Музыкально-педагогическая концепция «Развитие музыкальной личности»

Разделы: Музыка


Мир вступил в новый век. Каким ему быть? Во многом зависит от нас, педагогов, воспитателей, родителей и тех основ, которые мы заложим в сознание детей – будущих созидателей новой жизни. От этих основ будет зависеть все духовное и материальное благосостояние государства и общества. Ведь каков человек и его деятельность, таков и мир, который он создает.

Многие проблемы нашей жизни связаны с бездуховной, безнравственной, невежественной, а, следовательно, разрушительной деятельностью человека, непосредственно вытекают из проблем культуры. Поэтому в деле образования и воспитания подрастающего поколения вопросы культуры должны стоять на первом месте. Для последних лет характерно разрастание сети школ с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, а также альтернативной системы образования (лицеев, гимназий, колледжей, частных школ и т.д.) , где в учебный план включаются музыка, МХК, хореография, сценическое искусство.

Ведь человек, увлеченный искусством - личность, умеющая оценить общечеловеческие ценности, умеющая высказывать свое мнение, любящая свою Родину.

А если человек не раскрывает свои творческие способности, то он ищет свое воплощение в “теневой” стороне жизни:

…Сев верхом, нищий насмерть загонит коня…(У. Шекспир “Генрих IV” д.3)

И нищий духом загонит, как коня, свою судьбу, и других не пощадит. Где же выход? В чем? В ком?

В общеобразовательной школе c преподаванием предметов музыкально-эстетического цикла. Главная цель нашей школы – воспитание человека культуры. Она отвечает важнейшей задаче музыкального образования в современной школе - формирование нравственно-эстетических качеств личности юного гражданина и патриота России.

Основными задачами работы музыкального отделения нашей школы являются:

  • выявление и развитие задатков и способностей детей;
  • выработка качеств личности и деятельности, обуславливающих проявление творчества в любом деле;
  • личностно-ориентированный подход и создание условий для самовыражения;
  • отбор в процессе обучения детей, способных к продолжению профессионального обучения.

Как педагог сольфеджио я добавляю: развитие музыкально-творческой личности, где выделяю цель сольфеджио-развитие музыкального слуха, т. е. развитие общей музыкальности, кругозора, музыкального мышления и творческой инициативы.

Сольфеджио - дисциплина практическая, предполагающая выработку в первую очередь ряда практических навыков. Если раньше занятия по сольфеджио состояли в основном из пения по нотам, то в настоящее время в содержание курса вошли и другие формы работы, способствующие воспитанию и развитию музыкального слуха: анализ на слух, диктант, интонационные упражнения, музыкально-ритмические упражнения, чтение с листа.

Исходя из утверждения о важности формирования нравственно-эстетических качеств личности, в задачу курса сольфеджио вводится не только обучение различным знаниям и навыкам, но и воспитание музыкального вкуса, любви к музыке, творческого отношения к ней.

Поэтому в своей работе я ставлю следующие задачи:

  1. способствовать развитию общей музыкальности и творческого отношения к музыке;
  2. развивать равномерно все стороны музыкального слуха, как основу для практических навыков (чтение и записи музыки);
  3. применяя принцип единства обучения и воспитания, использовать метод осознанности обучения и развития мышления и самостоятельности;
  4. опираясь на тесную связь со всеми музыкальными дисциплинами, развивать слух на лучших образцах классической и современной музыкальной литературы, на народных песнях.

Также я предусматриваю и решаю проблему регионального национального образования, путем использования в работе башкирской музыкальной литературы, т. к. башкирская музыка (народная и композиторская) в примерах для слушания и сольфеджирования используется мною для приобщения к истокам национальной культуры, накопления слуховых впечатлений. Непосредственное интонирование мелодий позволит учащимся лучше понять красоту и богатство колорита башкирской музыки.

В своей работе применяю приемы, заимствованные из многих методик.

- Это “интервальная система”. Где в качестве тренировочных упражнений используются тональные секвенции, где интервал изучается по ступеневой величине, а заучивается по начальным мотивам знакомых песен.

- Близко к “интервальной системе” стоят системы, основанные на изучении ступеней мажорной и минорной гаммы в разных тональностях. Это особенно ясно и наглядно разработано в болгарской лесенке “столбице”.

I
VII
VI
V
IV
III
II
I
VII
VI
V

- Близко к “столбице” стоит частично используемый мной “мануальный” метод, где движения рук в пространстве изображают ступени лада. Используя “столбицу” и “мануальную” систему, мои ученики быстро овладевают навыком чтения рисунка диатонической мелодии на любой высоте.

- На начальном этапе музыкального воспитания я использую пособие Н. Ветлу-гиной, где сочетается образно-слуховое восприятие, элементы игры и движения с изучением основ музыкального языка, “Музыкальный букварь” Е. Леонтьевой, “Учебник по музыке и творчеству” Е. Юдиной, работы Л. Виноградова по простейшему музицированию, “Фонопедический метод развития голоса” В. Емельянова. Таким образом, в первом классе мною применяется “Комплексная методика музыкального развития школьников”, где отводится место и хоровому пению.

Программа по сольфеджио предполагает использование основных видов музыкальной деятельности учащихся на уроке: слушание музыки, анализ на слух, интонационные упражнения, пение, чтение с листа, изучение нотной грамоты, музыкально-ритмические упражнения. Однако можно расширить этот список: размышления по поводу услышанной музыки, импровизации (вокальные, ритмические, пластические) , творческие задания, рисунки на темы полюбившихся музыкальных произведений - все эти формы способствуют развитию ученика- личности.

На некоторых формах остановлюсь подробнее.

Итак, разнообразные ИНТОНАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ применяются для накопления учащимися внутренних слуховых впечатлений, они являются как бы гимнастикой слуха. Упражнения помогают узнавать элементы пения при анализе на слух, при записи диктантов. Но основная их цель – создать базу для воспитания навыка чтения с листа.

Чтобы достичь прочности усвоения интонационных упражнений, сначала мы их слушаем, затем поем хором всем классом и лишь после этого учащиеся поют упражнения отдельно.

Формы исполнения упражнений могут быть самыми разными: пение хором, группами, индивидуально, “цепочкой”, чередуя пропевание вслух и про себя, сольфеджируя (на гласные, на слоги) , с закрытым ртом, с текстом и т. д.

Что мы поем?

  1. Здороваемся мы пением – это несколько моделей интонационных упражнений (по различным звукам, аккордам);
  2. Интервалы и их разрешения вверх и вниз;
  3. Аккорды пропеваем во всех возможных комбинациях.(подряд все звуки, арпеджио, ломаные арпеджио).

 Материалом для интонационных упражнений могут быть также тетрахорды, гаммы, попевки, секвенции, настройки, песни. В процессе пения упражнений я меняю темп и штрихи (легато, стаккато) , чтобы, создавая дополнительные трудности, способствовать лучшему усвоению и преодолеть монотонность в исполнении, сохранить интерес.

Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков. В течение урока нужно следить за качеством пения. Любое упражнение, а тем более примеры по сольфеджио, должны быть не только точно проинтонированны, но и красиво исполнены. Правильное пение всегда красиво, поэтому на уроках я стараюсь воспитывать вокальный вкус учащихся. Учу их слышать, оценивать качество пения, замечать недостатки и исправлять их, т. е. воспитываю еще и внимание и самоконтроль. Ведь работа над чистотой интонирования имеет, как я уже говорила, конечной целью чтение с листа, исполнение вокальных, хоровых, инструментальных произведений, иначе – воспроизведение голосом музыкальных произведений не только на сольфеджио, но и на других музыкальных дисциплинах.

При ЧТЕНИИ С ЛИСТА в коре головного мозга происходит сложный процесс: “вижу – понимаю – мысленно представляю – пою”, т. е. идет мыслительный процесс. Сухомлинский говорил: “Чтение – один из истоков мышления и умственного развития”.

Именно в процессе чтения нот с листа проявляются некоторые дидактические принципы развивающего обучения:

  1. Увеличение объема используемого в учении материала;
  2. Ускорение темпов его прохождения.

 Стимулируя творческую фантазию учащихся, я предлагаю им на уроке сочинить мелодию на заданный ритм и затем пропеть ее с названием нот, не записывая.

Также важно использовать как можно больше разных форм чтения с листа – подготовительные упражнения, разучивания и тренировки, собственно чтение с листа. Приемы также очень разнообразны, перечислю часто употребляемые мной:

  • чтение (называние) записанных нот;
  • по нотному тексту, не пропевая, найти знакомую песню;
  • допевание концов фраз с названием нот;
  • пение в различных темпах выученного примера;
  • пение с транспозицией;
  • пение вслух и про себя;
  • пение всей группой;
  • пение “цепочкой”;
  • пение индивидуально;
  • пение на слоги и с текстом.

Важной формой работы на уроке сольфеджио является АНАЛИЗ НА СЛУХ.

Почему?

Ребенок должен осознавать звучащую музыку, т.к. слышание всех элементов музыкального языка, их осознание и запоминание лежит в основе всего обучения музыке. Анализ на слух способствует развитию и укреплению памяти. В практике преподавания я применяю больше определение на слух элементов музыкального языка, и в качестве материала для анализа на слух использую: звукоряды, гаммы, интервалы и “цепочки” из них, аккорды, последовательности аккордов, модуляции.

Хотя данный раздел работы – определение на слух элементов, не ставит своей задачей осознание музыкального целого, все же лучше насыщать его “музыкой”. Это проявляется в манере исполнения: цепочка интервалов или аккордов оформляется в метроритмическом отношении или берется пример многоголосной песни. Иначе анализ на слух не будет служить главной задаче – воспитанию осознанного восприятия музыки.

Музыка для ребенка начинается с движения, с ритмической организации человеческого тела. Под движением я понимаю не только способность маршировать, танцевать, отстукивать ритм музыки, но жевать язык, щеки, двигать губами, дуть, лаять, говорить разные тексты. Поэтому на уроках в подготовительном классе использую артикуляционную гимнастику и упражнения доречевой коммуникации (см. раздел “Разработки уроков”) . Далее ходьбу, хлопки, дирижирование, исполнение и сочинение ритмических диктантов, игру на шумовых инструментах – все эти виды деятельности способствуют развитию ЧУВСТВА РИТМА. Навык игры в “шумовом” оркестре пригодится ребенку на занятиях оркестра и хора, т. к. учащиеся должны исполнять свою партию и четко вливаться в общее звучание.

Наиболее полной формой анализа слышимого является запись музыки – МУЗЫКАЛЬНЫЙ ДИКТАНТ.

В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности:

  1. Мышление, обеспечивающее осознание слышимого;
  2. Память, дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое;
  3. Внутренний слух, способность мысленно слышать, представлять ритм и другие элементы.

При работе над диктантом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Помимо общеклассных замечаний, можно давать советы, задания, необходимые для того или иного учащегося.

На уроке я использую различные формы написания диктантов. Это важно, потому что некоторые дети негативно относятся к написанию диктантов и моя задача – привлечь внимание, увлечь процессом записи музыки:

  1. Упражнения в графической записи линии мелодии, например – фиксация звуков горизонтальными черточками;нения
  2. Ритмическое оформление записанных на доске нот;
  3. На начальном этапе обучения – фиксацию разных длительностей, составляющих знакомую мелодию. Например - длинная нота – длинная линия, короткая нота – короткая линия;
  4. “Незнайкин” диктант – диктант с “ошибками” - исправление ошибок в написанном тексте;
  5. “Самодиктант” или запись знакомой музыки;
  6. Традиционный диктант.

Все эти формы работы находят применение на уроке, т. к. урок в моей деятельности является основной формой учебно-воспитательного процесса. Наряду с традиционными уроками я провожу:

  1. Уроки-путешествия, например: “В царстве королевы Гармонии”, “На балу у королевы Гармонии” (песня, танец, марш) , “Приключения в царстве Звукляндии”;
  2. Уроки-викторины, уроки-концерты;
  3. Уроки-состязания обычно проходят как обобщающие или контрольные.

Участие детей в таких уроках способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

В современной школе все большее значение приобретают различные формы эстетического воспитания детей во внеурочное время. Я использую форму концерта- беседы и музыкального вечера при работе в среднем и старшем звеньях школы. Задача “музыкальных вечеров” - раскрыть музыку, как одно из проявлений человеческого гения, показать ее как часть жизни людей, раскрыть жизненные многообразные связи музыки, словом, говорить о музыке, как о большой и ценной части жизни любого человека.

Все формы работы на уроке продолжаются дома, так как планомерная ежедневная работа дает хорошие результаты. Конечно же, все, чем мы занимаемся на уроке и дома, должно научить ребенка учится, сформировать мотив учебной деятельности.

Все, чем я занимаюсь с детьми, думаю, способствует развитию МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной, владеющей навыками пения, игры на инструменте, записи музыки, не растерявшей доброты и сострадания.

 

Обобщая вышеизложенное, перспективу своей музыкально-педагогической деятельности вижу:

  1. в разработке подхода преемственности в системе музыкального образования детей на уроке сольфеджио;
  2. в развитии творческих способностей детей через синтез различных видов музыкальной деятельности;
  3. в целенаправленном использовании традиций национальной музыкальной культуры на уроках и внеклассных мероприятиях.

Конечно, я еще многому учусь сама, и мне хочется сделать правильный выбор:

Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!

 Литература:

1) Алпарова Н.Н. и др. “Музыкально – игровой материал для младших школьников “На лугу”. – М.: Владос 1990

2) Апраксина О.А. Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе/ под ред. Белобородовой В.К. – М.:Музыка 1971

3) Ахияров К. Ш. Кашапова Л.М. Национальная музыкальная культура в школе: теория и практика: монография – Уфа 1998

4) Виноградов Л. Раскрыть музыку в ее целостности “Искусство в школе” №5 1994

5) Ветлугина “Музыкальный букварь” - М.: Музыка, 1997

Вопросы методики воспитания слуха: Сб. статей под ред. А. Л. Островского Л. 1967

6) Выготский Л. С. Психология искусства М.: Педагогика 1987

7) Давыдова Е. В. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка 1986;

8) Закон об образовании Российской Федерации и Республики Башкортостан;

9) Зимина А. Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. - М.: Владос 2000

10) Картавцева М. В. Развитие музыкальных способностей на уроках сольфеджио / Методические рекомендации для преподавателей ДМШ. М. 1989

11) Кашапова Л. М. Музыкальное образование и современная школа. Вып. 1. Уфа: БИРО, 2000

12) Кочеткова И. Н. “Парадоксальная гимнастика Стрельниковой” - М.: “Советский спорт” , 1989

13) Кленов А. С. “Там, где музыка живет”. – М.: Педагогика – Пресс, 1994

14) Леонтьева Е. А. “Музыкальная азбука”. – Саратов, 1999

15) Металлиди Ж. Перцовская А. “Мы играем, сочиняем и поем” Сольфеджио для 1-го, 2- го класса ДМШ

16) Немов Р. С. Психология кн. 2 - М. :Владос 2000

17) Развитие творческой активности младших школьников в условиях комплексного воздействия искусств / методические рекомендации для учителей Сост.Кечкина И. Г., Аронина А. И.-Куйбышев 1991

18) Теплов Б. М. Психология М. 1953

19) Царева Н. А. “Уроки госпожи мелодии” 1 класс ДМШ. – М.: РОСМЭН – Пресс, 2001

20) Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей: научно- методическое пособие 2- е издание.- М. Флинта: Наука 1999

21) Шайхутдинова Д. И. Одноголосное сольфеджио в 2 частях - Уфа 1995

22) Юдина Е. И. “Мой первый учебник по музыка и творчеству”. – М.: Аквариум , 1997