Информационные технологии на уроках географии. Разработка урока в 6-м классе

Разделы: География


Цели урока:

1 Сформировать представление об океанических течениях, причине их возникновения, видах течений и их использовании.

2 Продолжить обучение работе с электронным учебником, формировать умение отбирать главное и существенное из текста, сопоставлять получаемую информацию,  выявлять закономерности, читать карты атласа.

3 Воспитывать чувство патриотизма (флаг России), эстетическое восприятие географических объектов (мультимедиа).

Ход урока

1 Организационный момент

Учитель: Ребята! Где мы сейчас с вами находимся?

Учащиеся: В компьютерном классе.

Учитель: Как вы думаете, зачем мы сюда пришли?

Учащиеся: Продолжаем знакомиться с возможностями электронного и печатного учебника.

Учитель: Вместе с нами читать электронный учебник будет экипаж судна “Гольфстрим” (прикрепляется на доску рисунок судна с названием и российским флагом). Смелые моряки, наши с вами соотечественники, желают отправиться в дальнее плавание, но не знают, как это сделать и какой маршрут им выбрать. Тем более, что и корабль, у них особенный, без паруса, без двигателя, да и гребцов капитан брать не хочет.

Как вы думаете, ребята, каким образом корабль моряков смог бы передвигаться в океане и по какому маршруту?

Учащиеся: предлагают различные варианты передвижения.

Учитель: Хороший способ передвижения - это передвижение с помощью океанических течений. А для того чтобы им воспользоваться, необходимо познакомиться с течением. Как вы думаете, какие вопросы моряки зададут, чтобы узнать о течении? (Учащиеся предлагают вопросы).

Учитель (открывает вопросы, заранее написанные на доске): Как вы думаете, можем ли мы так сформулировать те вопросы, которые вы перечислили?

  • Что называют океаническим течением?
  • По какой причине возникают течения?
  • Какова закономерность распределения течений по поверхности земного шара?
  • Какие бывают виды течений?
  • Как используются людьми течения и зачем изучаются?

Течения - это один из видов движения вод Океана.

Учитель: Для того чтобы приступить к дальнейшему изучению движения вод Мирового океана, давайте проверим, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученными видами движения вод. Решим тест (на экране монитора, открывают ярлык "Тест 6 кл").

Открываем тетради, записываем число, подзаголовок "Тест".

1. Назовите причину, по которой образуются приливы и отливы:

т) притяжение вод Океана Луной;

а) ветер;

г) землетрясения.

2. Перемещается ли вода при волнении моря?

е) нет;

и) да.

3. Чем сильнее ветер и глубже море, тем

б) волны меньше;

ч) волны крупнее.

4. Причина образования цунами:

а) ветер;

и) притяжение вод Океана Луной;

е) подводные землетрясения.

5. Где чаще всего происходят землетрясения?

д) на равнинах;

у) в горах;

н) в сейсмических поясах.

6. Из перечисленных названий географических объектов назовите залив

е) Берингов;

и) Бенгальский;

н) Гибралтарский.

7. Из перечисленных морей самое соленое

я) Средиземное;

и) Балтийское;

е) Красное.

Проверяем ответы(на экране через проектор, ответы показывает учитель).

У кого получилось слово ТЕЧЕНИЕ - отметка “5”

ТИЧЕНЕЕ - “4”

ТИЧЕНЕЯ - “3”, у кого не получилось слов дома необходимо еще раз прочитать*26.

Понятие течение упоминается не случайно, их мы сегодня и будем изучать (учащиеся записывают тему урока в тетрадь).

Учитель: Нашу работу, ребята, мы построим следующим образом, ответы на поставленные вопросы перед моряками и нами мы будем искать, читая электронный учебник и печатный. Часть ребят будет работать за компьютерами, а часть за партами.

Скажите, что называют океаническим течением?

Совпадают ли определения этого понятия в печатном и электронном учебнике? (Да)

Какое слово является главным в определении понятия "течение"? (Перемещение воды).

Назовите, в чем отличие течения от волны? (При волнении вода не перемещается).

Какая причина приводит к образованию течений? (Постоянные ветры).

Задания:

Учитель: Найдите на карте, есть ли в названиях течений, слово ветер, где они располагаются, у берегов каких материков, в каком направлении несут свои воды?

Учащиеся: Это течение Западных ветров.

Учитель: Найдите по карте течение Гольфстрим. В каком океане оно находится, где начинается, у берегов каких материков протекает, в каком направлении оно несет свои воды, какую информацию об этом течении нашли в тексте?

Учащиеся: Гольфстрим - течение из залива, скорость перемещения воды - 10 км/ч. Учитель: Скорость пешехода 6.5 км/ч. Какой способ передвижения быстрее?

Посмотрите на карту и скажите, стрелками какого цвета, обозначаются течения?

Учащиеся: синий, черный - холодные, красным - теплые.

Учитель: Где ежедневно вы встречаете такие обозначения? (Водопроводный кран).

Что обозначает название теплое или холодное течение?

Учащиеся: Его определяют по температуре водного потока течения и окружающей воды.

Задача (из учебника О.В.Крыловой Физическая география 6класс, с.144): Температура вод Перуанского течения у берегов Южной Америки составляет 22Со, а Северо-Атлантического 2Со. Первое называется - холодным, а второе - теплым. Почему?

Учащиеся: температура вод, окружающих поток Перуанского течения выше, поэтому его считают холодным, у Северо-Атлантического течения все наоборот.

Учитель: Посмотрите на карту электронного учебника (мультимедиа (в движении) на экране через проектор или на мониторе компьютера). Какую закономерность в размещении течений вы заметили?

Учащиеся: От экватора к полюсам направляются теплые течения, от полюсов к экватору - холодные.

Учитель: На все ли поставленные в начале урока вопросы мы ответили?

Учащиеся: сообщения о роли течений в перемешивании вод, о влиянии на климат (например: течение Эль-Ниньо), течения в жизни человека.

Учитель: Итак, ответы на все вопросы найдены. Наверное, теперь моряки смогут отправиться в плавание и выбрать верный маршрут.

А вы, ребята, заполните бланки, чтобы проверить свои знания.

Закрепление: Впиши недостающий текст.

1. Течение - это……

2. Течение возникает под действием ………..

3. Холодное течение обозначается стрелкой (нарисуй) …….. Теплое (нарисуй) ………

4. У холодного течения температура воды ………, чем у окружающего водного потока.

5. Выпиши названия течений из карты (по три примера)

теплые

  1.  
  2.  
  3.  

холодные

  1.  
  2.  
  3.  

Домашнее задание: (выдается на листах)

1. Прочитать * 27, нанести на контурную карту упоминаемые в тексте течения.

2. Опишите физико-географическое положение течения Гольфстрим или Перуанского по плану:

План описания течения Ответы
Название

В каком океане находится

Где образуется

В каком направлении течет

Тип течения по температуре

 

По желанию (на 2 недели)

  • выпишите из книг художественное описание какого-либо течения
  • пример использования течений людьми
  • нарисуйте рисунок течения
  • сочините стихотворение о течении
  • составьте маршрут морского путешествия, используя течения.

Итог урока. Выставление отметок. Учащиеся сдают тетради с тестом и заполненными бланками.

(По учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой Начальный курс географии,6класс-М.: Дрофа,2002. Электронный учебник Начальный курс географии 6 класс-Республиканский мультимедиа центр, 2000,2002).