Математический КВН для 6-го класса

Разделы: Математика, Внеклассная работа


КВН – конкурс веселых и находчивых, достаточно распространенный среди мероприятий по математике и интересен учащимся всех возрастов. КВН – это игра и веселое эстрадное представление. Само название данной формы внеклассной работы определило, что этому мероприятию присущ дух соревнования, а задача организаторов сделать его задорным состязанием команд одного класса, параллельных классов школы или команд даже разных школ.

Нужно придавать большое значение организационным моментам, которые встают в период подготовки и проведения КВНа, это:

количественный состав команд, оформление команд;

оформление помещения;

счетная комиссия, ее состав, обязанности;

состав жюри и порядок его работы;

система оценок каждого конкурса;

оформление итогов конкурса.

На всех моментах мы останавливаться не будем, а представим некоторые из них.

1. Эмблемы, которые придумали шестиклассники (Рисунок 1).

Заметим, что капитан 6-А класса “СУП” расшифровал так: “С улыбкой проиграем, с улыбкой победим!”.

2. Оформление итогов конкурсов (Рисунок 2). Оповещение команд и зрителей о ходе КВНа будет способствовать поднятию духа соперничества, а члены команд будут видеть количественную сторону своего участия в КВНе.

Примеры оформления итогов одной команды таковы. На рисунке “а” изображены футбольные ворота. Каждый мяч с цифрой соответствует оценке определенного конкурса какой-то команды. Сколько всего конкурсов, столько и должно быть мячей. На рисунке “б” цифра на большом мяче, который можно расположить или над воротами, или рядом с эмблемой, означает общий итог команды за несколько прошедших конкурсов.

3. Содержание одного из КВНов, проводимых в шестых классах.

Слова ведущих на открытии КВНа.

I ведущий:

Наш праздничный зал
От лиц засиял
В соревнованиях ныне
Ареной он стал.
Огни КВНа
Как звезды горят,
Команды на старте
Готовы стоят.

II ведущий:

Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо летать,
Надо многое знать,
Надо много решать,
На уроках не спать,
У доски отвечать.
Вы запомните-ка:
Ведь везде нужна она –
Наша математика.

I ведущий:

Ты названа главою всех наук,
Без математики мы ныне как без рук,
По жизни вместе мы идем
И очень радостно живем.

II ведущий:

Пусть будут веселыми лица у всех,
Девиз КВНа – это юмор и смех!

I. Представление команд (5 баллов).

Команды выходят на сцену и показывают:

1. Форму.

2. Эмблему.

3. Название команды.

4. Приветствие жюри, сопернику, болельщикам.

II. Разминка (5 баллов).

I команда.

1. Перед вами из спичек составлено неверное тождество (Рисунок 3). Как исправить это тождество, если можно переставить лишь одну спичку?

Ответ: (Рисунок 4).

2. Какое слово лишнее в следующем перечне: скорость, время, путь, площадь, метр, секунда?

Ответ: площадь.

3. Как разделить число 1888 пополам, чтобы получить 1000?

Ответ: провести горизонтальную черту посредине числа 1888.

II команда.

1. Перед вами стоят шесть стаканов в ряд, первые три пустые, остальные – с водой. Как, не переставляя стаканы, получить такой порядок, чтобы стаканы с водой чередовались?

Ответ: берем пятый стакан, переливаем его во второй и пустым ставим на место.

2. Положено пять спичек (Рисунок 5). Как прибавить к ним еще пять спичек, чтобы получить три?

Ответ: (Рисунок 6).

3. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий.

Ответ: написать это число, а затем повернуть бумажку “вверх ногами”. Получим 999.

III. Выездное задание (5 баллов).

Вызываются по 2 человека от команды. Выполнить следующее задание: “Пойти туда - не знаю куда, принести то, не знаю что, но что-то с математическим уклоном. Доказать это”. На это – 25 минут.

IV. Конкурс капитанов (5 баллов).

Капитаны одновременно получают задания:

1. Что можно сказать о длине данных отрезков (Рисунок 7)?

Ответ: левый отрезок равен правому.

2. Машина проехала от одного населенного пункта до другого столько километров, сколько минут она ехала. Какова скорость этой машины в час?

Ответ: 60 км/ч.

3. В одном из классов школы 26 учеников. Можно ли утверждать, что в этом классе найдутся хотя бы два ученика, фамилии которых начинаются с одной и той же буквы?

Ответ: да.

4. Напишите наименьшее трехзначное число, кратное 3, так, чтобы первая цифра его была 7.

Ответ: 702.

V. Конкурс поэтов.

Вызываются по одному поэту из каждой команды. Из слов “задача”, “решение”, “ответ”, “оценка” составить четверостишье.

VI. Вопросы командам (5 баллов).

1. Кто быстрее даст ответ.

Одного человека спросили: “Сколько Вам лет?”. Он ответил: “Возьмите трижды мои годы через три года да отнимите трижды мои годы три года назад. Получатся мои годы”. Сколько ему лет?

Решение: X – искомое число лет, (Х+3) – возраст спустя 3 года,

(Х – 3) – возраст 3 года назад.

Имеем уравнение: 3(Х+3) – 3(Х – 3) = X, X = 18.

Ответ: 18.

2. Задание дается обеим командам сразу:

1 команде. Разделить круглый циферблат часов так на 6 частей, чтобы в каждой части находилось 2 числа, причем, суммы этих двух чисел в каждой из шести частей были бы равны между собой.

Ответ: (Рисунок 8).

2 команде. Разделить круглый циферблат часов двумя прямыми линиями на 3 части так, чтобы, сложив числа в каждой части, получить одинаковые суммы.

Ответ: (Рисунок 9).

3. Кто быстрее сообразит.

В полдень из Москвы в Тулу выходит автобус с пассажирами. Часом позже из Тулы в Москву выезжает велосипедист и едет по тому же шоссе, но, конечно, медленнее, чем автобус. Когда пассажиры автобуса и велосипедист встретятся, то кто из них будет дальше от Москвы?

Ответ: встретившись, они находятся в одном месте и, следовательно, на одинаковом расстоянии от Москвы.

VII. Конкурс болельщиков (5 баллов).

Общие задания:

1. Кто назовет пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел месяца, не называя дней недели?

Ответ: позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.

2. Помогите ослу (Рисунок 10).

Вид огорченный у осла:
Сложил он верно 3 числа.
Вдруг 8, 7, 1, 3, 5
Решили выйти погулять.
Задача вовсе не проста:
Найди в примере их места.

Ответ:

Задания для каждой группы болельщиков:

Для первой: назвать два таких числа, чтобы их произведение равнялось 17 и их частное то же равнялось бы 17.

Ответ: 17 и 1.

Для второй: назвать два таких числа, сумма и разность которых равнялась бы одному и тому же числу 3.

Ответ: 3 и 0.

VIII. Конкурс “Ты – мне, я – тебе”.

(5 баллов).

IX. Домашнее задание (5 баллов).

X. Подведение итогов, награждение.

4. Некоторые размышления о тех заданиях, которые участники КВНа готовят заранее. Подготовка учащихся к КВНу решает много задач и, в частности, приобщение учащихся к чтению специальной литературы. В структуре этого мероприятия есть конкурсы, которые мы назвали “Ты – мне, я – тебе” и “Домашнее задание”. Их выполнение можно организовать так, что учащимся будет необходимо разыскивать, читать хотя бы выборочно рекомендованные темы по указанным книгам, подготовить ответ на поставленный или поставленные вопросы. Далее, используя добытые знания, передать их тем, кто смотрит КВН, может не в совсем обычной только словесной форме, а через “живые” картинки, инсценировки и т.д.

Примеры для конкурса “Ты – мне, я – тебе”:

Вычисли устно: 7 · 64 · 125.

Ответ: 56000.

Волк: “Число 42 делю на число в, получаю в частном в и в остатке тоже в. На какое число я делю 42?”. В чем ошибка Волка? На какое число он делил 42?

Ответ: в = 6.

Разность двух чисел 53. Если у большего (двузначного) числа зачеркнуть цифру единиц, равную 8, то получится меньшее число. Найдите эти числа.

Ответ: 58; 5.

Число разделили на 5, в частном получили 6 и остаток на 4 меньше частного. Какое число делили на 5?

Ответ: 32.

Почему мы так говорим: “остаться на бобах”, “сводить счеты”, “сбросить со счета”, “знать как свои пять пальцев”?

Кто такой Магницкий и почему у него такая фамилия?

Примеры “Домашних заданий” для шестиклассников:

1. Три минуты о тайнописи (Рисунок 11).

Как оно представлено.

Один древний царь, например, обрил голову гонца, написал на ней послание и отослал к своему союзнику гонца лишь тогда, когда волосы на его голове отросли.

Развитие химии дало более удобное средство: симпатические чернила, записи которыми не видны до тех пор, пока бумагу не нагреют или обработают каким-нибудь химикатом.

2. Математика и сказание о потопе.

3. Провести фокус и дать его математическое обоснование:

1). “Задумайте число, умножьте его на 2, прибавьте 9, умножьте полученную сумму на 5, отнимите 3”. Все это говорит представитель одной из команд, а теперь он просит назвать полученные результаты и отгадывает задуманные числа.

Обоснование. Если х – задуманное число, то число, полученное после всех преобразований равно (2х + 9) · 5 – 3 = 10х + 42. Чтобы отгадать задуманное число, надо от результата, который получил каждый ученик, отнять 42, а тогда число десятков и есть задуманное число.

2) “Задумайте число (натуральное), прибавьте к нему следующее за ним по порядку, добавьте к результату 9, разделите на 2, вычтите задуманное число. А теперь я знаю, сколько у вас получилось!” – “Сколько?” – “5!”.

Обоснование. Пусть а – задуманное число, тогда

а + (а + 1) + 9 = 2а + 10;

(2а + 10) : 2 = а + 5;

а + 5 – а = 5,

т. е. независимо от задуманного числа ответ всегда 5.

Разгадать ребус (Рисунок 12).

а) Заменить буквы цифрами так, чтобы получились верные равенства, при этом одинаковым буквам должны соответствовать одинаковые цифры, разным – разные.

б) Придумать сценку (действие происходит на уроке или в кругу друзей) о том, как трудились над полученным заданием и представить ответ.

Пример сценки представленный командой (Рисунок 13).

Заметим, что два человечка (множители) в а) уходят. Их место занимают другие, получаем б), затем в), г), д).

Используемая литература:

  1. Грицаенко, Н.П. Ну-ка реши!: кн. для учащихся / Н.П. Грицаенко. – М: Просвещение, 1998. – 192 с.
  2. Депман, И.Я. Мир чисел / И.Я. Депман. – Л.: Детская литература, 1975. – 71 с.
  3. Зубелевич, Г.И. Занятия математического кружка в 4 классе: пособие для учителей / Г.И. Зубелевич. – М.: Просвещение, 1980. – 79 с.
  4. Игнатьев, Е.И. В царстве смекалки, или Арифметика для всех / Е.И. Игнатьев. – Ростов-на-Дону, 1995. – 616 с.
  5. Кострикина, Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов: кн. для учителя / Н.П. Кострикина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.
  6. Перельман, Я.И. Живая математика / Я.И. Перельман. – М.: Наука, 1974. – 160 с.