Применение видеофильмов на уроках физики

Разделы: Физика


Демонстрацию видеофильмов и видеофрагментов использую на различных этапах урока и внеклассных мероприятиях. При составлении календарно-тематического планирования включаю графу “Применение видеофильма”, в которую записываю название видеофильма, вопросы, рассматриваемые в фильме на данном уроке, время показа.

Приведу пример фрагмента календарно-тематического планирования учебного материала в 9-м классе по теме “Световые явления” с использованием видеофильмов “Световые явления” (Вф1) и “Оптические приборы” (Вф2). Приложение 1.

При составлении поурочного плана выбираю фрагменты для изучения нового материала, обобщения, контроля знаний и т.д. Определяю время использования и если необходимо делаю монтаж.

Приведу пример методических рекомендаций по использованию видеофильма “Применение теплопроводности” и разработку урока по теме “Теплопроводность”.

Методические рекомендации по использованию на уроке видеофильма “Применение теплопроводности”.

Фрагменты фильма использую для объяснения теплопроводности с точки зрения строения вещества (1мин. 25 с.), при изучении вопроса о различной теплопроводности разных веществ (50 с.), учащиеся знакомятся с теплоизоляционными материалами, которые используют при строительстве жилья (2 мин. 10 с.). В следующем фрагменте рассматривается вопрос о применении двойных и тройных рам с точки зрения физики и экономики (1 мин. 10 с.). Фрагмент о роли теплообмена в природе рассказывает о плохой теплопроводности меха, пуха, шерсти, жирового слоя, о применении теплой одежды на юге и Севере (3 мин.). При проверке понимания материала учащимися использую видео вопросы (40 с.).

Тема: Теплопроводность.

Цели:

  • формирование знаний о теплопроводности как способе передачи внутренней энергии;
  • формирование умений объяснять теплопроводность тел с точки зрения строения вещества; умений анализировать видеоинформацию; объяснять наблюдаемые явления;
  • на примере изучаемого материала показать применение на практике веществ, имеющих различную теплопроводность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование урока: алюминиевый и железный стержни, маленькие гвоздики, пластилин, сухое горючее, сосуды с теплой и холодной водой.

Технические средства обучения: видеодвойка, видеофильм “Применение теплопроводности”.

Этап организации урока

Дидактическая задача. Подготовить учащихся к работе на уроке.

Содержание этапа: Взаимное приветствие учителя и учащихся, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, организация внимания.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению учебного материала

Дидактическая задача. Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.

Содержание этапа. Учащиеся вспоминают, какую энергию называют внутренней, какими способами ее можно изменить, приводят примеры изменения внутренней энергии путем совершения работы и путем теплопередачи.

Демонстрация опыта. На столе стоят два сосуда. В одном теплая вода, в другом горячая. Учитель говорит учащимся о том, что в жизни мы часто пытаемся на ощупь определить холодное тело или горячее. Одному из учащихся предлагается определить, в каком сосуде теплая вода, а в каком горячая. Учащийся опускает руки в воду и без труда определяет, где какая вода, рассказывает о своих ощущениях. Учащиеся пытаются объяснить, что при этом происходит. Учитель сообщает учащимся тему и задачи урока. Учащиеся записывают в тетрадях число и тему урока.

Этап усвоения новых знаний, умений и навыков

Дидактическая задача. Сформировать знания о теплопроводности, умения объяснять теплопроводность с точки зрения строения вещества, ознакомить с применением на практике веществ, имеющих различную теплопроводность.

Содержание этапа.

Демонстрация опыта. К алюминиевому стержню с помощью пластилина прикрепляют гвоздики. Конец стержня нагревают. Гвоздики поочередно отпадают. Учащимся предлагается объяснить опыт самим, а затем посмотреть фрагмент фильма, в котором дается объяснение опыта с точки зрения строения вещества, дается определение теплопроводности и обращается внимание на то, что при теплопроводности не происходит переноса вещества.

Демонстрация фрагмента со слов “Первым падает гвоздь, расположенный ближе к источнику тепла... ”до слов “... При передаче энергии от одной части тела к другой само вещество не перемещается”. Учащиеся отвечают на вопросы: в чем заключается явление теплопроводности, как объяснить передачу энергии при теплопроводности, почему само вещество при теплопроводности не перемещается? Учащиеся записывают в тетрадь определение теплопроводности.

Демонстрация опыта. Теплопроводность различных веществ (на примере стержней, изготовленных из разных металлов). Объясняя опыт, учащиеся делают вывод, что, различие теплопроводности связано с различным строением веществ. Учитель предлагает учащимся вспомнить из курса физики 7 класса строение твердых, жидких и газообразных веществ и ответить на вопрос: какие вещества должны иметь хорошую теплопроводность, а какие плохую? После ответа на вопрос учащимся предлагается посмотреть фрагмент фильма, в котором перечисляются вещества, имеющие хорошую и плохую теплопроводность.

Демонстрация фрагмента со слов “С помощью теплопроводности теплота может передаваться в твердых телах, жидкостях и газообразных телах... ” до слов “... Окружающий нас воздух проводит тепло в тысячи раз хуже, чем железо”. После просмотра учащиеся отвечают на вопрос: какие вещества имеют наибольшую и наименьшую теплопроводность? А как проводит тепло вакуум? После ответа на вопрос учащиеся вычерчивают диаграмму “Теплопроводность различных веществ”.

Теплообмен играет важную роль в жизни человека. Посмотрите фрагмент фильма и скажите, какие материалы используют при строительстве жилья.

Демонстрация фильма со слов “Регулирование теплообмена является одной из задач строительной техники...” до слов “...В таком доме температура выше, чем снаружи”. После просмотра учащиеся отвечают на вопрос, поставленный перед просмотром фрагмента и на вопрос: Зачем оконные рамы делают с двойными стеклами? После того как учащиеся выскажут свое мнение, учитель предлагает посмотреть следующий фрагмент, в котором объясняется использование двойных и тройных рам не только с точки зрения физики, но и экономики.

Демонстрация фрагмента со слов “Почему делают двойные, а не тройные рамы?... ” до слов “...Что дороже огромные потери тепла через окна домов или стоимость дополнительного остекления?”. Ответ на последний вопрос предлагается на дом в виде творческого задания (для желающих).

Теплообмен играет огромную роль в природе. Посмотрите следующий фрагмент и объясните, почему мех, пух, перья, жировой слой на теле животных, а также одежда человека защищают от холода.

Демонстрация фрагмента со слов “Организм человека имеет определенную температуру...” до слов “...Посмотрите, какую шубу носит верблюд. Воздух, находящийся между шерстинками предохраняет его от перегревания”.

Учитель обобщает материал, изученный на данном этапе урока.

Этап первичной проверки понимания учащимися нового учебного материала

Дидактическая задача. Установить осознанность усвоения учащимися нового учебного материала.

Содержание этапа. Учащиеся отвечают на вопросы.

  1. В чем состоит явление теплопроводности?
  2. Объясните явление теплопроводности с точки зрения строения вещества.
  3. Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
  4. Какие вещества мы называем теплоизоляторами? Приведите примеры. Где используют такие вещества?
  5. Ускорится ли таяние льда в теплой комнате, если его накрыть шубой?
  6. Посмотрите видео вопросы (демонстрация фрагмента из фильма): Почему у металлической посуды делают деревянными или пластмассовыми ручки? Почему в малоснежные зимы на водоемах образуется более толстый слой льда? Один человек пасет стада оленей на Крайнем Севере, другой отары овец на знойном юге. Оба тепло одеты. Почему?

Этап подведения итогов урока

Дидактическая задача. Обобщить знания учащихся и дать анализ успешности овладения знаниями.

Содержание этапа: Учитель ещё раз проговаривает определение теплопроводности, объясняет явление с точки зрения строения вещества, анализирует диаграмму, обращает внимание учащихся, что при теплопроводности не происходит переноса вещества.

Этап информации о домашнем задании

Дидактическая задача. Дать домашнее задание, направленное на дальнейшее развитие знаний о теплопроводности.

Содержание этапа: Учащиеся записывают в дневники задание на дом: §4, упр.1(устно). Соберите коллекцию теплоизоляторов, принесите её в класс и расскажите о применении теплоизоляторов (для желающих).

При изучении нового материала использую фрагменты видеофильмов для постановки проблемных вопросов. Например, при изучении темы “Интерференция света” использую очень красочный фрагмент видеофильма “Интерференция света”, в котором показана окраска крыльев бабочек, разноцветные полосы пленки скипидара на воде. Учащимся задаю вопрос: чем можно объяснить такую окраску? Далее изучаем с учащимися явление интерференции в тонких пленках и кольца Ньютона, а фрагменты видеофильма использую для объяснения этих явлений. С помощью мультипликации хорошо показан ход лучей в тонких пленках и кольцах Ньютона.

При просмотре видеофильмов учащиеся знакомятся с устройством и принципом действия приборов, машин, механизмов. Например, фрагменты видеофильма “Применение сообщающихся сосудов” позволяют познакомить учащихся с действием шлюзов, устройством водопровода, действием фонтанов.

При обобщении материала демонстрирую учащимся видеофильмы или видеофрагменты (учитываю возрастные особенности учащихся) и предлагаю просмотренную информацию представить в табличной форме. Например, в 7-м классе по теме “Три состояния вещества” использую фрагменты видеофильма “Изменение агрегатных состояний вещества”. После просмотра фрагментов учащиеся заполняют таблицу:

  1. Название агрегатного состояния вещества
  2. Расположение частиц
  3. Движение частиц
  4. Взаимодействие частиц

Фрагменты видеофильмов использую для демонстрации опытов (в школе имеется не весь перечень оборудования, необходимого для преподавания физики), а учащиеся их объясняют. Или наоборот, демонстрирую опыт, а для его объяснения использую фрагменты видеофильма.

Для развития творческих способностей учащихся, предлагаю самим создать небольшие видеофильмы. Например, учащиеся 10-го класса создали фильм “Применение электрического тока в нашей школе”, а учащиеся 9-го класса рассказали в своем фильме о вредном и полезном действии электризации на предприятиях нашего города.

Общие рекомендации по использованию видеофильмов на уроках физики

  1. При демонстрации видеофильмов учитывать возрастные особенности учащихся и не перегружать урок видеоматериалами. Общее время демонстрации видеофильма не должно превышать 20 минут. В старших классах при использовании видеофильма – лекции время показа можно увеличить до 30-35 минут, разбив материал лекции на 2 фрагмента. В 7-9-х классах продолжительность фрагментов не должна превышать 5-7 минут.
  2. Перед просмотром видеофильма организовать внимание и восприятие учащихся, сформулировать цели просмотра.
  3. Во время демонстрации видеофильма не отвлекать учащихся репликами “обратите внимание”, “запомните” и т.д. Это необходимо сказать перед просмотром видеофильма.
  4. После просмотра обязательно провести работу с учащимися по видеоматериалам.
  5. Не рекомендуется на уроке перематывать фильм вперед, назад. Выполните монтаж видеофильма и запишите фрагмент столько раз, сколько раз вы будите использовать его на уроке.

Применение видеоматериалов повышает эффективность работы учителя, а наглядность материала позволяет учащимся получать более полные сведения по теме.

17.02.2005