И учения и игра

Разделы: Работа с дошкольниками


Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья, пожалуй, одна из важнейших сторон практических интересов человечества с древних времен до наших дней. Человек всегда существовал в окружении различных опасностей. На ранних стадиях своего развития это были естественные, природные опасности. С развитием цивилизации к ним постепенно добавились многочисленные опасности техногенного и социального происхождения. В условиях современного общества вопросы безопасности жизнедеятельности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека, то есть “остаться в живых, уцелеть, уберечься от гибели”.

Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. Ребенок очень часто является источником опасности. Своими действиями или бездействием он может создать для себя и окружающих реальную угрозу жизни и здоровью. В большинстве случаев дети не придают должного значения скрытой опасности и поступают себе во вред.

Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому, во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения, во- вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения, развить самостоятельность и ответственность. При этом важно научить ребенка объяснить собственное поведение, тогда он лучше может понять, как правильно защитить себя от опасности.

Одной из самых распространенных причин чрезвычайных событий - является пожар. Ежедневно в России на пожарах погибают около 40 человек, в том числе и детей. Еще больше остается обожженных и калек. Последствия пожаров настораживают, они зовут к реальным действиям.

Решение задач обеспечения безопасного образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком. Но так как ребенок большую часть своего времени находится в дошкольном учреждении перед педагогом встает вопрос: “Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни детям?”. Для себя мы выделили определённый порядок работы:

  1. определить цель
  2. составить план мероприятий
  3. подобрать приемы и методы для изучения опасности пожара и способах защиты от него
  4. привлечение дополнительных средств решения проблемы (заключение договора о сотрудничестве с пожарной частью №62 3-ОГПС г. Новый Уренгой)
  5. привлекать к сотрудничеству родителей

Прежде чем приступить к работе, необходимо было определить задачи, которые следует решить:

  1. Формировать у детей понятие “пожарная опасность”
  2. Дать общее представление назначения (функций) огня
  3. Дать знания о причинах возникновения пожара
  4. Познакомить с современными техническими помощниками (пожарные машины, пожарные вертолеты, пожарные катера, различные виды огнетушителей)
  5. Сформировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара
  6. Развивать умение анализировать, систематизировать и делать выводы о полученных знаниях
  7. Научить детей пользоваться полученными знаниями на практике (использование игровых ситуаций)

Определяя основное направление, я учитывала индивидуальные и возрастные особенности детей. При этом основным ориентиром являлся учет жизненного опыта детей, особенностей его поведения, предпочтений.

Начиная работу с детьми, я использовала беседы, дискуссии – это позволило узнать о наличии каких-либо знаний о пожарной безопасности. Для дальнейшей работы я выбрала следующие формы организации деятельности детей:

Занятия

  • Игры
  • Чтение художественной литературы
  • Беседы
  • Викторины
  • Видеоматериалы
  • Драматизация сказок и историй
  • Выпуск детской газеты “Пожарный огонек”
  • Экскурсии в пожарную часть

Успешность работы с детьми зависит от совместной работы педагога с родителями и инспектором пожарной части.

Пожарная часть №62 3-ОГПС тесно сотрудничает с нашим детским садом. Инспектор проводит беседы с детьми старшего дошкольного возраста об опасности пожара. Дети ездят на экскурсии в пожарную часть. Это дает положительный результат – знания детей закрепляются, обогащаются и систематизируются.

Также значительное внимание уделяется работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Поэтому необходимо достигнуть полного взаимопонимания с родителями, так как разные требования, предъявленные детям в детском саду и дома, могут вызвать у детей растерянность. С целью информирования о правилах пожарной безопасности в нашей группе проводятся родительские собрания, совместные занятия, викторины, обыгрывание рассказов, сказок. Также родители участвуют в изготовлении дидактического материала для занятий.

Известная поговорка гласит: “Мой дом - моя крепость”. В настоящее время наши жилища не только место для отдыха, самосовершенствования, но и еще содержат много опасностей. Поэтому тесное сотрудничество с родителями помогает предотвратить возникновение опасной ситуации, как дома, так и на улице.

 “ Огонь – друг или враг?”

конспект занятия по пожарной безопасности

с детьми старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: Закрепить знания о пользе и вреде огня. Расширять знания о технических помощниках (пожарный катер).

Закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного.

Словарная работа: рукава, пеносмесители, насадки, порошковая пушка, водомет.

Материалы и оборудование: песочница, природный и бросовый материал, искусственный водоём, карточки с изображением доброго и злого огня, набор цифр, газета “Пожарный огонек”, изготовленная детьми заранее, спортивный инвентарь.

В–ль: Ребята, сегодня я хочу побеседовать с вами об очень интересной профессии. Посмотрите на этот стенд. Как вы думаете, о ком будет беседа?

Дети: О пожарном.

В-ль: Как вы догадались?

Дети: Он в каске, в специальном костюме, у него в руках шланг для воды.

В-ль: Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.

Скажите, ребята, зачем пожарному каска?

Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.

В-ль: Правильно. Когда случается пожар- это очень опасно. Поэтому необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?

Дети: Смелым, отважным, сильным, храбрым.

В-ль: А вы хотели бы стать юными пожарными?

Дети: Да.

В-ль: Для этого необходимо много знать и уметь. Мы проведем сегодня испытания и, если вы справитесь, выдам вам удостоверение юного пожарного.

(в-ль показывает детям удостоверения, затем предлагает сесть на ковер в группе)

Итак, начнем! Почему возникают пожары?

Дети: Если не соблюдают правила пожарной безопасности.

В-ль: Где может возникнуть пожар?

Дети: На земле, в воздухе, на воде.

В-ль: Правильно. Сейчас я загадаю вам загадку.

Рыжий зверь в печи сидит
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова
Может час, а может два.
Ты его рукой не тронь,
Искусает всю ладонь.

Дети: Это огонь.

В-ль: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?

Дети: Огонь враг, потому что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди.

В-ль: Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют не ссориться с огнем. А детям нужно этому учиться. Неужели огонь всегда злой?

Дети: наверное, нет.

В-ль: Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?

Дети: В лесу можно погреться у огня, приготовить еду.

В-ль: Правильно, дети. Вы знаете, Лева совсем недавно рассказал мне историю о добром огне, которую ему рассказала мама. Давайте послушаем. (рассказ Левы).

В-ль: Очень интересная история. Вам понравилась?

Дети: Да.

В-ль:

А без доброго огня
Обойтись никак нельзя и дня
Он надежно дружит с нами
Гонит холод, гасит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Нам огонь хороший нужен
И за то ему почет
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет.

(В-ль предлагает детям подойти к столу)

Что нужно делать, чтобы огонь приносил нам пользу и радость?

Дети: Правильно с ним обращаться.

В-ль: Посмотрите, у нас на столе лежат карточки. Давайте на одну сторону стола положим карточки там, где огонь друг, на другую часть стола, где огонь враг (Дети раскладывают). Если произошел пожар, по какому номеру нужно звонить?

Дети: “ 01”

В-ль: Пусть каждый из вас выложит этот номер (Дети выкладывают. В-ль хвалит детей и предлагает сесть на стульчики). Как вы думаете, почему пожарных вызывают по номеру “01”?

Дети: “01”- самый простой и короткий номер. Его легко запомнить. Этот номер можно набрать даже в темноте.

В-ль: Молодцы, правильно. Послушайте внимательно стихотворение. Его расскажет Данил.

Если в комнате у вас
Слезы катятся из глаз,
Так как дым клубами вьется
И огонь жует палас
Нужно мужество найти
К телефону подойти
Постараться вспомнить цифры
От ноля до девяти.
Смело трубку в руку взять
“ Ноль - один” суметь набрать
И назвать еще потом
Город, улицу и дом
И квартиру, где живете,
И с каким она замком
И еще сказать: “Даю вам
Фамилию свою
Также номер телефона,
У которого стою.

В-ль: Слушали внимательно? Скажите, что нужно сообщить пожарным?

Дети: Адрес, фамилию, город, что горит, номер телефона.

В-ль:(хвалит детей). А кто знает, как пожарные тушат огонь?

Дети: Приезжают пожарные машины с пожарными и тушат огонь.

В-ль: Значит, у пожарных есть помощники?

Дети: Да. Машины, вертолеты, и люди могут помочь.

В-ль: Посмотрите на нашу газету. Какие помощники здесь нарисованы?

Дети: Пожарные машины, пожарный вертолет.

В-ль: А если пожар произошел на море?

Дети: Вертолеты прилетают и тушат.

В-ль: Правильно. Но есть еще пожарные катера, которые тушат огонь. Хотите посмотреть, как выглядит настоящий пожарный катер? (Дети рассматривают вместе с воспитателем. Словарная работа: Рукава, пеносмесители, насадки, порошковая пушка, водомет.) Почему пожарные машины, пожарные вертолеты, пожарные катера- красного цвета?

Дети: Чтобы было видно издалека, что едет машина или вертолет и уступили дорогу. Красный цвет-цвет огня.

В-ль: Молодцы! Вы много знаете. А вы бы смогли кого-нибудь спасти во время пожара?

Дети: Наверное, да.

В-ль: Сейчас проверим. (Игра “Пожарные на учениях” - дети преодолевают препятствия и спасают из огня игрушки). Молодцы, вы смелые, отважные! Какое же задание еще придумать? ……Придумала!

(В-ль предлагает детям подойти к песочнице. В ней из веток изготовлен лес. Подготовлены сухие веточки для костра, спички.). В лесу очень приятно посидеть возле костра. Давайте зажжем веточки. Кто это может сделать?

Дети: Только взрослые.

В-ль: Правильно (в-ль зажигает костер, дети греют руки)! Какой огонь?

Дети: Добрый, красивый, от него исходит тепло.

В-ль: Чтобы было веселей, давайте споем веселую песенку. Но такую, которую знают все дети.(песня “Четыре таракана и сверчок”)

На привале он помог,
Суп варил, картошку пек.
Для похода он хорош
Но с собой не унесешь.

Прежде, чем уйти с места отдыха, что необходимо сделать?

Дети: Потушить костер.

В-ль: Чем можно потушить?

Дети: Можно взять воду из озера или реки.

В-ль: А если в лесу нет водоема?

Дети: Потушить водой, которую взяли с собой или песком.

В-ль: Правильно. (Дети тушат огонь водой из природного водоема и песком)

Молодцы! Вы меня очень порадовали. Вы много знаете и умеете. Теперь вы юные пожарные. И все свои знания о правилах пожарной безопасности вы сможете передать детям из других групп! (в-ль выдает детям удостоверения юного пожарника и поздравляет их)

У огня свои повадки,
Он играть не любит в прятки
Дома, на улице, ночью и днем

Дети: Будьте всегда осторожны с огнем!