Тема урока: "Классическая живопись Китая"

Разделы: МХК и ИЗО


Тема: Классическая живопись Китая

Цели и задачи:

  • познакомить с искусством Китая;
  • дать представление о жанрах китайской живописи, ее основных направлениях, стилях работы китайских мастеров.

Задание: выполнить рисунок на тему выбранного жанра в традициях классической китайской живописи.

Материалы: бумага, акварель, кисти.

Зрительный ряд: репродукции картин китайских художников.

Литературный ряд: стихи китайских поэтов.

Музыкальный ряд: китайская народная музыка.

Ход урока:

Звучит китайская народная мелодия. Учитель читает стихи китайского поэта.

Разреженными мазками бледной туши
     пишу ароматы вечера.
Когда распустится этот цветок,
     наступит праздник начала лета.
Персики и сливы у восточной окраины
     посажены еще нашими предками.
Как жаль, что ветки уже посеребрил иней.

Ребята, вы сейчас прослушали незнакомую, необычную, но красивую музыку, непривычные для нас, не похожие на стихи, но все-таки стихи. Сами того не замечая, мы с вами уже слегка прикоснулись к необыкновенной, загадочной культуре древнейшей страны Китая.

(Учитель открывает занавес на доске и перед ними возникает зрительный ряд: картины китайских мастеров).

Зарождение китайской культуры ученые относят к V–IV тысячелетиям до нашей эры. На протяжении длительного периода в стране удивительным образом сохранялись преемственность и непрерывность культурных и исторических традиций. Китай внес огромный и неоценимый вклад в историю мировой цивилизации. С древности китайцы уделяли большое внимание астрономии и математике, исторической науке и географии, обогатив мир многими научными открытиями и изобретениями. Во втором тысячелетии до нашей эры в этой стране возникла письменности, и с тех пор в течение многих столетий культ грамотности определял особенности китайской культуры. Блестящее развитие получила философия и литература, живопись и архитектура, прикладное искусство и театр.

Среди различных видов искусства важнейшее место заняла живопись - именно в ней наиболее ярко и полно воплотились эстетические и философские взгляды китайского народа.

Истоки китайской живописи теряются в глубокой древности. На протяжении многих веков в Китае поколения живописцев по крупицам собирали опыт и мастерство и в период средневековья дали миру великие и совершенные творения, которые мы называем классикой китайской живописи.

Именно в это время получили свое развитие ее основные виды и жанры, сложилось ее неповторимое своеобразие.

Одновременно с развитием живописи происходило ее теоретическое осмысление. До наших дней дошло большое количество книг, в которых художники, поэты, знатоки и ценители рассуждали о сути искусства живописи, его роли и значении. В книгах разрабатывалась теория жанров. Некоторые сочинения начинались с изложения философских и эстетических проблем познания мира.

Стремление постичь законы мироздания, выявить взаимосвязь явлений - вот, что должно вдохновлять художника. Подобная установка определила метод создания художественного произведения: художник никогда не пишет с натуры. Он отбрасывает все случайное, оставляя и выделяя лишь те черты, которые определяют сущность данного явления или предмета. Поэтому такие вопросы как источник освещения, передача яркого солнечного дня или сумерек, таинственного света луны ли переливов красок заката, блеск снега на солнце, просто не стояли перед китайским художником. Ему достаточно было одной линией очертить фигуру человека, чтобы дать почувствовать ее объем и движение. Ему достаточно нескольких мазков туши, чтобы воссоздать нежную трепетность цветка. То есть для того, чтобы передать изначальные качества и свойства предмета художник использует минимум изобразительных средств - линию или цветовое пятно, или то и другое вместе. Ощущение пространства и объемности китайский художник достигает благодаря виртуозному владению линией. Второй прием - воздушная перспектива основан на использовании различных оттенков цветового пятна, создающих пространственные решения.

Линией китайский художник владел мастерски. Многие годы он тренировал свою руку, заботился о ее гибкости и силе. Движение руки должно быть абсолютно точным, потому что исправление написанного просто невозможно.

Немалую роль в процессе обучения занимало копирование произведений известных мастеров, понимавшееся китайскими живописцами не как точная перерисовка, а как умение свободно писать в различных стилях. Порывы своего вдохновения китайский художник воплощал на бумаге или куске шелка, мгновенно впитывающих тушь или краску. В его распоряжении были кисти самых разных размеров. Ими он рисовал тончайшие волосяные или мощные сильные линии, делал размывы тушью. “Четыре сокровища мудрых” - бумага, кисточки, тушь, тушечница - служили для создания великолепных произведений живописи. Один из китайских поэтов говорил, что “...светлое окно, чистый стол, прекрасная кисть, тушь, шелк и тушечница доставляют людям эстетическое наслаждение, создавая особую атмосферу художественности при работе живописца”.

К произведениям живописи в Китае относились с особым почтением и уважением. С давних времен в стране сложился своеобразный внешний облик картины. Шелк или бумага с изображением не вставлялись в раму из дерева или золоченого гипса подобно тому, как мы привыкли в Европе. Живопись наклеивалась на плотную бумагу, обрамлением ей служили довольно широкие полосу шелка. Картина хранилась обычно в специальном футляре, свернутая подобно рулону бумаги. Отсюда и ее название - свиток.

Свитки бывали двух видов - горизонтальные и вертикальные. Первые рассматривались только на столе. Они представляли собой многометровые композиции, пейзажные или жанровые. Изображение в них воспринималось постепенно, по мере развертывания. На вертикальных свитках изображались пейзажи, цветы и птицы. Для рассматривания их помещали на стену, причем это не было их постоянным местом обитания. Свитки разворачивали в дни праздников, их раскрывали для знатоков и ценителей, для созерцания, которое зачастую превращалось в священнодействие. Для того, чтобы создать необходимое настроение, зажигали ароматические свечи, свитки разворачивали медленно, причем сначала идет пустая часть обрамления, заставляющая сосредоточиться (своего рода увертюра), затем постепенно открывалось изображение.

Если говорить о китайской живописи в целом, то необходимо отметить, что на протяжении столетий китайские художники используют одни и те же материалы и технику, одни и те же сюжеты и образы, одни и те же приемы и методы. На этом основано мнение о традиционности китайской живописи.

Ранняя китайская живопись насчитывала большое количество жанров, но постепенно четыре из них стали ведущими. Это “горы и воды” (пейзаж). Жанр “цветы и птицы”, “люди и вещи” (жанровая живопись) и портрет. В разные исторические периоды преобладал тот или иной из этих жанров.

Познакомимся поближе с традиционными для классической живописи Китая жанрами.

Учитель показывает репродукции картин китайских художников, относящихся к разным жанрам и предлагает ребятам определить к какому жанру относится та или иная работа. (Рисунки 1, 2, 3, 4)

 

А теперь остановимся на некоторых репродукциях особо внимательно и поговорим подробнее о жанрах, к которым они относятся.

  1. Живопись “фигур и предметов” (или “люди и вещи”) - так в истории китайского искусства называют жанровую живопись. Произведения этого жанра проникнуты идеями внутреннего совершенствования человеческой личности. Индивидуальные черты художника не интересуют. Он показывает достоинства людей высшего круга, их благородство и величавость, выражающиеся в спокойной плавности движений, в значительности и изысканности поз, в торжественной пышности одежд. В характеристике персонажей важную роль играют не лицо, а фигура, поза, складки одежды.
  2. Излюбленной темой этого жанра была тема собрания общества тонких ценителей поэзии и живописи на лоне природы. Природа, в восприятии китайцев - это мир, бесконечный в своем многообразии. С давних пор китайцы свое понимание всего, происходящего вокруг, соизмеряли с законами природы, а свое ощущение красоты воплощали через образы природы - поэтому в живописи господствует пейзаж, а в стихах звучит поэтический восторг перед ее красотой. Общение с природой отвлекало человека от повседневности, предавая его чувствам возвышенный характер. Для этого собирался круг людей, связанных единством мыслей на лоне природы и проводили время в беседах об искусстве и чтении стихов.

  3. С периода развитого средневековья пейзаж в китайском искусстве становится тем жанром, в котором воплотились основные философские представления человека о законах мироздания, в основе которых лежит взаимодействие женского начала “инь” с мужским “ян”. Олицетворением темного женского начала, связанного с землей, является вода, олицетворением положительного, мужественного начала, устремленного к небу, являются горы. Пейзаж в Китае так и называется “горы и воды”.

Стремление выявить общие закономерности природы породило определенный творческий метод китайского художника. Природа изменчива, она живет в постоянном движении, поэтому, прежде чем написать картину, он должен много километров пройти пешком, чтобы понять всю ее красоту и многообразие, ее величие и гармонию. Но лишь в тиши своего дома он может сочинить пейзаж, обобщив свои наблюдения. В арсенале художника было немало изобразительных мотивов - горы, сосны, камни, водные потоки и т.д. Но, это были не просто изобразительные мотивы, это были еще и символы, которые в сочетании представляли собой пожелания. Так, старые камни символизировали долголетие, а бамбук был символом истинно благородного человека, который, сгибаясь от жизненных невзгод, всегда находит в себе силы подняться и который мудрость жизни впитывает так же, как бамбук влагу.

Вопрос: Как вы думаете, с точки зрения китайских философов, какое пожелание написано, как бы зашифровано, в этой картине? (Рисунок 5).

Ответ: В этой картине написано пожелание быть человеком стойким, благородным, не бояться жизненных невзгод.

Сюжет другой картины, принадлежащей к жанру “горы и воды” такой. Двое, завороженные красотой природы, пытаются постичь ее тайны; скалы и водные потоки, цветущее дерево - сюжет классической китайской живописи. Легкие, деликатные цвета водяных красок, различные тона черной туши, мягкая живописная манера тонко передают лиричный характер пейзажа. (Рисунок 6).

 

  1. Жанр “цветы и птицы” развивался в общем русле китайской живописи, где каждый изображаемый предмет ценился не только сам по себе, но и как часть целого мира природы. Большую роль в развитии жанра сыграли символические представления, связанные с образами цветов, птиц, плодов и различных предметов.

Так, цветок пиона олицетворял пышность и богатство, старые камни символизировали долголетие. Группируя на свитке различные изображения, художники составляли благопожелания. Чаще всего это было пожелание “трех много” - много сыновей, много богатства и долгие годы жизни. Хотя круг этих символических предметов был достаточно ограничен, композиции никогда не повторяются, их многообразие таково, что приходится только удивляться фантазии и выдумке китайских художников.

Вместе с тем средневековые китайские художники чувствовали и умели передавать естественную и живую красоту цветов и птиц. Изображение цветов художник сопровождает каллиграфическими надписями, в которых он и описывает повод, послуживший созданию данного изображения, или стихи, рожденные созерцанием цветка. Вообще для китайского искусства характерно соединение в одной картине каллиграфической надписи и живописи, которые взаимно дополняют друг друга.

В этом произведении они сливаются, являясь нерасторжимым целым художественного образа.

Стремление увидеть суть явления, подметить характерные черты, отбросить случайное, преходящее, привело к возникновению в Китае “монохромного”, то есть одноцветного стиля. Стиль этот заключается в том, что художник черной тушью в скорописной манере, без детализации, непринужденно, единым взмахом кисти создавал на бумаге образ предмета. Мастерство художников, работавших в этом стиле, было поразительно. Предельно точные, быстрые движения кисти рождали выразительные, эмоционально насыщенные линии и пятна.

Изображение дикой сливы в Китае необычно популярно. Цветы, с их нежными белыми или розовыми лепестками, олицетворяли солнечное начало, в живописи их отождествляли с мужским началом “ян”, а ствол и ветви полные соками земли выражали силу “инь” (женское начало). Цветы сливы символизируют благородную чистоту, стойкость, несгибаемость.

4. Жанр портрета является самым древним в китайской живописи. Существуют два типа портрета - ритуальный и официальный. Ритуальный – изображение предка должно быть сделано так, чтобы внушить уважение сыновьям и внукам. Официальный портрет служил своеобразной наградой военачальнику или чиновнику - портреты отличившихся выставляли в императорском дворце.

Так же, как и в других видах живописи в портрете сложились строгие правила. Конкретные черты характера, состояние человека в данный момент - это случайные преходящие свойства личности. Главное - значение человека в иерархической лестнице, его достоинства. Эти качества передавались позой, детальной разработкой костюма со всеми знаками отличия.

За время нашей беседы мы рассмотрели работы китайских мастеров, обратили внимание на необычную манеру письма, на своеобразие живописных приемов.

Вопрос: Ребята, скажите, в чем же заключается необычность приемов работы китайских художников?

Ответ: Они никогда не делают предварительных набросков карандашом, так как это делаем мы. Китайские художники сразу пишут кистью на бумаге или шелке.

Ответ: Китайские мастера пишут чаще всего тушью, и объемность изображения показывают, применяя разную по толщине линию, разные по тону пятна.

Ответ: Художники Китая никогда не пишут с натуры, они долго ходят по окрестностям, внимательно рассматривают все вокруг себя и потом дома, вспоминая свои впечатления, создают картину.

И так далее. Ответы ребят являются как бы обобщением услышанного материала.

Учитель предлагает ребятам в роли китайских художников. Они должны выбрать каждый для себя один из четырех жанров и в традициях классической китайской живописи выполнить работу. Во время работы звучит китайская мелодия. Учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Самые интересные работы закрепляются на доске. Подводятся итоги работы. Учитель благодарит ребят за урок.