Педсовет как форма работы учителя над повышением профессионального мастерства

Разделы: Администрирование школы


Цели и задачи:

  • Определить место каждого учителя в разработке и реализации Программы развития школы.
  • Составить программу работы ШМО над Стандартами Российского образования.

Порядок проведения:

1. Исследование:

  • Проведение и анализ анкет с учителями.
  • Степень удовлетворённости учителя профессиональной деятельностью.
  • Диагностика подготовки учителя.
  • Самоанализ организации учебно-воспитательной и методической работы.

2. Работа ШМО (22 марта)

  • Работа над понятием “Профессиональная компетентность”.
  • Обозначить актуальные вопросы работы педагогического коллектива.
  • Конкретизировать место каждого учителя в разработке и реализации Программы развития школы.

3. Работа проблемных групп (23 марта)

  • Новое содержание образования (отв. зам. директора по НМР).
  • Мониторинг и диагностика в образовании (отв. зам. директора по УВР).
  • Личностно-ориентированный подход к учащимся в обучении и образовании (отв. зам.директора по ВР).

4. Решение педагогического совета.

Работа проблемной группы № 1 “Новое содержание российского образования”

1. Работа с документами. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством (тезисы):

  • Принятие государственных стандартов общего образования.
  • Обновление содержания общего образования, его разгрузка, ориентация на потребности личности и современной жизни страны; экспериментальная отработка нового содержания общего образования.
  • Введение профильного обучения в старшей ступени общеобразовательной школы.
  • Формирование и приведение в действие прозрачной и эффективной, независимой от органов управления образованием государственно-общественной системы аттестации и контроля качества образования.
  • Экспериментальная отработка форм единого государственного экзамена и других форм контроля качества образования.

2. Направления деятельности учителя (обсуждение в форме “круглого стола”).

  • Технологии обучения.

Технологии обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.

Технологии:

– адаптивной системы обучения;
– полного усвоения;
– разноуровнего обучения;
– исследовательского обучения;
– игрового обучения;
– модульного обучения.

  • Учить каждого в соответствии с его способностями.
  • Пересмотр учебного плана.
  • Межпредметные связи.
  • Уточнить позиции о классе с профильным обучением:

– иметь программы по профильным предметам;
– иметь программы элективных курсов для 10-11 кл и ориентационных курсов для 9 кл.

  • Создать достаточную базу КИМ

3. Компетенции (работа с понятием, продолжение работы, начатой в ШМО).

  • Знать психологические особенности каждого ребёнка, использовать в организации учебного процесса.
  • Уметь корректировать учебную программу предмета в соответствии с учебным планом школы.
  • Расширять знания учащихся через применение межпредметных связей.
  • Овладеть умением составлять программы профильных предметов, спецкурсов, элективных курсов.
  • Изучать и использовать в образовательном процессе технологии, способствующие овладению учащимися активными способами познания.
  • Развивать навыки рефлексии.
    • Овладеть умением обобщать собственный опыт работы.
    • Научиться представлять собственный опыт коллегам.
    • Использовать возможность представления опыта работы на страницах печатных изданий.

4. Учебные программы (уточняющая справка для участников разговора).

Структура учебной программы

1. КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ЧАСТЬ, где описаны цели и задачи курса и причины создания данной программы, основная идея курса.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ отражает разделы и темы курса, этапы изучения и время, отводимое на изучение разделов, основные знания, умения, навыки, приобретаемые при изучении курса, критерии усвоения курса.

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ отражает основные методические и технологические подходы и приёмы, используемые в курсе, учебно-методическое оснащение.

4. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ отражает набор измерителей для оценки развития способностей, знаний, умений, навыков, виды и сроки (тесты, контрольные работы, практические работы др.)

Требования к программам элективных курсов

1. Выполнение общих критериев к отбору содержания учебного материала.
2. Соответствие требованиям к структуре учебной программы.
3. Актуальность, обеспечение качества образования учащихся (например, подготовка к ЕГЭ развитие профессионального самоопределения личности)
4. Новизна – разработка нового содержания или переработка известно материала, приводящая к построению системы, которая имеет определённое дидактическое назначение
5. Теоретическая значимость (приобретение учащимися новых знаний)
6. Практическая значимость (овладение новыми способами деятельности)
7. Логическая завершённость.
8. Доступность для учащихся данной возрастной категории.
9. Соответствие целей, задач, результатов содержанию курсов.
10. Мотивация учебной деятельности в рамках курса (программа содержит знания, вызывающие познавательный интерес)

Предложения проблемной группы № 1:

  1. В соответствии с новыми требованиями к содержанию образования перенести методическую учёбу в ШМО, сделать её дифференцированной, практико-деятельностной.
  2. Продолжить проведение Дней открытых дверей в рамках методических объединений с последующей рефлексией.
  3. Ввести творческие отпуска для учителей с последующим отчётом по заданной форме.

    Работа проблемной группы № 2 “Мониторинг и диагностика в образовании”

Мониторинг и диагностика в образовательном учреждении (тезисы):

Управление школой и качеством образования требует внутришкольной системы информации. Создать её возможно только на основе мониторинга.
Понятие мониторинга пришло в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг – это непрерывное слежение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам.
Педагогический мониторинг – это форма организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы; обеспечивающая непрерывное слежение за её состоянием и прогнозирование её развитие.
Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса. Мониторинг основывается на диагностике.
Диагностика в педагогике
– это анализ, самоанализ, изучение личностных и профессиональных качеств учителя, групп учителей педагогического коллектива.
При организации мониторинга необходимо учитывать ряд требований:

  • информация должна быть полной, достоверной, точной, своевременной, доступной, непрерывной;
  • информация должна быть структурированной и специфичной для каждого уровня мониторинга.

Мониторинг полезно проводить на отдельных этапах работы для получения оперативной информации и своевременной коррекции действий.
Мониторинг может быть:

  • нулевым;
  • промежуточным;
  • итоговым.

Педагогический мониторинг может осуществляться по таким направлениям:

    1. Эффективность и действенность внутришкольного управления.
    2. Состояние, эффективность и действенность инновационной работы в школе.
    3. Состояние и результативность методической работы в школе.
    4. Состояние качества преподавания и организации процесса учения.
    5. Состояние воспитательной работы.
    6. Физическое воспитание и состояние здоровья учащихся.
    7. Посещаемость.
    8. Уровень развития и состояние успеваемости, качество знаний, умений, навыков.
    9. Анализ конечных результатов функционирования.

Как рациональнее организовать мониторинг в школе?

На первом этапе:

Первый шаг – определяется объект мониторинга и направления, по которым будет вестись сбор информации ( например, объект класс и параллель, направление – качество знаний, организация учебного процесса).
Второй шаготбор критериев, по которым вы станете определять состояние объекта на начальном этапе, промежуточном, итоговом.
Последний шагвыбор инструментария (или каналов наблюдения, т. е. средств и способов получения информации о свойствах объекта).

На втором этапе – практическом, идёт сбор информации. Это можно делать при помощи наблюдения, анализа документов, посещения уроков, рейтинга, контроля ЗУН, анкетирования, тестирования, интервью, самооценки.
Этот этап требует наибольшего времени, разнообразия видов деятельности.

Третий этап – аналитический – это обработка и систематизация информации. Информацию лучше всего накапливать в форме таблиц, диаграмм, различных измерительных шкал.

Сопоставление данных мониторинга с запланированными показателями даёт возможность увидеть, насколько верными были ваши решения, поможет скорректировать, пересмотреть методы, формы, способы действия.
Мониторинг это дело не одной администрации, дело каждого учителя. Совместная деятельность поможет в течение учебного года создать базу данных. Создание такой базы необходимое условие для глубокого анализа, основание для прогнозирования дальнейшего развития школы.

В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:

  • достигаются ли цели образовательного процесса;
  • существует ли положительная динамика в развитии учащегося сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований;
  • существуют ли предпосылки для совершенствования работы преподавателя;
  • соответствует ли уровень сложности учебного материала возможностям обучающегося.

Каждый из нас не раз занимался диагностикой. Многие учителя имеют наработки диагностирования как личностных, так и учебных качеств учащихся. Некоторые виды диагностирования перестали быть действенными. (Например, составление рейтингов успеваемости, заполнение диагностической карты педагогического консилиума.)

Я предлагаю объединиться в проблемную группу “ Мониторинг и диагностика” и составить план работы на 2004-2005 уч. год.

Предложения проблемной группы № 2:

  1. В 2004–2005 учебном году создать проблемную группу “Мониторинг и диагностика”.
  2. Дополнить положение о консилиуме в 5-м классе .

    Работа проблемной группы № 3 “Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании”

“Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании” (тезисы).

Цель школы: воспитание творческой личности, стремящейся к самореализации, ответственной перед семьей, школой, обществом.

Постановка проблемы.

В работе мы постоянно сталкиваемся с противоречиями:

  • между фронтальными формами обучения и индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности ученика
  • между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения
  • настоятельной необходимостью развивать творческий потенциал личности и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.

Для решения поставленной проблемы необходимо:

  • выбрать технологии обучения и воспитания
  • систематизировать и расширять методы и формы обучения и воспитания
  • создать условия для развития способностей учащихся в самообразовании.

Приоритетные принципы обучения и воспитания.

  • Принцип модульности.
  • Определение разноуровневых дидактических целей.
  • Принцип открытости.
  • Принцип вариативности.
  • Принцип направленности обучения и воспитания.
  • Принцип успешности обучения и воспитания.

Соотношение принципов, форм, методов, методик обучения и воспитания.

    Принцип модульности – конструирование учебного материала так, чтобы он обеспечивал достижение каждой поставленной перед учеником дидактической цели;
    представление его законченным блоком;
    интегрирование материала.
    Определение разноуровневых дидактических целей организация и управление деятельностью учащихся по целеполаганию, мотивации и определению темы занятия, которое реализуется на практике различными путями. Принцип открытости понимается как возможность учеником самостоятельно углублять , дополнять полученный материал. Принцип вариативности возможность использования различных программ, методик, элективных курсов, учебников и др. Принцип направленности обучения и воспитания на развитие личности ученика осуществляется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля учебной деятельности. Принцип успешности обучения означает собственный успех каждого школьника.

    Формы и методы работы

    лекционно-семинарская система в старших классах 1 урок – совместно с учителем формируют проблемный вопрос;

    2 урок – учащиеся выходят на постановку целей, анализируя домашнее задание;

    3 урок – учащиеся по наводящим вопросам “Что? Как? Где и т.д.” выявляют закономерности и решают проблемы.

    опорные конспекты, схемы.

    социальное проектирование.

      образовательная траектория ученика;

    система ДО.

    рейтинговая система;

    благодарности;

    посильные поручения.

Предложение проблемной группы № 3: классным руководителям и учителям-предметникам постоянно использовать в работе рекомендации педконсилиумов по данному классу.