Программа психологической помощи школьникам классов коррекционно-развивающего обучения "Релаксация — Коррекция — Развитие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Программа "Релаксация-Коррекция-Развитие" рассчитана на восемь лет занятий с детьми со 2-го по 9-й класс коррекционно-развивающего обучения.

Объем программы составляет 648 часов в год. Занятия проводятся в классных комнатах и в кабинете релаксации.

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Расписание строится из расчета 1 групповое и 2 индивидуальных занятий на один класс в неделю. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

Цель программы: сохранение психического и физического здоровья, социализация, нравственное становление личности детей классов коррекционно-развивающего обучения.

Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  • активация познавательной деятельности учащихся;
  • повышения уровня их умственного развития;
  • нормализация учебной деятельности;
  • коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
  • социально-трудовая адаптация.

Начальная школа:

Основной целью программы начальной школы КРО является оказание помощи детям в адаптации к школе. Данная цель требует решения ряда задач:

  • развитие эмоциональной регуляции поведения детей;
  • предупреждение и снижение тревожности и страхов;
  • повышение уверенности в себе

К концу обучения в начальной школе подразумевается сформированность определенного уровня:

  • знаний и представлений об окружающем мире;
  • умственных операций, действий и навыков;
  • речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказываниям и элементами монологической речи;
  • познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации;
  • регуляции поведения.

Тематический план программы “Р-К-Р” для 2-го класса (первый год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол. часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы 2
3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 2. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки

5-6 Такие разные настроения. 2
7-8 Как справиться с плохим настроением? 2
9-10 Как стать уверенным в себе. 2
11 Как делать выбор. 1
12-13 Как добиваться успеха. 2
14 Трудное слово “нет” 1
15 Чем мы отличаемся друг от друга. 1
16 Учимся говорить себе “стоп” 1
17 Как победить свой страх. 1
18 Подведение итогов 1

Раздел 3. Релаксационные занятия.

19-21 Релаксация с помощью музыки. 3
22-23 Релаксация с помощью лепки. 2
24-25 Рисуночная релаксация. 2
26-28 Релаксационные игры. 3
29-30 Релаксация с помощью ароматов. 2
31-32 Способы саморегуляции. 2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы 2
35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми 35
  Индивидуальные консультации для родителей. 5
  Индивидуальные консультации для педагогов. 5
  ИТОГО 81

Тематический план программы “Р-К-Р” для 3-го класса (второй год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол.часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы 2
3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 2. Развитие познавательной сферы учащихся

5 Диагностико-мотивирущие упражнения на внимание и игры и упражнения на развитие объема внимания. 1
6 Игры и упражнения на развитие устойчивости и концентрации внимания. 1
7 Игры и упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание и произвольности внимания. 1
8 Диагностико-мотивирущие упражнения на память и игры и упражнения на развитие точности запоминания. 1
9 Игры и упражнения на использование приёмов запоминания. 1
10 Развитие логической и механической памяти. 1
11 Игры-загадки. Развитие операций анализа, синтеза, сравнения 1
12 Игры и упражнения на развитие обобщения. 1
13 Игры и упражнения на развитие умения устанавливать следственные связи. 1
14 Игры и упражнения на нахождение сходства и различия 1
15 Игры и упражнения, придуманные детьми 1
16 Развитие фантазии. Сочинение сказок. 1
17 Рисунки сказочных домов. Проект “Школа моей мечты” 1
18

Соединяем соединимое.

1

Раздел 3. Релаксационные занятия.

19-21 Релаксация с помощью музыки. 3
22-23 Релаксация с помощью лепки. 2
24-25 Рисуночная релаксация. 2
26-28 Релаксационные игры. 3
29-30 Релаксация с помощью ароматов. 2
31-32 Способы саморегуляции. 2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы 2
35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми 35
  Индивидуальные консультации для родителей. 5
  Индивидуальные консультации для педагогов. 5
  ИТОГО 81

Тематический план программы “Р-К-Р” для 4-го класса (третий год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол. часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы 2
3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 2. Обучение навыкам культуры поведения

5-6 Зачем нужен этикет. 2
7-8 Приветствия 2
9-10 Умение вести беседу 2
11-12 Телефонный - разговор 2
13-14 В театре 2
15-16 Принимаем гостей 2
17-18 чаепитие 2
  Раздел 3. Релаксационные занятия.  
19-21 Релаксация с помощью музыки. 3
22-23 Релаксация с помощью лепки. 2
24-25 Рисуночная релаксация. 2
26-28 Релаксационные игры. 3
29-30 Релаксация с помощью ароматов. 2
31-32 Способы саморегуляции. 2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы 2
35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

 
  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми 35
  Индивидуальные консультации для родителей. 5
  Индивидуальные консультации для педагогов. 5
  ИТОГО 81

5–7 классы коррекционно-развивающего обучения:

Цель работы психолога с учащимися 5–7 классов - личностное развитие и межличностные отношения ребят.

Задачи:

  • Развитие эмоционально-личностной сферы детей;
  • Формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

К концу обучения в 7-м классе у учащихся подразумевается сформированность определенного уровня:

  • Умение конструктивным способом выходить из конфликтных ситуаций;
  • Умение слушать других людей;
  • Владение приемлемыми способами разрядки гнева и агрессивности;
  • Владение способами внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
  • Сформированность позитивной моральной позиции.

Тематический план программы “Р-К-Р” для 5-го класса (четвёртый год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол. часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы 2
3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 2. Развитие самопознания и рефлексии

5-6 Общение в жизни человека 2
7-8 Зачем нужно знать себя. 2
9-10 Я глазами других 2
11-12 Самооценка 2
13-14 Мои внутренние и мои внутренние враги 2
15-16 “Ярмарка” достоинств 2
17-18 Ищу друга 2
  Раздел 3. Релаксационные занятия.  
19-21 Релаксация с помощью музыки. 3
22-23 Релаксация с помощью лепки. 2
24-25 Рисуночная релаксация. 2
26-28 Релаксационные игры. 3
29-30 Релаксация с помощью ароматов. 2
31-32 Способы саморегуляции. 2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы 2
35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми 35
  Индивидуальные консультации для родителей. 5
  Индивидуальные консультации для педагогов. 5
  ИТОГО 81

Тематический план программы для 6-го класса (пятый год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол.часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы 2
3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 2. Обучение навыкам разрешения проблем и конфликтов

5-6 Почему люди ссорятся? 2
7-8 Барьеры общения 2
9-10 Предотвращение конфликта 2
11-12 Учимся слушать друг друга 2
13-14 Уверенное и неуверенное поведение 2
15-16 Нужна ли агрессия 2
17-18 Пойми меня 2

Раздел 3. Релаксационные занятия.

19-21 Релаксация с помощью музыки. 3
22-23 Релаксация с помощью лепки. 2
24-25 Рисуночная релаксация. 2
26-28 Релаксационные игры. 3
29-30 Релаксация с помощью ароматов. 2
31-32 Способы саморегуляции. 2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы 2
35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми 35
  Индивидуальные консультации для родителей. 5
  Индивидуальные консультации для педагогов. 5
  ИТОГО 81

Тематический план программы “Р-К-Р” для 7-го класса (шестой год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол.часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы 2
3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 2. Обучение навыкам конструктивного общения

5-6 Мои проблемы 2
7-8 Обиды 2
9-10 Критика 2
11-12 Комплименты или лесть 2
13-14 Груз привычек 2
15-16 Азбука перемен 2
17-18 Вежливость 2
Раздел 3. Релаксационные занятия.
19-21 Релаксация с помощью музыки. 3
22-23 Релаксация с помощью лепки. 2
24-25 Рисуночная релаксация. 2
26-28 Релаксационные игры. 3
29-30 Релаксация с помощью ароматов. 2
31-32 Способы саморегуляции. 2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы 2
35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы 2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми 35
  Индивидуальные консультации для родителей. 5
  Индивидуальные консультации для педагогов. 5
  ИТОГО 81

8 и 9 классы коррекционно-развивающего обучения:

Цель работы психолога с учащимися 8 и 9 классов - активация самопознания подростков и размышлений о собственных возможностях.

Задачи:

  • Воспитание чувства ответственности за качественное выполнение работы или определенного задания;
  • Формирование умений решать технические, технологические, экономические, экологические задачи, способствующие развитию техникотехнологического и экономического мышления, творческих способностей, осознанному выбору профессиональной деятельности;
  • Побуждение к сознательному выбору профессии.

К концу обучения в 9-м классе ребята должны понимать, что каждый человек в праве рассчитывать на построение своей уникальной жизни, которая не ущемляет права других и позволяет “быть самим собой в обществе равных”.

Тематический план программы “Р-К-Р” для 8-го класса (седьмой год обучения)

№ зан.

Тема занятия

Кол. часов

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы

2

3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы

2

Раздел 2. Игровые психологические тренинги

5 Представь, что ты это можешь.

1

6 Мир чувств.

1

7 Сочинение историй с помощью игральных карт

1

8-9 Совершенствование коммуникативных возможностей

2

10 До и после

1

11 Страшные сны.

1

12 Человек-чулок.

1

13-14 Гадалка.

2

15 Групповое строительство

1

16 Ранние воспоминания в рисунке.

1

17 Книжка моего детства.

1

18 Психотерапевт внутри

1

Раздел 3. Релаксационные занятия.

19-21 Релаксация с помощью музыки.

3

22-23 Релаксация с помощью лепки.

2

24-25 Рисуночная релаксация.

2

26-28 Релаксационные игры.

3

29-30 Релаксация с помощью ароматов.

2

31-32 Способы саморегуляции.

2

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы

2

35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы

2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми

35

  Индивидуальные консультации для родителей.

5

  Индивидуальные консультации для педагогов.

5

  ИТОГО

81

Тематический план программы “Р-К-Р” для 9-го класса (восьмой год обучения)

№ зан

Тема занятия

Кол час

Раздел 1. Диагностика.

1-2 Диагностика познавательной сферы

2

3-4 Диагностика эмоционально-личностной сферы

2

Раздел 2. Помощь подросткам в проф. самоопределении

5-6 Кем быть. Мир профессий.

2

7 Профессия и специальность.

1

8-9 Анализ профессий. Цепочка профессий.

2

10-11 Интересы и способности. Тест интересов

2

12-13 Мои предпочтения. Мои способности.

2

14-15 Особенности внимания. Память и ее значение.

2

16-17 Мышление и его особенности. Профессия и творчество

2

18-19 Темперамент и профессия. Характер и эмоции

2

20 Что спрятано за новым названием

1

21 Карьера.

1

22-23 Будь готов!

2

24-25 Перекресток

2

26 Звездный час

1

27 Взгляд в будущее

1

28 Итоговая игра “Перспектива”

1

Раздел 3. Релаксационные занятия.

29-32 Релаксация с помощью музыки.

4

Раздел 4. Проверка эффективности работы по программе.

33-34 Диагностика познавательной сферы

2

35-36 Диагностика эмоционально-личностной сферы

2

Раздел 5. Индивидуальные консультации

  Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия с детьми

35

  Индивидуальные консультации для родителей.

5

  Индивидуальные консультации для педагогов.

5

  ИТОГО

81

Представленная мною модель психологической помощи детям с трудностями в обучении позволяет утверждать, что только целенаправленная и систематическая коррекционно-развивающая деятельность психологической службы может помочь детям, имеющим слабо выраженные отклонения в развитии.

7.10.2005