Гимн отрезку прямой

Разделы: Информатика


Раздел программы: Программирование на Бейсике.

Тема урока: Графические примитивы. Команда оператора DRAW: Sn – масштабирование.

Цель урока: изучить операторы графики.

Задачи урока:

  • учебные:
    • закрепление пройденного материала;
    • изучение операторов графики с использованием в качестве исходного материала орнаментов;
    • контроль уровня знаний, умений и навыков учащихся по темам “Логика” и “Операторы графики”.
  • развивающие:
    • развитие умений выделять главное, существенное; обобщать имеющие факты; логически и абстрактно мыслить;
    • развитие воображение.
  • воспитательные:
    • воспитание любви к родному краю на основе изучения элементов народного творчества;
    • повышение мотивации учащихся на уроке за счёт игровой формы работы;
    • достижение сознательного усвоения материала учащимися;
    • формирование чувства коллективизма и здорового соперничества;
    • работа над повышением грамотности устной речи.

Тип урока урок изучения нового материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 1,5 часа.

Год обучения: первый.

Возраст обучающихся: 12 – 13 лет.

Оформление кабинета. Для создания творческой атмосферы, эстетического восприятия пространственной среды в оформлении кабинета используются изделия народных мастеров, воспитанников отдела декоративно-прикладного творчества Дворца детского творчества. Во время урока звучит русская народная инструментальная музыка. Можно использовать альбомы, репродукции, слайды, подходящие по тематике компакт-диски.

Оборудование. Компьютеры.

Методическое обеспечение занятия:

  • компакт-диск “Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия”;
  • компакт-диск с народной музыкой;
  • дидактические материалы по теме (см. Приложение 1–3);
  • комплекс физических упражнений (см. Приложение 4);
  • оценка результатов учебной деятельности (см. Приложение 5);
  • схема коррекции познавательной деятельности учащихся (см. Приложение 6);
  • справочные материалы по операторам графики (см. Приложение 7);
  • схема образования орнамента (см. Приложение 8);
  • демонстрационные материалы (см. Приложение 9–10);
  • плакаты (см. Приложение 11);
  • раздаточные материалы (см. Приложение 12–13);
  • информационные материалы (см. Приложение 14);
  • образец творческой работы учащегося (см. Приложение 15);
  • примерная таблица последовательности учебного занятия (см. Приложение 16).

План урока

1. Организационный этап:

  • решение учащимися 2 – 3 занимательные задачи;
  • заполнение журнала;
  • объявление темы урока;
  • рассказ о ходе урока;
  • раздача рабочих материалов и творческих карточек учащихся;
  • выполнение учащимися упражнение “Стульчик” – активизация внимания.

2. Проверочный этап:

  • выполнение учащимися задания;
  • диктант (экспресс-опрос).

3. Подготовительный этап:

  • изложение нового материала;
  • выполнение учащимися комплекса упражнений для глаз “Жмурки”.

4. Основной этап – работа на ПК:

  • выполнение учащимися обязательных заданий;
  • выполнение учащимися творческих и индивидуальных заданий.

5. Рефлексивный этап:

  • просмотр творческих карточек учащихся.

6. Итоговый этап.

  • оценивание работы каждого учащегося и всей группы в целом;
  • подведение итогов урока;
  • выполнение учащимися упражнения “Буратино” – снятие эмоционального напряжения.

7. Информационный этап.

  • выдача домашнего задания;
  • объявление темы следующего урока;
  • информационное сообщение “Из жизни ПК”.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап.

Педагог. Здравствуйте, очень рада встретиться с вами снова. Наше занятие начнётся с решения нескольких занимательных задач.

Педагог предлагает 2 – 3 занимательные задачи (Приложение 1), дети устно решают их.

Педагог. Прежде, чем продолжить наше занятие, отметим присутствующих.
Мы с вами продолжаем изучать работу оператора DRAW, используя для этого лучшие образцы народного творчества – орнаменты. Но для того чтобы построить орнамент, необходимо хорошо ориентироваться на координатной плоскости, быть внимательными и аккуратными. От того, насколько вы будете внимательны и аккуратны, зависит результат вашего труда.
Сейчас я расскажу, какова будет последовательность нашей работы на сегодняшнем уроке:

  • работа с анаграммами;
  • диктант (экспресс-опрос);
  • новая тема: команда масштабирования Sn;
  • выполнение практических заданий на ПК;
  • подведение итогов;
  • небольшая информация рубрики “Из жизни ПК”.

Каждый из вас получит:

  • справочные материалы по операторам графики (Приложение 7);
  • раздаточные материалы (Приложение 12);
  • творческую карточку учащегося (ТКУ) (Приложение 5, табл. 2)
  • критерии оценки выполненной работы (Приложение 5, табл. 3)

Напоминаю: результаты своей работы нужно отмечать в своих творческих карточках, помечая номер выполненного задания. Не забывайте отмечать не только свои успехи, но и задания, вызвавшие затруднения. При оформлении работ руководствуйтесь “Критериями оценки выполненной работы”.

Педагог раздаёт перечисленные рабочие материалы.

Педагог. Теперь для активизации внимания выполним упражнение “Стульчик” (Приложение 4).

2. Проверочный этап.

Педагог. Начнём с материала, изученного ранее. А для этого решим несколько анаграмм. Кто мне подскажет, что такое анаграмма?

Ученики предлагают различные варианты определения того, что такое анаграмма.

Педагог. Правильно, анаграмма – это слово, образованное перестановкой букв, составляющих другое слово. Используя анаграммы, вспомним устройства ПК и заглянем в кладовые народного творчества Нижегородской области.

Педагог показывает карточки (Приложение 2), ученики разгадывают анаграммы. Для разгаданных анаграмм по теме “Архитектура ПК” ребята показывают оборудование на реальном компьютере, для анаграмм по теме “ ребята показывают оборудование на реальном компьютере, для анаграмм по теме “Нижегородские промыслы” показывают представленные в кабинете изделия этих промыслов, указывают их отличительные черты, называют центры промыслов.

Педагог. С этим заданием вы справились очень хорошо. А сейчас мы напишем небольшой диктант и проверим, как вы усвоили предыдущую тему, исправим ошибки, которые были допущены на предыдущих занятиях.

Педагог раздаёт ребятам чистые листы бумаги. Затем он читает вопросы диктанта (Приложение 3) и ребята пишут ответы. После того как будут даны ответы на все вопросы, ученики обмениваются работами для проверки. Педагог зачитывает правильные ответы, собирает листочки с проверенными работами и анализирует выполнение диктанта. Если типовых ошибок много, сразу комментирует их.

Педагог. Молодцы, с этим заданием справились отлично. Хочу отметить: качественно эту работу выполнили (назвать фамилии). Теперь можем перейти к следующему этапу – изучению новой темы.

3. Подготовительный этап.

Педагог. Во время нашего занятия негромко будет звучать русская народная музыка. Попрошу на одном из ПК поставить компакт-диск с музыкой, а на другом – с “Энциклопедией Кирилла и Мефодия”. Сегодня мне будут помогать (назвать фамилии).
Мы с вами попробуем представить себе, как в старину создавали свои изделия народные мастера.
Однообразие работы утомляло. Хотелось хоть как-то скрасить труд, поэтому во время работы рассказывали сказки, были и былины, а также пели. И уже невольно складывалась песня. Вот одна из них, записанная в д. Щедровка Арзамасского района.

Овечушка, косматушка,
Да кто вас нагулял?
– Моя матушка.
Дочка мала, да мамка стара,
А я, млада, красно пряла.
Кросна ткутся – нитки рвутся…

Мы с вами тоже будем “ткать кросна”, но только свои.
Орнаменты, которым посвящён наш сегодняшний урок, используются во многих областях народного творчества. А в каких именно? Кто ответит на этот вопрос?

Ученики. В вышивке, вязании, ковроткачестве и многих других, где присутствуют элементы украшения.

Педагог. Но что же такое орнамент, из чего он состоит? Давайте посмотрим по схеме.

Педагог показывает вывешенную на доске схему и комментирует её.

Педагог. К первичным узорам относится: точка, отрезок прямой. Из них можно составить узор. Кто мне скажет, что такое узор?

Ученики. Узоры вышивают, вяжут, рисуют…

Педагог. Для чего нужны узоры?

Ученики. Чтобы украшать одежду, вышивать, вязать…

Педагог. Давайте обратимся к нашей электронной энциклопедии и найдём определения слов “Узор”, “Орнамент”. Ассистентов прошу помочь (ученики-ассистенты на ПК находят определения). А Ожегов нам предлагает следующие определения (показывает на плакатах – Приложение 11). Надеюсь, все знают, кто такой Ожегов? (Можно показать словарь или найти, заранее заложенные определения в словаре).

Ученики. Автор “Толкового словаря русского языка”.

Педагог. УЗОР, по С. И. Ожегову, – это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. А из узора уже можно составить орнамент. Слово “ОРНАМЕНТ” в переводе с латинского означает “УКРАШАТЬ”. С. И. Ожеговв “Толковом словаре русского языка” даёт такое определение: “Орнамент: 1) живописное, графическое или скульптурное украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов; 2) в музыке: украшение вокальных и инструментальных мелодий, напр. Трель”.
Орнаменты бывают разных типов: растительного и животного происхождения, геометрические, а также их сочетание. Но при изучении программирования предпочтение отдаётся геометрическим орнаментам.
Прежде чем приступить к созданию орнаментов и орнаментальных композиций, нужно научиться строить узоры.
Для этого у нас есть свои инструменты: ПК и оператор DRAW, работающий с отрезком прямой.
Что такое отрезок прямой с точки зрения математики?

Ученики. Отрезок прямой – прямая, ограниченная с двух сторон точками.

Педагог. Любое сложное изображение можно разбить на …

Ученики. Отрезки прямой, дуги.

Педагог. При помощи команд: U, D, L, R, H, E, F, G, BM, M можно строить изображения, состоящие из отрезков прямой.

Педагог демонстрирует лучшие образцы работ, выполненные ранее учащимися, – на бумаге или компьютере.

Педагог. Иногда бывают ситуации, когда узор надо уменьшить или увеличить.
Попрошу выполнить в своих тетрадях следующие команды оператора DRAW (педагог пишет на доске, ученики строят соответствующие фигуры в тетрадях):

E10 F10, E20 F20, H10 E10 F10 G10, H20 E20 F20 G20.

– Какие фигуры получились?

Ученики. Получились 4 фигуры – 2 угла и 2 рома.

Педагог. Чем они отличаются друг от друга?

Ученики. 2-я фигура в 2 раза больше 1-ой, 4-ая – в 2 раза больше 3-ей.

Педагог. В качестве узора были использованы 2 фигуры: угол и ромб, состоящие соответственно из 2-х и 4-х отрезков прямой. А если необходимо увеличить такой узор? (Показывает какой-либо эскиз). Тогда его построение займёт много времени.
У оператора Draw есть специальная команда – “Масштабирование” – Sn.

Педагог демонстрирует материал по команде масштабирования (Приложение 9), ученики также смотрят на описание этой команды в розданных им справочных материалах (Приложение 7).

Sn – масштабирование изображения в n/4 раз.
S1 – исходное изображение уменьшиться в 4 раза.
S2 – исходное изображение уменьшиться в 2 раза.
S4 – исходное изображение не изменится.
S8 – исходное изображение увеличиться в 2 раза.
S12 – исходное изображение увеличиться в 3 раза.

Педагог. Команда Sn изменяет размер изображения, увеличивая или уменьшая его в зависимости от значения параметра n. Обращаю ваше внимание на то, что заданная вами величина n делится на 4, т.е. изображение масштабируется в n/4 раз, поэтому, например, команда S12 увеличивает линейный размер изображения в 3 раза (12/4 = 3), команда S2 уменьшает изображение вдвое (2/4 = 0,5). Аргумент n может принимать значения от 1 до 255, по умолчанию он равен 4 (давая соотношение 1:1; так как 4/4 = 1, то масштабирования не происходит).
Исходное изображение, если к нему придётся обращаться несколько раз, лучше описывать символьной переменной. В одном операторе Draw можно задавать несколько команд Sn, которые будут работать с одним и тем же изображением, увеличивая или уменьшая его. ПК запоминает последнюю команду Sn, поэтому следующий оператор Draw будет работать с уже изменённым изображением, и командой Sn мы восстанавливаем, если нужно, прежний размер исходного изображения для работы с другими командами оператора Draw.
Что появится на экране дисплея при выполнении следующих команд (демонстрирует материалы Приложения 10):

SCREEN 12
A1$ = ”E10 F10;”:X = 120: Y = 180
PSET (X,Y):DRAW A1$ + “S8”+A1$

Ученики. В точке с координатами (120, 180) 2 угла, второй угол в 2 раза больше первого.

Педагог демонстрирует следующий материал:

SCREEN 12:X = 120: Y = 180: PSET (X,Y+100)
R$ = “H10E10F10G10;”:DRAW R$ + “S8”+R$

Ученики. В точке с координатами (120, 280) нарисованы 2 ромба, выходящие из одной точки, один в два раза больше другого.

Педагог. Прежде чем приступить к работе на ПК, выполним упражнение “Жмурки” (Приложение 4).

4. Основной этап – работа на ПК.

Педагог. В начале урока вы получили раздаточные материалы с заданиями (Приложение 12). Приступаем к обсуждению заданий. У кого и какие будут предложения?

Ученики предлагают свои варианты выполнения заданий. Педагог направляет их деятельность, вовлекая их в диалог, размышления, подсказывая возможные решения.

Педагог. Обязательные задания и задание 1-го уровня должны выполнить все. После их выполнения можно приступить к более сложным заданиям второго и третьего уровней и творческим работам.
Вам предлагается выполнить узор “Матрёшка”, взятый из сюжета вышивки (ученики имеют его на руках в качестве раздаточного материала – Приложение 13). Напоминаю: в народном сознании женские фигуры связывают с образами добра, счастья, вечно цветущей жизни. В качестве дополнительного творческого задания можно нарисовать “Аквариум”, используя заготовки “Ромб”, “Угол” и их комбинации. Не забывайте заполнять свои творческие карточки.

5. Рефлексивный этап.

Педагог предлагает ученикам проанализировать по ТКУ уровень и качество выполнения заданий.
Далее проводится индивидуальная работа с учащимися (ответы на вопросы, исправление ошибок и т. д.).

6. Итоговый этап.

Ожидаемые результаты: заданием 1-го уровня должны справиться все. Но каждый учащийся работает в индивидуальном темпе и общие результаты у всех должны быть разные. Для этого и предназначены задания разного уровня (Приложение 12). Образец творческой работы приведён в Приложении 15.

Педагог. Теперь настала пора подвести итоги нашего урока. Посмотрим, чем же нас порадуют наши мастера! Давайте подойдём к каждому компьютеру и посмотрим, у кого что получилось.
Какие работы вам понравились больше всего и почему? Обоснуйте свои ответы. Для определения качества выполненных работ воспользуемся критериями оценки выполненной работы (Приложение 5, табл.3)
Ученики выбирают лучшие образцы, обсуждают их. Педагог в ходе комментирования обращает внимание ребят на творческие находки, типичные ошибки, рациональное и нерациональное выполнение работ, оценивает деятельность каждого и группы в целом, отмечает лучшие работы.

Педагог. Ребята, что нового Вы узнали на этом занятии, какие новые команды оператора DRAW изучили, что у вас вызвало затруднение, почему тема нашего занятия называется “Гимн отрезку прямой”?

Учащиеся должны сделать выводы:

  • в основе каждого сложного изображения лежит отрезок прямой;
  • для построения орнаментальных композиций были использованы команды DRAW (перечисляют) – среди них – новая – S4, которая позволяет уменьшать или увеличивать рисунок (узор);
  • в качестве исходного материала были использованы элементы народного творчества – фрагмент из вышивки.

При затруднении педагогу следует задавать наводящие вопросы:

  • Что лежит в основе любого сложного изображения?
  • Какие команды оператора DRAW были использованы?
  • Какую новую команду изучили на этом занятии? И т.д.

Педагог поощряет учеников за хорошо выполненные работы: “Все молодцы, хорошо справились с работой” и т.п., подводит итоги урока, разбирает ошибки, эмоционально поддерживает ребят.

Педагог. А теперь для снятия напряжения выполним упражнение “Буратино (Приложение 4).

7. Информационный этап.

Педагог. Я понимаю, что каждый из вас выполнил разный объём работы, но любой творческий процесс не может уложиться в отведённые временные рамки. Предлагаю завершить работу дома и показать её на следующем уроке – это будет вашим домашним заданием.
На следующих занятиях мы продолжим изучение графики. На следующем уроке вам предстоит изучить следующие команды оператора DRAW:

An – поворот изображения на 90, 180, 270 градусов;
TАn – поворот на произвольное число градусов.

Мы познакомимся с построением узоров путём переноса, вращения, зеркального отражения.
Попрошу собрать творческие карточки.
У многих из вас дома есть компьютер. Не только в учебных заведениях, но и дома, нужно соблюдать технику безопасности. Прослушайте следующую информацию (зачитывает текст – Приложение 14).
Благодарю вас за выполненную работу. До встречи на следующем уроке.

17.02.2005

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306