и т.д. Скоростно-силовые качества развиваются при помощи отягощения предметов: гирь, штанги, ядер и т. д. в пределах10=40%от максимальной нагрузки, преодоления внешних сил. Сопротивление упругих предметов (пружины, экспандеров, резины, автомобильных покрышек), упражнения с преодолением тяжести собственного веса (например, отжимание в упоре лежа с отрыванием рук, выпрыгивание вверх с места, быстрое подтягивание).

Общая выносливость, вовлекающая в себя действия многих мышечных групп и положительно влияющих на спортивную специальность. Работа проводится с субмаксимальной и максимальной интенсивностью. Эта тенденция характерна практически для всех видов спорта.

Её можно развивать традиционными средствами, такими как: кроссовой подготовкой примерно 5 км, плаванием, игрой в футбол, баскетбол, регбибол и т. д. Для новичков работа проходит в умеренном режиме, проверяется частотой сердечного сокращения (140-150 ударов в минуту). По мере подготовленности спортсмена происходит увеличение объема и интенсивности выполняемых упражнений до 165-180 ударов в минуту.

Воспитание ловкости. Применяют следующие показатели:

  1. способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внешними меняющимися условиями;
  2. время необходимое для освоения отдельных стереотипных движений. Оценивается ловкость спортсмена по следующим критериям:
  3. координационная сложность выполняемого задания;
  4. адекватность ответной двигательной реакции на возникновение новой ситуации;

Время осмысления информации и принятия рационального решения.

Для полноценного проявления ловкости очень важно точное ощущение и восприятие своих движений и действий противника, а так же соответствие точности движений в пространстве и времени.

Основной путь воспитания ловкости – овладение разнообразными движениями (спортивны игры с ограничением правил, акробатикой, специально подобранных упражнений.). Что приводит к новым разнообразным двигательным навыкам и умения? В результате чего увеличивается запас двигательных навыков, поддерживается тонус «творческой» деятельности коры головного мозга в формировании новых движений и увеличиваются функциональные возможности двигательного анализатора? Овладение движением и последующая автоматизация навыка тренирующего эффекта в развитии ловкости с помощью конкретного движения исчезает. Тем самым спортсмен становится приспособленнее к нестандартным ситуациям, что приводит к неуязвимости спортсмена.

Под быстротой понимается способность спортсмена выполнять заданное движение в минимальный промежуток времени. За основу возьмем три характеристики:

  1. латентное время реакции (от сигнала до начала движения);
  2. скорость одиночного движения (движения);
  3. количество движений.

В борьбе панкратион быстрота движений сочетается с проявлением силы мышц, образуя комплексную, скоростную особенность - резкость движений. Поэтому в борьбе панкратион развитию быстроты движений способствуют и средства, развивающие силу мышц (особенно при больших внешних сопротивлениях). Однако развитие силы при этом должно проходить в условиях быстрых движений. Для этого используется метод динамических усилий, максимальное силовое напряжение создается за счет перемещения какого-то непредельного отягощения с наивысшей скоростью при полной амплитуде движения. Только при одновременном росте скорости и силы увеличивается быстрота выполнения приема (упражнения).

Быстроту можно повысить целостным методом или раздельным совершенствованием отдельных качеств в технике, то есть тех факторов, которые ограничивают ее проявление. Основным методом совершенствования быстроты является повторный. Необходимость выполнять каждое задание с максимальной частотой, что требует увеличения интервалов отдыха, чтобы не произошло утомление. Гибкость, хотя и не играет большой роли в панкратионе, нельзя оставить без внимания. Эффективность развития гибкости зависит от способности расслабления мышц, препятствующей достижению максимальной амплитуды в суставе. Повышение тонуса мышц, препятствует быстрому нанесению ударов и выполнению приема, особенно контр-броска. Надо заметить, что оптимальный возраст для развития гибкости - 11-14 лет. При систематических занятиях хорошего эффекта могут добиться и взрослые. Упражнения на гибкость и координацию выполняются сериями после достаточно интенсивной «до пота» разминки. Их прекращают при появлении болезненных ощущений.

Не последнюю роль панкратионовца занимает воспитание волевых качеств. Основная задача волевой подготовки – научить спортсмена максимально мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, поставленной в тренировке и на соревнованиях. Проявление этого качества будет в том случае, если спортсмен осознает сущность занятия панкратионом, вырабатывает сильный интерес к его занятиям. Методика воспитания волевых качеств предусматривает постепенное увеличение степени трудности, которые спортсмены должны преодолевать во время тренировок и выступлений. Преподаватель должен убеждать школьника, вызывать у него любовь к этому виду единоборств, вырабатывать чувство личной ответственности за результаты тренировки и соревнований, всевозможно поощрять, возбуждать чувство собственного достоинства и чести, как спортсмена, так и самоутвердившейся личности.

В методике воспитания можно использовать следующие приемы:

  1. выполнение координационно-сложных упражнений;
  2. увеличение количества раундов;
  3. применение спаррингов партнеров с разной подготовленностью;
  4. выполнение поставленной задачи (почти неразрешимой);
  5. умение терпеть (держать) удары, выполнение болевых приемов;
  6. выстаивать поединок до конца.

Так же к волевым качествам необходимо воспитывать и совершенствовать у школьников целеустремленность, настойчивость, инициативность, смелость, решительность, уверенность, самообладание и др.

Для достижения победы над соперником необходимо овладение тактическими действиями. Так, в единоборстве они проявляются в способности нейтрализовать сильные стороны противника, использовать его слабые стороны для достижения над ним превосходства, и применять индивидуальную манеру боя. Умение управлять боем зависит от быстроты и правильности мышления спортсмена, его способности к технико-тактическим действиям.

Чем больше вариантов боя, тем выше тактическая готовность спортсмена. Рассмотрим по порядку три формы боя: разведывательную, наступательную, оборонительную.

Разведывательная форма боя -это средство получения данных о противнике.

Наступательная форма боя - активная форма борьбы с противником, предполагающая захват инициативы. Она осуществляется атакующими, встречными, ответными действиями на дальней, средней, ближней дистанции, работы в клинге, партере.

Оборонительная форма боя является формой защиты от захватившего инициативу противника, при этом она может быть использована для контратакующих действий. Борьба панкратион – сложное сочетание передвижений ударных и защитных действий, выполняемых на разных дистанциях. Применение в борьбе приемов высокой стойки, партере и контрприемах, выполнение болевых, удушающих приемов и освобождение от них.

Не обойтись и без тактических действий, которые включают в себя:

1) подготовительные действия – это действия, предшествующие непосредственному нападению и обороне. К ним относятся:

  • разведывательные действия – выявление излюбленных комбинаций противника, дистанции, особенности индивидуальности манеры ведения боя, физической подготовленности;
  • обманные действия – финты. Цель – разузнать действия противника.
  • маневренные действия осуществляются с помощью передвижений и защит с целью выбора удобного момента для активных действий.

2) атака – быстрая неожиданная внезапность, применяется для захвата, инициативы и нанесения ударов, выполнения результативного действия;

3) оборонительные действия – применяются, когда знаешь, что соперник в чем-то превосходит тебя (рост, вес, ударная техника, борьба и т.д.) и, конечно же, необходимо совершенствование технических действий – это хорошо освоенная техника нанесения ударов, борьбы стоя, партере , выполнения болевых и удушающих приемов, что приводит к повышению овладения борьбой панкратион.

Совершенствование предусматривает и «отточенные излюбленные технические действия»:

  • проведение приемов из нестандартных ситуаций;
  • выполнение одним из партнеров четко поставленной задачи:

*уклоны;

*работа на дальней дистанции;

*ближний бой;

*борьба;

*выполнение только контратаки.

  • Повторный метод выполнения:

*комбинаций нанесения ударов;

*удар – проход в ноги;

*ближний бросок;

*бросок болевой, удушающий.

Возможно, не каждый воспитанник станет ярким спортсменом, но то, что каждый станет достойным гражданином, личностью, социально активным человеком, способным защитить себя, ближнего - это гарантия, которую дают занятия панкратионом, общение в группе спортсекции (результаты работы в Приложении 1).