Природные святыни России. Программа для обучения детей 8–10 лет

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Работа с родителями


Пояснительная записка к курсу
"Природные святыни России"

Программа учебного курса "Природные святыни России" предназначена для дополнительного образования детей младшего школьного возраста в условиях общеобразовательных школ и дополнительного образования.

Основой для разработки данного курса послужила программа доктора педагогических наук, профессора И.Ф.Гончарова и доктора географических наук, профессора А.А.Григорьева, предназначенная для детей среднего школьного возраста.

Основными отличиями являются:

  • Курс "Природные святыни России" создан для детей младшего школьного возраста.
  • В программу включены два новых раздела, позволяющих познакомить детей с историей возникновения города Новоуральска, городов Свердловской области, с историей возникновения Уральского горнозаводского края.
  • Для обратной связи с учащимися создана рабочая тетрадь, в которой детям предлагаются задания поискового и творческого характера.
  • В соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста, изменены и дополнены формы обучения.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него - значимая деятельность.

Психологами доказано, что в младшем школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познавания тех ценностей, которые лежат в основе любви к Родине.

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают сами по себе, необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и вырос. Курс "Природные святыни России" позволяет решить эти проблемы.

Цель курса: воспитание патриота, гражданина, человека любящего родной край, страну, их историю, культуру и традиции.

Задачи курса:

1. Развитие у детей познавательного интереса к истории родного края, страны через знакомство с историческими и архитектурными памятниками, памятниками природы, народными промыслами.
2. Формирование устойчивых представлений об истории образования крупных городов Урала, России, о животном и растительном мире Свердловской области, России.

Программа учебного курса "Природные святыни России" рассчитана на два недельных часа и наряду с традиционными формами обучения предполагает использование следующих форм:

  • библиографические уроки с обзором дополнительной справочной литературы;
  • уроки-экскурсии (в том числе заочные экскурсии);
  • викторины, игры.

совместная поисковая работа родителей и детей, которая заключается:

  • в сборе материалов о родственниках - жителях родного города и края участников Великой Отечественной войны и работниках тыла;
  • в совместных экскурсиях по музеям Свердловской области;
  • в написании творческих работ.

Результатом изучения данного курса должно стать:

  • духовное и интеллектуальное развитие детей;
  • повышение общегуманитарной культуры;
  • чувство любви и гордости за родной край.

Учебно-тематическое планирование
Природные святыни России
Первый год обучения. 34 часа

Город Новоуральск и его окрестности

Содержание.

Всего часов. Теоретических. Практических.
1. Введение. 2 ч. 2 ч.  
2. Города России. 6 ч. 5 ч. 1 ч.
3. Памятники природы окрестностей города Новоуральска. 8 ч. 5 ч. 3 ч.
4. Животный и растительный мир. 6 ч. 4 ч. 2 ч.
5. Экскурсии. 12 ч. 12 ч.  
  Всего. 34 ч. 28 ч. 6 ч.

Учебно-тематическое планирование
Природные святыни России
Второй год обучения. 34 часа

Памятники природы Свердловской области

№.

Содержание.

Всего часов. Теоретических. Практических.
1. Богатства земли уральской. 4 ч. 3 ч. 1 ч.
2. История горно-заводского Урала. 12 ч. 8 ч. 4 ч.
2.1 Город Невьянск – первый город-завод на Урале.   3 ч. 1 ч.
2.2 Город Нижний Тагил – центр уральской промышленности.   2 ч. 1 ч.
2.3 Город Екатеринбург: в прошлом и настоящем.   2 ч. 1 ч.
2.4 История основания города Каменск-Уральска.   1 ч. 1 ч.
3. Памятники природы Урала. 8 ч. 6 ч. 2 ч.
  Река Чусовая.   1 ч. 1 ч.
  Северный Урал.   1 ч. 1 ч.
  Дуб. Дубрава в Красноуфимском районе.   2 ч.  
  Пещеры.   2 ч.  
4. Народные промыслы Урала. 5 ч.    
  Каслинское чугунное литье.   1 ч. 1 ч.
  Подносный промысел.   2 ч. 1 ч.
5. Уральский федеральный округ. 5 ч.    
  Самая солнечная Башкирия.   1 ч. 1 ч.
  Челябинская область.   1 ч.  
  Тюменская область.   1 ч.  
  Пермская область.   1 ч.  
  Всего. 34 ч. 24 ч. 10 ч.

Учебно-тематическое планирование
Природные святыни России
Третий год обучения. 34 часа

Памятники природы России

№.

Содержание.

Всего часов. Теоретических. Практических.
1. Великие города России. 12 ч. 8 ч. 4 ч.
1.1 Москва – столица нашей Родины.   4 ч. 2 ч.
1.2 Санкт-Петербург – северная столица России.   4 ч. 2 ч.
2. Памятники природы России. 12 ч. 9 ч. 3 ч.
2.1 Река Волга – водная артерия России.   3 ч. 1 ч.
2.2 Легенды и предания. Жигулевские горы.   1 ч. 1 ч.
2.3 Ладожское озеро.   1 ч.  
2.4 Беломорье. Соловецкие острова.   1 ч.  
2.5 Озеро Байкал – загадка природы.   3 ч. 1 ч.
3. Исторические памятники России и Урала. 10 ч. 7 ч. 3 ч.
3.1 Кижи – памятник деревянного зодчества России.   1 ч. 1 ч.
3.2 Нижняя Синячиха – памятник деревянного зодчества Урала.   1 ч. 1 ч.
3.3 Музеи-усадьбы русских поэтов и писателей.   5 ч. 1 ч.
  Всего. 34 ч. 24 ч. 10 ч.

Содержание курса “Природные святыни России”
Первый год обучения. 34 часа

Введение - 2 часа.

Основные понятия курса: святыни, природные святыни, памятники природы, их классификация.

Города России - 6 часов.

Город Новоуральск – моя малая Родина. История основания города. Любимые места жителей нашего города. Бунарка – река города Новоуральска.

Памятники природы окрестностей города Новоуральска - 8 часов.

Река Нейва и озеро Таватуй. Легенды о реке Нейве и озере Таватуй. Легенды о скалах “Семь братьев”. Каменный пояс. Легенды о “Каменном поясе”. Богатства недр уральской земли. Граница “Европа – Азия”.

Животный и растительный мир окрестностей города Новоуральска - 6  часов.

Животный мир окрестностей города. Растительный мир окрестностей города. Береза – символ России.

Экскурсии - 12 часов.

Городской краеведческий музей.

  • Город Новоуральск.
  • Животные окрестностей города.
  • Растения окрестностей города.
  • Полезные ископаемые

Пешеходные экскурсии:

  • Любимые места жителей города.
  • Историческая часть города.

Туристические экскурсии:

  • Бунарка – главная река города.
  • Скалы Семь братьев.
  • Верх-Нейвинский пруд.

Автобусные экскурсии:

  • Предприятия города Новоуральска.
  • Новостройки.

Содержание курса “Природные святыни России”
Второй год обучения. 34 часа

Богатства земли уральской - 4 часа.

Легенда о Каменном Поясе. Страницы биографии Уральских гор. Богатства уральских недр. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Самоцветы. Наш зеленый друг.

Животный мир Урала. Реки и озера. Люди Урала. Экскурсия в геологический музей.

История горнозаводского Урала - 12 часов.

Город Невьянск – первый город-завод на Урале. Начало строительства. Первое железо.

Передача завода Демидовым. Невьянск в годы Великой Отечественной войны.

Современный Невьянск. Исторический памятник – Невьянская наклонная башня. Легенды и предания. Экскурсия на башню.

Город Екатеринбург в прошлом. В. Татищев – основатель города. Исторические места и памятники (экскурсия). Современный Екатеринбург.

Легенды и предания о горе Магнитной. Город Нижний Тагил – центр уральской промышленности. Основание заводов. Первое полосовое железо. Н.Тагил в годы Великой Отечественной войны. Н.Тагил сегодня.

Первые на Урале доменные печи. Монастырская домница. История основания города Каменск-Уральска. Город “крылатого металла”.

Памятники природы Урала - 8 часов.

Река Чусовая. Данные о реке (географическая справка). Историческое название.

Описание берегов, скал, пещер (фото-экскурсия). Чтение рассказа Мамина-Сибиряка “Бойцы”. Северный Урал. Мансийское сказание. Горы на севере – вершины и хребты.

Богатства уральского севера.

Дуб. Описание дуба, его значение в жизни человека. Ареал распространения дуба на Урале. Климатические условия роста дуба. Народный фольклор и классики литературы о дубе.

Пещеры – удивительные творения природы. Описание Кунгурской ледяной пещеры.

Народные промыслы Урала - 5 часов.

Каслинское чугунное литье. Талантливость русского народа. Чугунное литье: пушки, архитектурные детали, решетки парков, камерное литье.

Художники Худояровы. Подносный промысел на Урале. Секрет “жемчужного” лака.

Уникальные заказы.

Уральский федеральный округ - 5 часов.

Самая солнечная Башкирия. Административное деление Урала. Первые люди на Южном Урале. Предания и легенды. Добровольное вхождение Башкортостана в русское государство. Столица Башкирии – город Уфа.

Географическое положение Челябинской области, ее богатства и достижения.

Географическое положение Тюменской области. Историческая справка, богатства, достижения.

Географическое положение Пермской области. Историческая справка, богатства, достижения.

Содержание курса “Природные святыни России”
Третий год обучения. 34 часа

Города России - 12 часов.

Основание Москвы князем Юрием Долгоруким. Московский Кремль – памятник истории.

Деревянный, белокаменный Кремль. Современный Кремль: башни, соборы, колокольня, церковь, палаты, знаменитые Царь-пушка и Царь-колокол. Москва – столица России.

Москва в годы Великой Отечественной войны. Мировой центр культуры и искусства.

Заочное путешествие по Москве.

Основание Санкт-Петербурга. Крепость на острове Заячьем. Город – порт. Морская держава России. Северная столица России. Названия города. Духовный центр страны.

Ленинград в годы Великой Отечественной войны. Мужественные и стойкие горожане.

Заочное путешествие по Петербургу.

Памятники природы России - 12 часов.

Волга – мать русских рек. Река слез и народного горя. Бурлацкие базары. Стихи о Волге. Сказка “Волга и Вазуза”. Водная дорога – река труженица.

Жигулевские горы. Легенды и предания. Утесы над Волгой. Жизнь человека и надежные убежища. Красота Жигулевских гор.

Ладожское озеро (географическая справка). Реки, впадающие в Ладогу. Река Нева и ее историческое прошлое. Вдохновительная природа для художников, поэтов, музыкантов.

Новый Валаам.

Беломорье. Соловецкие острова. Знаменитые Соловки. Соловецкий монастырь, плывущий по морю. Окружающая природа. Деревянные и каменные соборы. Место захоронения и ссылки. Бухта благополучия.

Озеро Байкал – загадка природы. Глубокое сердце Сибири. Мнения ученых об озере.

Обитатели водоема. Байкальский мираж. Баргузинский заповедник. Экологическая проблема озера Байкал. Роль человека в проблемах Байкала.

Культурные и исторические памятники Урала и России - 10 часов.

Кижи – памятник деревянному зодчеству России. Онежское озеро и его острова.

Новгородское княжество. Переселенцы – кочевники. Архитектурные сооружения. Музей под открытым небом. Лекарство для Кижей.

Нижняя Синячиха – памятник деревянного зодчества Урала.

Музей – усадьба Михайловское (заочное путешествие).

Царское село. Ясная поляна.

Требования к изучающим курс
“Природные святыни России”

Учащиеся должны знать:

к концу первого года обучения:

  • названия родного города, реки, названия рек, озер, скал в окрестностях города;
  • любимые места жителей города;
  • названия основных видов животных и растений окрестностей города.

к концу второго года обучения:

  • название некоторых полезных ископаемых и их применение;
  • названия городов – центров металлургической промышленности (Невьянск, Нижний Тагил, Екатеринбург, Каменск-Уральск);
  • названия памятников природы: река Чусовая, гора Народная, Кунгурская ледяная пещера;
  • названия народных промыслов: чугунное литье, роспись подносов;
  • названия областей и республик, граничащих со Свердловской областью.

к концу третьего года обучения:

  • название двух столиц России;
  • основные исторические сведения о Москве и Санкт-Петербурге (дата основания, имя основателя, история образования и развития городов);
  • значение реки Волги в жизни русского человека;
  • названия исторических памятников России: Кижи, Михайловское, Царское Село, Ясная Поляна.

Учащиеся должны уметь:

  • рассказывать легенды и предания Урала;
  • уметь отличать дуб от других растений;
  • уметь работать с географической картой “Природные святыни”, с картой Урала, России;
  • пользоваться дополнительной художественной и справочной литературой;
  • представлять прочитанную книгу, статью, образ через словесное описание или рисунок;
  • слушать учителя, одноклассника, экскурсовода.

Учащиеся должны иметь представление:

  • о природных святынях и памятниках природы России и Урала;
  • об истории создания городов, развитии металлургии на Урале, богатствах края, о вкладе Урала в экономику всей России;
  • о культурных ценностях России.

Учебно-методическое обеспечение курса
“Природные святыни России”.

Наглядные пособия.

  • действующий стенд “Памятники природы Свердловской области”;
  • альбомы с фотографиями и открытками:

“Красавица Чусовая”,

“Урал мастеровой”,

“Город Нижний Тагил”,

“Свидетели истории города Екатеринбурга”,

“Каслинское литье”,

“Рассказ о Башкирии”,

“Город Москва”,

“Река Волга”.

  • репродукции:

“Природа Урала”,

Репин “Бурлаки на Волге”,

“Церковь Преображения погоста Кижи”,

архитектура города Санкт-Петербурга: Казанский собор, памятник Петру I, Дворцовая площадь и здание главного штаба, адмиралтейство, Исаакиевский собор, памятник А.С.Пушкину, памятник М.И. Кутузову, Казанский собор;

архитектура города Москвы: памятник Минину и Пожарскому, памятник А.С. Пушкину, храм Василия Блаженного, печатный двор, Спасская башня Кремля, Петровский дворец, общий вид Московского Кремля, здание университета им. Ломоносова, барельеф “Народное ополчение 1812 г.”, памятник первопечатнику И. Федорову;

  • папки-раскладушки:

“Урал”, “Город Екатеринбург”, “Город Новоуральск”, “Природные святыни России и Урала”.

Дидактические пособия: тетрадь, карты: “Физическая карта Урала и России”.

Коллекции: “Растения России”, “Полезные ископаемые, минералы Урала”.

Видеофильмы:

“Кто в лесу живет”,

“Тайны старого пруда”,

“Водные насекомые”,

“Тайны зеленого короля”,

“Московский Кремль. Историко-архитектурные и художественные памятники”,

“Архитектурные памятники древней Москвы” (“Златоглавая столица.”, “Являя свету вид младой”, “В тиши ее усадеб”, “В поисках истины”),

“Русские императорские дворцы” ( “Петергоф”, “Царское село”, “Гатчина”, “Павловск”),

“Дорога жизни”,

“Блокадный Ленинград”,

“Город – герой на карте нашей Родины”,

“Великие творения людей. Московский Кремль”,

“Священный Байкал”,

“Наш город Новоуральск”,

“Легенда о Бунарке”,

“О городе”.

ЛИТЕРАТУРА

Акмаков И.Г. Рассказы по истории Башкортостана. Уфа: Башкирское книжное издательство,1992.
Александров С.Г. Золотые звезды Свердловска. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1972.
Анурьев Ю.П. Новоуральск. Екатеринбург: Средне - Уральское книжное издательство, 1995.
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1984.
Архипова Н.П. Окрестности Свердловска. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1972.
Барановский В.М. Санкт-Петербург. С.Пб.: Лениздат, 1992.
Бахмутова В.А. Урал мастеровой. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1986.
Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение, 1989.
Галицын С.В. Сказание о земле Московской. М.: Детская литература, 1991.
Долгушин И.В. и др. Невьянск. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский. Тула: Голубая звезда, 1989.
Кукарцева З.И. Ваши храним имена. Поселок Верх-Нейвинск: Ольга, 1995.
Кулагина Г.А. История родного края. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1983.
Ковалевич В.К. Нижний Тагил. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1971.
Комаров В.В., Комарова И.Ф. Настольный энциклопедический словарь. Новоурольск 1998.
Лушникова Н.М. Рассказы об уральской истории. Свердловск: 1990.
Лялин И.И. Вторая жизнь дерева. М.: Лесная промышленность, 1970.
Муртазин Г.М., Янгиров Р.М. Родная Башкирия. Уфа: Башкирское книжное издательство, 1978.
Осетров Е.И. Твой Кремль. М.: Малыш, 1974.
Осетров Е.И. Мое открытие Москвы. М.: Детская литература, 1985.
Пивоварова Г.П. По страницам занимательной географии. М.: Просвещение, 1989.
Романовская. Родина. М.: Детская литература, 1990.
Самойлов И.Д. Каталог уральской народной росписи. Свердловск: Уральский рабочий, 1988.
Свердловск. Справочник-путеводитель.
Свердловская область. Альбом.
Слукин В.М. Тайны уральских подземелий. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1988.
Хоринская Е. Наш город. М.: Просвещение, 1985.
Художественный металл Урала. Сборник. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
Юному географу. Сборник. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.

28.02.2005