Электронный учебник на уроках биологии

Разделы: Биология, Урок с использованием электронного учебника


Имея минимум часов в учебном плане, учителю биологии необходимо выполнить текущие задачи обучения. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся.

Существующие компьютерные диски не всегда могут быть использованы на уроке, потому что материал, находящийся на них, не соответствует учебным программам, несистематизирован, в нем отсутствуют логические связи. Подобные программы пригодны для самостоятельных или индивидуальных занятий с учащимися.

Используя навыки работы на компьютере и существующие программы, преподаватели сами, или вместе с учениками, могут создавать свои проекты электронного учебника. При работе над собственной версией надо использовать преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

Электронный дидактический материал имеет ряд преимуществ:

  • Графически материал понимается и запоминается легче.
  • Можно наглядно продемонстрировать последовательность событий, обозначить причинно-следственные связи.
  • Эмоциональный фон улучшен за счет звуковых и анимационных эффектов
  • Дифференцированный подход к изучению материала, так как есть возможность индивидуального выбора объема информации
  • Объективная оценка своих знаний.
  • Использование игр при изучении сложного и малоинтересного для учащихся материала.

Как можно использовать электронный учебник на уроках:

1. Для изучения нового материала.

Электронные презентации эффективно используются на уроках биологии при объяснении сложного для понимания учащихся материала, при недостатке необходимых методических пособий. Например, “биосинтез белка” – такой процесс, который очень сложно представить и невозможно увидеть. Созданная электронная презентация с анимационными эффектами позволяет наглядно воссоздать основные этапы этого процесса и проследить логическую связь между ними.
Каждый этап демонстрируется отдельным слайдом по щелчку мыши.
Установленные на слайдах кнопки дают возможность получить дополнительную информацию о происходящем процессе и его особенностях. Есть возможность индивидуального выбора объема информации.

На Рисунке 1 представлены слайды из созданного дидактического материала.

После объяснения материала учителем можно вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно.

2. Для самостоятельного изучения темы учащимися.

Строение клетки изучается на уроках биологии каждый год, начиная с курса ботаники. Но, несмотря на это, учащиеся старших классов имеют слабое представление об этом уровне организации жизни. Сложность данного материала связана с запоминанием большого количества терминов, а так же с умением соотнести строение, местоположение и функции органоидов.

.Учащиеся 11-го класса Голубев Степан и Львов Дмитрий создали дидактический материал по строению животной клетки для того, чтобы сделать ее изучение более интересным и понятным. Основное преимущество данного материала состоит в том, что не возникает разрыва информации. За счет удачно подобранных картинок и анимационных эффектов выбранный органоид сначала виден в клетке, затем клетка растворяется, органоид остается на месте, через некоторое время он предстает в увеличенном виде с соответствующим текстовым сопровождением. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна.

Вниманию предлагаются несколько слайдов из указанного проекта (Рисунок 2)

Запуск программы осуществляется нажатием на кнопку “Начало”.
На последующих слайдах подобная кнопка дает возможность многоразового просмотра одной и той же информации.
С помощью мышки, по очереди нажимаются кнопки с названиями органоидов клетки, и на появившихся слайдах предлагается соответствующая информация..
Кнопка “Назад” возвращает ко второму слайду, где находится список органоидов.
После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку.
Для этого надо вернуться на первый слайд и нажать соответствующую кнопку – “Проверь себя”.

    Тестирование

    Очистка формы
    Ф.И.О.
    Класс
    Вопрос Ответ
    1 Какое строение имеет клеточная мембрана?
    2 Какую функцию выполняет аппарат Гольджи?
    3 Какой органоид имеет Двухмембранное строение?
    4

    Какой органоид осуществляет биосинтез белка в клетке?

    5

    Где содержится наследственная информация клетки?

    6

    Где формируются рибосомы и РНК?

    7

    Какой органоид содержит много ферментов и расщепляет любые вещества клетки?

    8

    Где осуществляется синтез жиров и углеводов?

    9

    Какой органоид участвует в делении клетки, образуя веретено деления?

    10

    Какой органоид является "источником энергии" клетки?

3. Биологию в младшем и среднем звене лучше изучать через игру, основываясь на ассоциативном и логическом мышлении.

Игра создана для детей, которые только начинают знакомство с клеткой растения.
Учащимся предлагается на свободном поле первого слайда построить свою крепость, используя различные объекты. Получившуюся композицию перенести на слайд 2 для проведения сравнительного анализа рисунков и предложенного текста. На основании возникших ассоциаций выбрать номера и назвать составные части клетки.
Слайды представлены Рисунком 3.
Проверка правильности выполненной работы осуществляется с использованием иллюстраций учебника или демонстрационной таблицы.
Подобные игры значительно повышают интерес к предмету.

Работа над проектом электронного учебника имеет методическое и воспитательное значение.

Учитель составляет дидактический материал исходя из своих потребностей. К данной работе можно и нужно привлекать учащихся, особенно тех, которые ни в чем себя не проявили. Как правило, дети более сообразительны и лучше разбираются в компьютерной технике.
При участии в проекте по созданию электронного учебника:

  • У ребят повышается интерес к предмету.
  • Улучшается усвоение материала.
  • Возрастает самооценка и уверенность в своих силах.
  • Развиваются творческие способности.
  • Параллельно развиваются и совершенствуются навыки работы на компьютере, т.е. укрепляются и развиваются межпредметные связи.

Использование созданных учащимися проектов на уроках биологии подтверждает значимость такой работы. Детские проекты воспринимаются сверстниками с большим интересом и вниманием.
Совместная работа учителя со своими учениками сближает, помогает лучше узнать друг друга.
Презентации выполнялись с помощью следующих компьютерных программ: Microsoft PowerPoint, Point, Microsoft Excel.
Несколько слайдов из дидактического материала по биосинтезу белка можно посмотреть в Приложении 1.