Повторительно-обобщающий урок-игра по истории в 6-м классе по теме: "Путешествие в средневековый город"

Разделы: История и обществознание


Технология: комбинированная (индивидуально – групповая)

Оформление: рисунок средневекового города, иллюстрации, творческие работы ребят (изготовленные заранее гербы ремесленных мастерских и «шедевры подмастерьев», ответы на задание «текст с ошибками», поговорки, логические цепочки, три набора элементов аппликации средневековых городов для оценивания работы в группах.

Раздаточный материал: контурные карты, индивидуальные карточки – задания, жетоны для индивидуального оценивания.

Цели урока:

  1. Обобщить и закрепить знания учащихся по темам «Возникновение средневековых городов», « Ремесло и торговля в средневековом городе»;
  2. Совершенствовать навыки устной речи и работы с контурной картой;
  3. Развивать творческие способности через выполнение практических заданий;
  4. Воспитывать нравственные качества на примере трудолюбия, свободолюбия горожан Средневековья.

План урока:

1. Организационный момент: Сообщение темы, целей урока, объяснение правил игры, форм оценивания.

Мы познакомились с большой и интересной темой, узнали, где и почему стали появляться и расцветать в X-XI веках города, чем занимались их жители, как боролись с притеснениями сеньоров, как они уважительно и с гордостью относились к своим коммунам. Познакомились с городскими достопримечательностями Средневековья, побывали в роли ремесленников, купцов. И сегодня нам предстоит обобщить все ваши знания и не только выполнить задания, но сделать это творчески, организованно.

Итак, мы отправляемся в вооброжаемое путешествие по средневековому городу. У нас есть три команды (ряды), минигруппы (парты). Выполняя задание быстрее и лучше других команда получает право строить свой город – аппликацию на доске (по одной любой детали за задание) (приложение 1, приложение 2), но и за яркое , полное, логически завершенное выступление или за меткое дополнение каждый из вас может получить жетон. Количество жетонов поможет превратиться из ученика в подмастерье, затем в мастера и заработать хорошую отметку в журнал. Но также напомню, что за нарушение дисциплины жетоны с вас будут сниматься.

2. Этап 1 «Разминка : повторим термины» - блок вопросов для каждой команды. Правильный ответ – балл, большее количество жетонов у команды – право начать « строить» город. Дайте определение следующим историческим терминам:

1ряд. 2 ряд. 3 ряд.
цех ремесленник купец
гильдия товар мастерская
мэр подмастерье устав
меняла собор ростовщик
ярмарка ратуша городской совет

3. Мы заложили первый камень в строительстве города. Интересно, какими он будет: порт или торгово – ремесленный центр? А может станет местом ярмарок? Какое название он получит?

Работа с контурной картой. Для выполнения этого задания мне понадобятся эксперты, которые помогут проверить как группы справились с заданием (это могут быть ребята быстрее других справившиеся с заданием или сильные ученики класса, подготовленные заранее).

Задания:

- обозначьте название города на пересечении сухопутных и морских торговых путей;

- обозначьте и подпишите название графства, где устраивались крупнейшие ярмарки;

- обозначьте названия крупных торгово-ремесленных центров: Генуя, Брюгге, Новгород .

(Количество жетонов определяет право команды прикрепить еще одну деталь города на доске)

4. Итак, мы входим в городские ворота и сразу попадаем в район ремесленных мастерских. Задание «Текст с историческими ошибками». Тексты заранее раздаются каждой минигруппе, ошибки нужно подчеркнуть и сверить с правильными ответами на доске по типу игры «100 к 1». Команда, участники которой получили больше жетонов – строят город дальше.

Текст с историческими ошибками

Вильгельм, подмастерье одного из мастеров цеха хлебопеков, спешил по широкой, прямой, как стрела, улице на цеховое собрание. Старшины цеха собирались, чтобы обсудить неотложные дела.

Вдруг Вильгельма кто-то окликнул. Из окна второго этажа, где располагалась мастерская оружейника, выглядывал Ганс, подмастерье, недавно переселившийся в город. Подумать только, еще три месяца назад он был зависимым крестьянином, а сейчассвободный человек! Напрасно барон, его господин, требовал от членов городского совета вернуть беглого крестьянина, те , ссылаясь на права, дарованные городу, и на срок, который Ганс прожил в пределах городской черты, отказали ему в этом.

А вот рыночная площадь. У городских ворот недоверчивые покупатели взвешивают товар. Городские стражники под свист и улюлюканье мальчишек ведут двух не поладивших между собой бюргеров в ратушу. Свидетели проишествия с жаром рассказывают любопытным прохожим о том, что случилось. В пылу ссоры один из незадачливых горожан толкнул другого и тот свалился прямо на лоток с посудой, перебив весь товар. Теперь от штрафа не уйти! Торговец посудой, громко причитая и подсчитывая убытки, плетется следом. Внезапно он замечает Вильгельма и, хмуро оглядев его, торопится уйти. Вильгельм узнает невезучего торговца посудой – прежде он тоже состоял членом их союза, но более удачливые собратья по цеху переманили у него всех заказчиков и покупателей. Разорившиеся члены цеха тотчас же исключались из него – так гласит устав.

Но вот наконец и дом одного из старшин, где обычно проходили цеховые собрания…

5. А сейчас по одному человеку из команды попрошу стать нашими гидами по средневековому городу. 3 ребят получают карточки с индивидуальными заданиями и готовятся:« Что я увидел в средневековом городе» -рассказ путешественника; «Что я увидел в районе ремесленных мастерских» - рассказ ремесленника; « Как я добирался до ярмарки в Шампань и что там увидел» - рассказ генуэзского купца.

Ребята задают дополнительные вопросы.

(за яркий и содержательный рассказ каждой команде по баллу)

6. Пока наши экскурсоводы готовятся, все выполняют задания:

  1. Объясни смысл пословицы: «Что с возу упало, то пропало»; «Городской воздух делает человека свободным»;
  2. «Работа с историческим документом о Средневековой «моде» (№78 рабочей тетради Годера к курсу «История средних веков»);
  3. Дополнительно, при наличии времени - объясни смысл логической цепочки:
ученик - подмастерье - мастер
меняла - ростовщик - банкир.

7. Слушаем рассказы, учащиеся рецензируют, подводим итоги, рассказчикам вручаются жетоны.

8. Подведение итогов групповой работы. За наиболее содержательное исполнение «застройки города» все участники команды получает по жетону.

9. Выставляются оценки:

4 жетона и более – «5»

2-3 жетона – «4»

1 жетон – «3».