Урок изобразительного искусства в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В развитии детского художественного творчества, в том числе и изобразительного, нужно соблюдать принцип свободы, являющийся вообще непременным условием всякого творчества. Это значит, что творческие занятия детей не могут быть ни обязательными, ни принудительными и могут возникать только из детских интересов. Поэтому и рисование не может быть массовым и всеобщим явлением, но и для одарённых детей, и даже для детей которые не собираются впоследствии быть профессионалами-художниками, рисование имеет огромное культивирующее значение; когда, как говорится в отзыве, приводимом выше, краски и рисунок начинает говорить ребёнку, он овладевает новым языком, расширяющим его кругозор, углубляющим его чувства и передающим ему на языке образов то, что никаким другим способом не может быть доведено до его сознания.

Одна из проблем в рисовании состоит в том, что для детей начальных классов уже недостаточно одной деятельности творческого воображения, его не удовлетворяет рисунок сделанный как-нибудь, для воплощения его творческого воображения ему необходимо приобрести специальные профессиональные, художественные навыки и умения.

Ребёнок должен научиться владеть материалом, тем особым способом выражения, который даёт декоративно-прикладное искусство. Только культивируя это овладение материалом, мы можем поставить на правильный путь развитие детского рисования.

Цель моей работы на уроках изобразительного искусства – пробудить интерес учащихся к прекрасному, к творческому воображению, развитию индивидуальных способностей и проявлений учащихся.

Чтобы достичь своих целей, провожу уроки-праздники, образцы по сценарию, упражнения, вариации, импровизации. Они помогают создать условия творческого участия школьников в учебном процессе. Во время проведения всех типов уроков игра – один из методов и приёмов в организации творческой и коллективной работы младших школьников.

Тип урока: обобщающий.

Форма: урок - ярмарка.

Тема: Ярмарка ремесел.

Цель:

  • Образовательная: создать и представить изделия заданного промысла.
  • Развивающая: развивать художественный вкус, внимание, память, творческие способности учащихся.
  • Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду предков, к традициям русского народа.

Оборудование: изделия мастеров, плакаты с пословицами и поговорками; образцы по промыслам.

Технические средства: записи русской народной музыки.

План:

I. Организационный момент (активизация внимания).

II. Сообщение темы и целей занятия.

III. Активизация мыслительной деятельности.

Слава нашей старине!
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказывать начну.

Выход скоморохов

Звучит музыкальный фон (русская народная музыка).

I скоморох:

Приходи, народ!
Разевай пошире рот.
Нынче время для потех -
Веселить мы будем всех.
На ярмарке ремесел
Мы вас о многом спросим.
Ведь мы совсем не плохи -
Потешники и скоморохи!

II скоморох:

Приходи, народ!
Разевай пошире рот,
Добрым людям здесь почет,
Всех нас ярмарка зовет.

I скоморох:

А на ярмарке товары -
Расписные самовары,
Продаются вилы, санки
И конфеты, и баранки.

II скоморох:

Покупают люди сушки
И на дивную игрушку
Смотрят долго, не дыша
До чего же, хороша.

I скоморох:

А гжельская посуда,
Это просто чудо!

IV. Обобщение материала.

“Волшебный сундучок”

По традиции старинной
Много лет, веков подряд
Внучкам бабушки дарили
Не наряды, просто клад
Вот и мне моя бабуля
Подарила сундучок
Кладезь мудрости народной
Это вам не пустячок.

Учитель достает из сундучка конверты по промыслам.

I группа:

- Эй, вы гости - господа,
Из какого вы села

/Хохлома/

II группа:

- А, вы, сестры и браты,
Из какой вы слободы?

/Дымковской/

III группа:

- А, вы, ребята - молодцы,
С какой ответьте станции.

/Гжельская/

V. Сообщение учителя.

Издавна стремились люди украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Из поколения в поколение передавались секреты красоты. Сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. Благодаря им нам по-прежнему улыбаются веселые матрешки, малыши возят за веревочку деревянных лошадок, радуют глаз расписные глиняные “барыни” и свистульки. По всему свету разошлись изделия народных мастеров. И наша задача не забывать традиции нашего народа, возрождать забытые промыслы.

Одним из традиционных праздников была русская ярмарка. На которой мастера обменивались товаром, и сегодня вы будете мастерами, представляющими каждый свой промысел. Ваша задача создать и представить изделия своего промысла.

Представители каждого промысла подойдут и выберут свои изделия, которые будут вашими помощниками.

На столе у вас есть заготовки изделий, которые вы должны расписать. А после продать свое изделие.

VI. Практическая работа /в ходе практической работы индивидуальная работа с учащимися/.

VII. Физминутка.

Скоморох:

Делу время - потехе час
Веселил нас много раз
Русский танец “перепляс”

Учитель:

Раз, два, три, четыре
Круг поуже, круг пошире!
На носочки и на пятки
А потом пляши присядку!
Влево, вправо повернулись
И на место все вернулись.

VIII. Проверка знаний учащихся.

а) Представление работ

I группа:

Хохлома

Удивляет прорастая,
Как-то празднично жива,
Молодая, непростая
Черно-красная трава.
Листья рдеют, не редея,
От дыхания зимы,
Входим в царство золотое,
В мир волшебной хохломы.

Дети-мастера описывают свои изделия. В ходе описания те дети, которые отгадали о каком предмете идет речь, покупают изделия, а мастера получают баранку.

II группа:

Дымковская игрушка

Мы игрушки знатные
Складные да ладные
Мы повсюду славимся,
Мы и вам понравимся!
Наши руки крендельком,
Щеки будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Хозяйка с ярмарки идет,
Игрушки деточкам несет.
Игрушка не простая,
Свистулька расписная.

III группа:

Гжель

Гжель прославила себя
Дивными узорами.
Голубую сказку встретишь
На блюдечке фарфоровом.
Голубые капельки, усики, отводки,
Завитки и листики, лютика - головки
Мастера наносят
Движением ловким.

Продажа изделий мастеров других промыслов проводится по аналогии.

IX. Итог занятия.

Слово учителя:

- Не каждый человек может стать настоящим мастером. Когда мастера создают свои произведения, они шутят, поют песни, частушки.
Музыка и песни живут в самой природе изделий. Кто ее не слышит, тот не сможет создать произведение искусства. Душу тут надоиметь светлую, светлую. С такой душой и рождается творчество.
И мне бы хотелось закончить наше занятие словами: (запись на доске) “Мы гордимся стариной, стала нам она родной”.

Скоморохи:

  1. Ой, вы, гости дорогие,
    Люди свойские, простые!
    Приходите снова к нам,
    Рады мы всегда гостям!
  2. Пришло время расставанья.
    До свиданья! До свиданья!

- А каждый из вас получит за работу баранку, в которой будет пожелание “по труду и награда”.

21.02.2005

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306