Приемы активизации познавательной деятельности учащихся при работе с дополнительной литературой

Разделы: Биология


В последнее время резко возрос темп изучения биологии, что привело к снижению познавательного интереса и качества знаний. Возникла потребность в активизации познавательной деятельности учащихся, не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. За рамками урока остается очень много интересного материала. К сожалению, эта проблема характерна для всех учебников, но особенно остро она ощущается при работе с УМК Н.И. Сонина.

Решать эту проблему можно разными путями, например, с помощью викторин по дополнительной литературе. Викторины, предлагаемые вашему вниманию, дают возможность узнать интересные факты, с которыми нет времени познакомиться на уроке. Они построены на основе материала учебника 6-го класса “Живой организм” Н.И. Сонина. Особенностью этих викторин является то, что в каждом вопросе обращается внимание на какой-либо рисунок учебника. Такое построение заданий создает дополнительный мотив для познавательной деятельности, позволяет под новым углом рассмотреть изучаемые объекты, обратить внимание на некоторые их особенности, оставленные за рамками урока.

Этот же принцип применим для создания викторин на основе любого другого учебника.

Задания для работы с дополнительной литературой.

Эти задания для дополнительной работы по желанию включают в себя вопросы о различных живых организмах, которым на уроке нет возможности уделить достаточное количество времени. Задание дается сроком на 3–4 недели, очень важно ограничить объем ответов на вопросы. (Чтобы ответы на конкретные вопросы не превратились в контрольное списывание с книг).

Задание 1

Учитель. В вашем учебнике много рисунков, на которых изображены очень интересные живые организмы. Но ограниченный материал учебника не позволяет рассказать о них все, чем они удивительны, замечательны и неповторимы. Я предлагаю найти вам интересные факты об этих живых организмах. Использовать можно справочники, энциклопедии и другую литературу.

1. На с. 13 изображено растение ряска, чем знаменито это растение?

2. На с. 12 под названием “водяные растения” нарисована элодея. У нее есть очень красноречивое второе название – водяная чума. Попробуйте его объяснить.

3. На с. 20 вам рассказано о фагоцитозе. Этот важный процесс открыл наш соотечественник. Назовите его фамилию и расскажите (кратко!) о том, как это было.

4. На с. 38 описываются корни-подпорки мангровых деревьев. А где растут эти деревья? Почему именно у них появились эти корни?

5. На с. 40–41 нарисовано очень полезное растение – Мариьн корень. Чем полезно это растение? А может быть, вам удалось узнать, почему оно так названо?

6. На с. 48 изображена жерлянка. У нее есть ряд интересных особенностей, в том числе и не очень приятная. Какими особенностями обладает это животное?

7. Оляпка, изображенная на с. 48, тоже обладает интересными особенностями. Например, у нее ноздри и ушные отверстия покрыты кожными складками, а пух содержит пузырьки воздуха. Объясните, почему у оляпки есть эти особенности и как еще ее называют?

8. На с. 49 зимородок изображен с рыбой. Что хотел этим рисунком сказать художник? Опишите (кратко) способ охоты этой птицы.

9. На с. 52 показано как у березы берут сок, а подпись говорит о том, что после сбора сока березы часто погибают. Но есть правила сбора сока, соблюдая которые мы можем продлить жизнь берез. Перечислите существующие правила сбора сока.

10. На с. 61 нарисованы трутовики. Кто они по способу питания вы помните? А есть еще их родственники – домовые грибы. Почему они так названы? Вред или пользу они приносят? Почему? Кто по способу питания домовые грибы?

11. На с. 60 нарисована рысь. Что интересного вы о ней знаете? (Кратко!)

12. Раффлезия, нарисованная на с. 62, не только имеет самый крупный цветок, но и не может прожить без мух. Почему?

13. Растения-хищники нарисованы на с 64–65. Но кроме этих растений-хищников есть и другие. Какие еще вам известны? Какие растения-хищники растут в Кировской области?

14. Монстера имеет дыхательные корни (с.69), а еще ее называют деликатесной и она может предсказывать дождь. Объясните, почему ее называют монстерой? Деликатесной? И как ей удается узнать, когда испортиться погода?

15. На с. 74–75 нарисован картофель, сейчас в России это одно из самых распространенных пищевых растений. Но были времена, когда ни в Европе, ни в России это растение не знали, а когда узнали, то долго не хотели выращивать. В России даже возникали картофельные бунты. Что вам известно об истории картофеля и картофельных бунтах? (Кратко!)

16. А может быть, вы знаете, как доказать, что клубень картофеля это побег, а не корень.

17. На с. 82 нарисованы красивые осенние листья. Но есть растения, у которых листья не желтеют и не краснеют, а чернеют перед заморозками, а потом опадают. Какие растения обладают этой особенностью?

18. Жука, изображенного на с. 68, называют майским. Почему массовый вылет майских жуков наблюдают раз в четыре года?

19. Хищная птица, нарисованная, на с.60 является хорошим рыболовом. Как называется эта птица?

20. У грызуна на с.61 очень необычный хвост. Как называется грызун? Почему у него такой хвост?

21. На с. 53 изображено растение, в названии которого встречается самое распространенное женское имя. Как называется это растение? Откуда взялось это название?

Учитель. Чтобы получить “4” надо ответить на 7 вопросов. Чтобы получить “5” надо ответить на 10 (или больше) вопросов. Я жду кратких, правильных, интересных, аккуратных ответов. Не забудьте указать литературу, которой пользовались!!!

Ответы на вопросы первого задания по дополнительной литературе

1. Одна из особенностей ряски то, что это самое маленькое цветковое растение.

2. Из-за того, что элодея может очень быстро размножаться и мешать судоходств, ее называют водяной чумой.

3. Работая в Италии с личинками морских звезд, И.И. Мечников установил, что в их теле есть клетки, способные захватывать и “пожирать” чужеродные тела и микроорганизмы, попавшие в тело личинок, клетки получили название фагоцитов.

4. Мангровые деревья растут в приливно-отливных зонах тропиков, корни-подпорки укрепляют их в слабом илистом грунте, а дыхательные корни – поглощают кислород из воздуха.

5. Растение используют, например, как тонизирующее средство, а так же для других целей. Разные легенды рассказывают о том, почему народное название пиона уклоняющегося – Марьин корень. Одна из них говорит о том, что с помощью этого растения Марьюшка спасла своего жениха от смерти.

6. У животного невзрачная окраска спинки и очень яркий живот. При опасности она поворачивается на живот, чтобы отпугнуть хищников, если это не помогает, и ее пытаются съесть, то кожные железы выделяют ядовитую жидкость. Один раз попробовав такую “красавицу”, хищники не стремятся ею больше полакомиться.

7. Оляпка или водяной воробей (водяной скворец, водяной дрозд) бегает по дну водоемов, охотясь на мелкую живность, чтобы вода не попадала в ноздри и ушные отверстия, возникли эти приспособления.

8. Зимородок охотится на мелкую рыбу, сидя на ветке (малый), или, летая над водой(большой). Увидев рыбу, он пикирует в воду и хватает ее клювом.

9. Сок собирают в специальных рощах, которые предназначены для вырубки через несколько лет, а не у берез в городе. Лучше просверлить маленькое отверстие, вставить туда желобок и набрать не больше 2 литров сока, после этого замазать отверстие варом или глиной, чтобы сок не вытекал, и не попадали микробы.

10. Домовые грибы питаются деревянными постройками, например, домами. Они могут за 2–3 года разрушить большой крепкий дом или мост. По способу питания – САПРОФИТЫ (!), так как питаются мертвой органикой.

11. У рыси много интересных особенностей, например кисточки-антенны на ушах, без которых она станет плохо слышать, широкие лапы, короткий хвост. Рысь – прекрасный охотник. Сейчас рысей осталось мало, во многих странах они занесены в “Красную книгу”.

12. Огромные цветки раффлезии издают тошнотворный запах, привлекая мух, которые необходимы им для опыления.

13. Существует около 500 видов растений хищников, среди них росянка, непентесы, дарлингтония, библис, Венерина мухоловка, пузырчатки. В Кировской области встречаются пузырчатка и росянка. Легенды о растениях-людоедах, существовавшие долгие годы, современной наукой не подтверждаются.

14. Монстерой ее назвали за дыхательные корни, которые придают тропическим деревьям вид чудовища – монстра, раньше ее считали деревом-людоедом, что на самом деле конечно не так. Она мирный автотроф. Деликатесная, так как плоды ее съедобны, а дождь предсказывает, потому что изменяется атмосферное давление и корневое давления растения приводит к поглощению избыточного количества воды, избытки воды удаляются через водяные устьица – гидатоды на краях листьев.

15. В Европе о картофеле узнали после путешествий Х. Колумба, а в Россию картофель завез Петр I. Картофельные бунты возникали, главным образом, из-за того, что крестьяне пытались использовать в пищу ядовитые плоды картофеля – ягоды, а не клубни.

16. На клубне, как на любом побеге, есть почки, если сделать поперечный разрез клубня, то можно увидеть те же слои, что и на поперечном разрезе любого побега (кора, древесина, сердцевина).

17. Не желтеют и не краснеют листья у сирени, ольхи, некоторых тополей.

18. Развитие жука происходит 3 первые года в почве, на четвертый год вылетают молодые жуки.

19. Скопа – единственная хищная птица, которая питается рыбой!

20. Бобр, его хвост служит ему рулем и веслом при плавании, помогает заделывать дыры в плотинах, им бобр подает сигнал тревоги, громко стуча по воде, а так же хвост может выполнять некоторые другие функции.

21. Анютины глазки названы в честь Анюты. По одной из легенд Анюта была очень любопытна, за что и была наказана, но есть и другие легенды.

После окончания срока выполнения работы можно поместить на стенде ответы на вопросы, ученики смогут не только проверить правильность своего варианта, но и посмотреть насколько кратко и точно им удалось ответить.

Задание 2

Учитель. Мы продолжаем наше путешествие по страницам биологической литературы. У нас та же цель: узнать как можно больше интересного и удивительного даже о самых обычных организмах. Критерии отметок остались прежними: краткость, аккуратность, правильность, полнота ответов и список используемой литературы. НО, все ответы необходимо уместить на 1(!) альбомном или 1(!) проходном листе. Это очень важное требование. 7 ответов, соответствуют – “4”, 10 – “5”.

1. Осину, изображённую на стр. 61, иногда называют самым беспокойным деревом или Иудиным деревом. Почему?

2. На с. 86 изображен обычный подсолнечник. Но у него необыкновенная “судьба”. Что в его истории вас больше всего удивило?

3. Уж (с. 94). Его часто путают с гадюкой. А как их можно отличить?

4. Манта (с. 101). Что это за животное? Какая его особенность заинтересовала вас больше всего?

5. Много разных удивительных данных ученые собрали о дельфинах (с. 100). Например…

6. Раньше, чтобы поймать осьминогов (с. 100) люди бросали в воду старые горшки, кувшины, банки, привязанные к веревкам. После этого осьминогов легко было достать из воды. Почему?

7. На с. 102 колибри нарисована рядом с цветком. Это не случайно. Как это можно объяснить?

8. Летучих мышей (с. 103) многие бояться, считают, что они сосут кровь и водятся с нечистью. Так ли это? Чем на самом деле питаются летучие мыши?

9. У многих народов кобра (с. 104) считается благородным животным, а где-то даже священным. Почему к ней так уважительно относятся?

10. Кайман, аллигатор, крокодил(с. 104). Чем они отличаются друг от друга?

11. Имеет ли какое-нибудь отношение бодяк (стр. 123) к глаголу бодаться?

12. Встреча с медузой (с. 111) на море не сулит, как правило, ничего хорошего, но если медузы уплыли от берега, то радоваться тоже не стоит. Как это можно объяснить?

13. Символом какого государства считается коала (с. 115)? Почему кроме этого государства коалы нет ни в одном зоопарке мира?

14. В этой стране раньше за луковицу тюльпана (с. 125) редкого сорта можно было купить большой дом. Что это за страна? Какая страна является родиной тюльпанов?

15. Без этих грибов (с. 122) ни один пекарь не согласиться испечь хлеб. Как называются эти грибы? Где еще и почему их использует человек?

16. Глухарь и глухарка (с. 131). Почему эти птицы получили такое название?

17. Говорят, что у павлина (с. 131) красивый хвост. В это высказывание вкралась биологическая ошибка. Какая?

18. Наверное, вам известна легенда о том, как люди в ночь на Ивана Купала ищут цветок папоротника (с136). Смог ли хоть кто-нибудь его найти? Почему?

19. Бражник(с. 137). За что этой бабочке дали такое название?

20. Развитие бабочки (с. 146–147). Многие полагают, что избавившись от всех вредных гусениц, поедающих растения, мы очень поможем растениям. Так ли это на самом деле? Почему?

21. С. 147. Самка оленя имеет однотонную окраску, а детеныш – пятнистый. Почему?

22. С. 149 хамелеон. Чем интересны глаза и язык хамелеона?

23. Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника у жирафа (с. 149)?

24. С 171. Как называется рыба под № 6? Почему у нее есть усы? Как называется птица под № 5? Где она живет?

25. Что означает название “ирис” (стр. 125)? Оправдывает ли этот цветок такое название?

26. За какую особенность липа (стр. 142) получила своё название? Какой месяц на Украине называют липень? Почему?

27. Как ещё называют кипрей (стр. 166)? Почему?

28. Почему сова (стр. 167) считается символом мудрости?

29. Почему растение, изображённое на стр. 170 (№ 4) получило название “след белого человека”?

30.Наш замечательный учебник выпущен издательством “Дрофа”. Чем интересна эта птица? Попробуйте отыскать её изображение на страницах учебника.

31. Вы все знаете профессора Умникова Клавдия Галеновича. Родители назвали его не просто так, а в честь очень известного человека. Кто был этот человек? Чем он знаменит?

32. Посмотрите внимательно на рисунки учебника! За рамками нашего путешествия остались много интересных существ. Им очень обидно, думаю, что вам тоже. Давайте устраним эту несправедливость! Придумайте сами вопросы о “забытых” организмах и найдите на них ответы.

Примерные ответы на задание по дополнительной литературе 2

1. По легенде на этом дереве повесился предатель иуда. И осина старается стряхнуть с себя этот позор. А на самом деле, у ее листочков очень тонкие черешки, которые колышутся от малейшего ветерка, создавая шорох.

2. Родина подсолнечника – Америка, в Европе его долго использовали как декоративный цветок, и только во второй половине 18 века русский крестьянин Бокарев придумал способ получения подсолнечного масла из семечек.

3. Самое простое различие: на голове ужа есть 2 желтых или оранжевых пятна, которых нет у гадюк.

4. Самый крупный скат, в отличие от своих сородичей ведет не придонный образ жизни, а плавает в толще воды, питаясь планктоном.

6. Осьминоги забирались в эти укрытия, и вытащить их из воды не составляло труда.

7. Питаясь нектаром, который на лету она высасывает из цветков, колибри опыляет эти растения.

8. Большинство летучих мышей насекомоядные, но есть и такие, которые питаются рыбой, плодами и сосут кровь.

9. Кобра, как и многие змеи уничтожает грызунов, что очень важно для сохранения в целости урожая, ее яд издавна использовали для лечения, кроме прочего, это очень благородная змея, которая не нападает первой.

10. Эти животные отличаются, например, по строению зубного аппарата.

12. Если вы прикоснулись к медузе, то можете получить ожог, если медузы уплывают от берега, значит скоро будет шторм, который они предчувствуют за много часов.

13. Коала – символ Австралии, он живет только там, так как питается листьями эвкалиптов, которые растут только на этом континенте.

14. Родина тюльпанов – Турция, Иран, а в Голландии за одну луковицу можно было купить дом.

15. Это дрожжи, применяемые в пивоварении, виноделии, для получения витаминов группы В, они вызывают сбраживание продуктов и приводят к образованию пива, вина, образуют витамины, в тесте, выделяя углекислый газ, поднимают опару, делая хлеб мягким и пышным.

16. Во время токования птицы глохнут и могут подпустить к себе на очень близкое расстояние.

17. Красивы у павлина не перья хвоста, а перья надхвостья, перья хвоста не имеют такой великолепной окраски и только поддерживают раскрывшийся “хвост”.

18. Никто никогда не смог найти цветок папоротника, так как это растения никогда не цветет.

19. Ночные бабочки, некоторые питаются

20. Избавившись от всех гусениц мы избавимся и от бабочек, которые являются опылителями растений, значит, растения не смогут размножаться, а мы не получим осенью плодов у многих растений.

23. как у всех млекопитающих.

24. Сом, ее усы выполняют функцию органов осязания.

25. Ирис в переводе на русский – радуга, название цветок получил за разнообразие окрасок.

26. Липа цветет в июле.

27. Иван-чай копорский в честь села Копорье недаелеко от С-Петербурга.

29. До приезда европейцев в Америку там не знали подорожника, они его привезли на своих сапогах, мешках и т.д. Рос подорожник там, где ходили белые люди, отсюда название растения.

31. Ученый и врач, живший в Древнем Риме, заложил основы медицины и анатомии.