Интегрированный урок ИЗО и ИВТ "Дымковская игрушка"

Разделы: Информатика, МХК и ИЗО


“Глазам - радость, душе - отрада!”

К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать и
воспринимать всей душой их надо осваивать”

А.Б. Салтыков

Народное искусство несет о себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны игрушки–свистульки, которые делались для весеннего праздника “Свистунья”, знаменовавшего начало полевых работ. К Х1Х веку магическое содержание свистульки утратилось, и она превратилась в обычную детскую забаву.

В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение. Дымковская игрушка – игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне – Киров). Для дымки традиционны такие персонажи как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Наглядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне–грунте ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий.

Ушел в далекое прошлое старинный праздник “Свистунья”. На смену старым мастерам пришли новые, бережно сохраняющие бесценные традиции народного искусства. Не забыта! Живет и восхищает во всех концах земного шара Дымковская игрушка, прославляя талант, красоту и мастерство русского народа.

И невозможно не согласиться с теми, кто, глядя на любую из них, восклицает“Глазам – радость, душе – отрада!”

Жизнь сквозь “Дымку”

Вид занятия: декоративное рисование с элементами компьютерной графики

Тема урока: “ Дымковская игрушка” (народные промыслы)

Цель:

  • способствовать эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства;
  • закрепить знания геометрического орнамента на Дымковской игрушке

Программные задачи:

  • продолжать знакомить детей с народным промыслом - глиняная Дымковская (вятская) игрушка (Кировская область);
  • развивать умение видеть форму, цвет, декор игрушки и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
  • учить работать в технике компьютерной графики при украшении Дымковской игрушки;
  • развивать художественный вкус учащихся – учить видеть красоту и выразительность образной передачи жизни в игрушках отдаленного прошлого и современности;
  • воспитывать интерес и любовь к народному творчеству, бережное отношение к традициям народа.

Оборудование: (урок проходит в кабинете информатики)

Для учителя:

  • модели глиняных дымковских игрушек (детские работы из методического фонда);
  • образцы рисунков-упражнений - “Геометрический орнамент на дымковской игрушке”;
  • таблицы на доске - “Цвет и форма” .

Для учащихся:

  • раздаточный материал: “Фрагменты узора Дымковской игрушки” ;

  • глиняные игрушки возле каждого компьютера ;

   

  • заготовка контура Дымковской игрушки на мониторе компьютера.

 

Музыка: Русские народные мелодии

Словарь: Гончар – мастер, который работает с глиной.

Ярмарка – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с развлечениями.

Ход урока

1. Вводная часть урока (игровая)

В кабинете оформлена выставка Дымковских игрушек , созданных детьми старшего возраста. Под музыку “Камаринская” (любую народную) дети входят на ярмарку-выставку Дымковских игрушек

Учитель. - Вот какая у нас красивая веселая ярмарка глиняных игрушек.

    • А вы знаете, что такое ЯРМАРКА?

Дети: (Базар, рынок, где продают различные товары)

ЯРМАРКА – большие торги, устраиваемые в одном месте и в одно и то же время, с увлечениями, развлечениями.

    • Недаром говорят в народе: “Шум, как на ярмарке!”
  • Какие игрушки вы видите на нашей ярмарке? (Дымковские – глиняные)
    • Ласково и нежно называют эту игрушку - Дымка.
  • Почему эти игрушки называют Дымковские? (По месту их рождения - они из слободы Дымково)
    • С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Киров, видно слободу Дымково.
  • Почему же назвали слободу Дымково, а игрушки Дымковские?

Зимой, когда топятся печи и летом в пасмурные дни, слобода вся будто в дымке. Здесь в далекой старине и зародилась Дымковская игрушка.

- Рассмотрите игрушки на нашей ярмарке. (Рассматривают, трогают руками).

Много лет назад придумали люди лепить из глины игрушки. И до сих пор люди не забыли гончарное ремесло.

  • Как называют мастера, который работает с глиной? (Такого мастера называют гончар)

ГОНЧАР – это мастер, который работает с глиной.

Из истории дымковской игрушки

Вятка славилась в старину своими базарами–ярмарками, которые назывались “СВИСТУНЬЯ” или “СВИСТОПЛЯСКА”. Развлечением праздника были глиняные игрушки – свистульки. Всю зиму женщины Дымково лепили игрушки для ярмарки. И вот, на прилавках ярмарки веселый товар. Охотно покупают его взрослые и дети. Оглашается вся округа свистом. Шумит народное гулянье. И громче всего слышится заливистый свист. Оттого и прозвали этот праздник “Свистунья”.

- Как в народе прозвали этот праздник?

– “Свистунья”.

Много различных глиняных игрушек делают мастера в разных уголках нашей огромной страны, но Дымковскую игрушку ни с какой не спутать.

Дымковская игрушка монолитна, а силуэт игрушек отличается мягкой плавностью и округлостью. Лепные детали оборок, косичек, жгутиков делают игрушку более выразительной (демонстрация игрушки).

  • Какая характерная отличительная особенность у Дымковской игрушки?

(Дымковская игрушка – белоснежная. Перед тем как расписать Дымковскую игрушку, ее белили мелом, разведенным в молоке)

  • Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера?

(Круги, овалы, клетки, полоски, точки, линии);

  • Какие цвета брали для росписи игрушек?

(Желтый, синий, красный, зеленый, белый (фон), черный).

- В современной игрушке яркие цвета дополняют голубым, розовым, оранжевым, коричневым, фиолетовым цветами.

Внимательно рассмотрите узоры на глиняных игрушках.

(Дети садятся за свои рабочие места).

Закрепление материала:

Работа по таблице “Цвет и форма” (на доске) .

  • Какие основные элементы геометрического орнамента чаще встречаются на игрушках?

( Круги, овалы, клетка, полоска, точки, штрихи)

  • Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга.
    • в ряд;
    • в шахматном порядке;
    • в клетке между линиями.
  • Обратите внимание на точки:
    • между кольцами;
    • на кольцах;
    • по краю колец.
  • На цветовое сочетание элементов в узорах (не более 3 – 4 цветов).
  • А сейчас мы отдохнем и продолжим работу на компьютере.

Физминутка ( Элементы танцевальных движений под народную музыку)

2 часть урока – компьютерная графика

Сегодня вы приобщитесь к мастерицам Дымковской игрушки. Но будете украшать игрушку узорами, используя компьютерную графику. Ведь мы с вами живем в то время, когда людям в работе помогают машины. Нам в составлении геометрического узора для Дымковской игрушки поможет компьютер.

Цели: Знать

    • названия элементов окна программы PAINT;
    • назначение инструментов: эллипс, линия, карандаш, ластик, заливка;
    • команды: ПРАВКА – ОТМЕНИТЬ.

Уметь

    • открывать и сохранять рисунок;
    • наносить на шаблон орнамент дымковской игрушки.

Развивать навыки работы манипулятором “мышь”: двойной и одинарный щелчок.

Воспитывать бережливое отношение к компьютерной технике.

Раздаточный материал - карточки “Фрагменты узоров дымковской росписи” - компьютерная графика (у детей на столах).

Ход урока

I Повторение

  • Что называется “рабочим столом” компьютера;
  • Что называется “панелью задач”;
  • Найти ярлык программы Paint и открыть ее;
  • Где в окне программы Paint находится строка заголовка;
  • Где в окне программы Paint находится строка меню;
  • Где в окне программы Paint находится Панель инструментов;
  • Где в окне программы Paint находится палитра.

II Основная часть

    • Объяснение учителя

Для того чтобы начать работу художника-оформителя, необходимо:

  • Выберите рисунок-шаблон, с которым вы будете работать: Дымковская барышня или лошадка.
  • Вспомните элементы узоров при росписи Дымковских игрушек и продумайте свой узор, состоящий из шаблонных элементов.
  • Посмотрите на таблицы у вас на столе. Перед вами образцы фрагментов узора Дымковской игрушки, выполненные на компьютере.
  • Используйте таблицы–помощники, лежащие перед вами, и смотрите на готовые изделия - глиняные Дымковские игрушки

  • Выполните рисование орнамента графическим способом (т.е. черно-белое изображение). После этого начинайте выполнять заливку цветом. Для подбора цветовой гаммы воспользуйтесь таблицами на доске
    • Практическая работа

Задание: Оформить геометрическим узором Дымковскую игрушку в компьютерной графике

(Метод - индивидуальный)

Контроль и индивидуальная работа учителя в процессе практической работы учащихся

III Заключительная часть:

Так как художник свою работу всегда подписывает. Мы с вами свои работы тоже подпишем, и в этом вам поможет инструмент “Надпись”.

И последний этап работы учащихся вывод на принтер своего рисунка.

    • Заключительная часть урока.

Анализ работ учащихся.

  • Какие замечательные работы получились у всех. Теперь мастерицам будет легче украсить свои игрушки, используя эскизы ваших игрушек.
  • Давайте выберем, чьи работы получились самыми интересными?

У Сережи красивая барышня с яркими узорами на юбке.

У Насти лошадка в кружочках и с пышной гривой, как в сказке

Мы оформим все работы выставкой-ярмаркой и пригласим ваших родителей посмотреть на искусство своих детей. Им будет очень приятно, что вы помните народные ремесла наших предков и продолжаете их искусство в современной жизни.

А научили вас Дымковскому искусству украшать игрушки вятские мастерицы.

Волшебницам вятской, родной стороны большое спасибо сказать мы должны.

За то, что их руки не устают и сказочных кукол для всех создают.

Не зря говорят в народе:

“Умелец да рукоделец себе и другим людям радость приносит”

Оттого и любим мы народные игрушки, что столько в них доброты и веселья.

Глядишь и улыбаться хочется.

14.03.2005