Тема урока: "Урок развития речи в 9-м классе. Аргументация в разнообразных речевых жанрах повседневного общения

Разделы: Русский язык


Цель: gоказать необходимость владения официально-деловым стилем в повседневной жизни, обучать аргументированию в разнообразных речевых жанрах.

Задачи:

  • выявить структурные особенности аргументированных текстов;
  • отметить элементы аргументации в жанрах повседневного общения;
  • обучить аргументации в жанрах делового общения и в жанрах речевого этикета;
  • повторить речевые стереотипы введения элементов аргументации;
  • развивать умение пользоваться официально-деловым стилем на практике, научиться писать заявление, объяснительную, доверенность, апелляцию, составлять протокол.

Оборудование: раздаточный материал (схемы, карточки для индивидуальной работы, образцы заявления, протокола, объяснительной, доверенности, апелляции) .

.Аргументация есть всепроникающая черта человеческой деятельности. (Г.Джонстон)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Работа по теме урока.

1. Слово учителя. Беседа с учащимися по вопросам.

Каждый человек, независимо от того, осознает это или нет, вовлечен в аргументированную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, решая деловые задачи. Адресуя свою аргументацию другому человеку, мы иной раз достигаем успеха, а бывает, терпим неудачу. Мы оцениваем аргументацию других людей, одобряем или критикуем ее, принимаем или отвергаем. Как сделать аргументацию эффективной в различных речевых жанрах? Как разрешить конфликтную ситуацию? – Эти вопросы волнуют каждого. Сегодня на уроке мы выявим функции аргументации в жанрах делового общения и в жанрах речевого этикета.

- К уроку вы получили опережающее задание: найти в толковом словаре и объяснить значение слов “аргумент” и “аргументация”, “тезис”, “этикет” и “речевой этикет”, “апелляция”, “комплимент”. Дать толкование слов.

- Вспомните типы речи.(Описание, повествование, рассуждение) . В любом рассуждении можно выделить три части. Какие? (Тезис, доказательство или аргумент, вывод) .

- В каких жизненных ситуациях вам приходилось аргументировать? В каких грамматических (синтаксических) формах могут выражаться причинно-следственные смысловые отношения? Рассмотрите первую схему. (Итак, причинно-следственные смысловые отношения могут выражаться обстоятельством причины в простом предложении; обстоятельством причины в простом предложении, осложненном обособленным обстоятельством; предложениями с однородными членами и сложными предложениями) .

- Какие речевые стереотипы в качестве “скреп” (“мостиков”) можно использовать при переходе от тезиса к аргументам или от аргументов к выводу? Прочитайте примеры введения аргументов с помощью известных речевых стереотипов:

Речевые стереотипы, используемые для введения аргументов Речевые стереотипы, используемые для подведения итога
Во-первых…, во-вторых…, в-третьих…

И (еще) …

И (потом) …

… -  это одно. Другой факт(случай, пример) …

Далее следует…

Далее…

Следующий (пример) …

И наконец, такой факт…

Таким образом…

Итак…

Значит…

Словом (одним словом) …

Следовательно…

Можем сделать вывод…

Попробуем обобщить…

Подведем итог…

 - Индивидуальное опережающее задание: Составить сообщение на тему “Умение противостоять ошибкам в аргументации оппонента” (по плану:
а) при выдвижении тезиса и аргумента,
б) в построении текста,
в) в выборе способа доказательств,
г) при подведении итогов) .

Возможный вариант сообщения: “Чтобы противостоять ошибкам и уловкам в аргументации оппонента, необходимо прежде всего научиться слушать его внимательно и выявлять ошибки в структуре текста.

Если мы обнаружили ошибку в аргументации, то необходимо уметь указать на нее оппоненту сразу. В этом случае нам помогут речевые стереотипы. Например, такие, как: “Да, но вы не о том…”, “Конечно, однако речь идет о…”, “Да, это так, но мы говорим о…(другом) , “Увы! Вы ушли от темы…”, “Это интересно, хотя к нашим условиям это не относится…”, - помогают указать на ошибку при выдвижении тезисов и аргументов. Наша задача – уметь подобрать подходящий для ситуации и стиля общения стереотип.

А такие стереотипы, как: “Очень жаль, но вы допустили ошибку в своих рассуждениях”, “Безусловно, но из ваших аргументов это не следует (не вытекает) ”, “Ваш вывод не вытекает из сказанного”, - указывают на ошибку в построении текста при подведении итога.

Иногда в ходе аргументации мы обнаруживаем ошибку в своих рассуждениях. В этом случае надо уметь признать сразу свою ошибку и сделать это раньше, чем на нее укажет оппонент”. (Оппонент – тот, кто оппонирует кому-либо, оппонировать – выступать с возражениями кому-нибудь в публичной беседе, диспуте) .

Это мы рассмотрели аргументацию в жанрах дискуссионного общения, вторую часть урока мы посвятим аргументации в жанрах повседневного общения.

- Вспомните стили речи. Назовите основные признаки официально-делового стиля (назначение, виды и жанры, особенности лексики, требования к оформлению) .

2. Практическая часть урока.

А) Аргументация в жанрах делового общения.

В повседневной жизни очень часто приходится сталкиваться с необходимостью составления деловых бумаг разного рода. Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем приеме. Заявление в 10 класс, в училище, техникум или институт вы будете писать уже самостоятельно. Уже сейчас вам приходится писать объяснительные записки, доверенности, различные заявления. Подобные документы должны быть составлены грамотно, четко, коротко и ясно, с соблюдением определенных стандартов. Попробуем составить несколько таких документов.

1. - Проанализируйте текст заявления (смотри образец) . - Найдите элементы аргументации.

Справка 1. Заявление – документ, содержащий просьбу какого-либо лица, адресованный организации или должностному лицу учреждения.

Директору школы-гимназии №45 г. Москвы
Анисимову В.П.
от ученика 11а класса Сергеева А.

Заявление.

Прошу освободить меня от занятий в школе с 15.01.05 по 18.01.05 в связи с поездкой на соревнования по теннису в г. Санкт-Петербург.

13. 01. 05

Подпись

- В какой грамматической форме выражен аргументированный элемент? (Именем существительным в Тв. п. с предлогом: “в связи с поездкой…”) .

- Какова, на ваш взгляд, его функция в тексте заявления? (Элемент аргументации необходим для того, чтобы просьба ученика об освобождении его от занятий была удовлетворена, а также для того, чтобы отсутствие ученика на занятиях считалось законным, так как причина, указанная в заявлении, важна и убедительна) .

- Обратите внимание на вариативное написание Ф.И.О. заявителя: предпочтительнее форма родительного падежа без предлога, но допускается и вторая – с предлогом. Это можно объяснить грамматической связью: заявление от кого? Причиной спора бывает и строчная буква в слове “заявление”. Если исходить из грамматических норм, то слово “заявление” надо писать со строчной буквы, так как начальная часть документа является одним предложением.

2. На собрании в 9 классе решался вопрос о выдвижении кандидатуры от класса в школьный центр самоуправления. Представьте, что вы – секретарь собрания и ведете протокол. Выписку из протокола о решении собрания необходимо сдать председателю школьного комитета по самоуправлению. Прочитайте возможные варианты фрагментов протокола собрания и выписки из него с элементами аргументации. Выберите наиболее, на ваш взгляд, аргументированный ответ.

Из протокола собрания

Выступили:

В.Иванов: “Я считаю, что лучшей кандидатуры, чем Ташков Павел, нет. Во-первых, человек очень самостоятельный. Во-вторых, надежный. Умеет требовать с себя и с других. Думаю, что меня все поддержат”,

А.Кравцова: “Конечно, надо поддержать Павла. Он – лицо нашего класса. Мы всегда прислушиваемся к его мнению”.

О.Сивцов: “Я – за! Павел – достойный человек. Я думаю, что если он будет задействован в школьном самоуправлении, то работа продвинется намного вперед. Он – человек дела. В этом мы не раз убеждались”.

Фрагмент выписки из протокола собрания

Постановили:

На основании результатов голосования выдвинуть кандидатуру П.Ташкова в школьный комитет самоуправления.

- Введите элементы аргументации в текст выписки. Какие из приведенных ниже речевых стереотипов выбрали бы вы для аргументации? Почему?

Речевые стереотипы введения элементов аргументации

На основании…

Согласно постановлению…

Согласно…

Исходя из…

В соответствии с…

…потому что…

…так как…

По причине…

Учитывая…

Учитывая, что…

В связи с тем, что…

В связи с…

Вследствие…

Из-за того, что…

Из-за…

Ввиду…

 - Какую функцию, на ваш взгляд, выполняют элементы аргументации в тексте протокола (выписки)?

(В тексте протокола аргументация нужна для убеждения одноклассников в том, что П.Ташков – достоин избрания, а в тексте выписки из протокола аргументация необходима для того, чтобы подчеркнуть “законность” выбора выдвинутой кандидатуры: на основании единодушного голосования коллектива)

3. Представьте себе, что вы пропустили уроки (урок) по важной причине. Вы не предупредили(не смогли предупредить) классного руководителя. Напишите объяснительную записку (по данному началу) классному руководителю. Аргументируйте свое отсутствие на уроках(уроке) .

Классному руководителю 11а класса
школы-гимназии № 5 г.Норильска
Вяземской Е.Н.
от ученика 11а класса Сизова А.

Объяснительная записка.

27 января 2005 года меня не было в школе, так как…

Дата

Подпись

 - Какова роль аргументации в жанре объяснительной записки? (Чтобы объяснить свое поведение или поступок и избежать конфликта или же разрешить его) .

- Рассмотрите схему “Функции аргументации в жанрах делового общения”. Дополните ее известными вам жанрами делового общения (приказ, деловая переписка, распоряжения) .

Функции аргументации в жанрах делового общения

Заявление Протокол Объяснительная записка --------
Повлиять на положительное решение поставленного вопроса Убедительно предста вить решение собрания, совещания, совета Объяснить, избежать конфликта

4.Составить письменно (по вариантам) заявление или объяснительную записку.

5. Индивидуальные задания: один учащийся составляет по аналогии доверенность, другой – апелляцию.

Справка 2. Доверенность – документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какие-либо действия ) чаще всего – получить что-либо) .

Доверенность.

Я, аспирант второго курса исторического факультета Волков Иван Иванович, доверяю аспирантке первого курса Волгиной Светлане Алексеевне получить мою стипендию за февраль 2005 года.

Мой паспорт: (данные) .

Паспортные данные Волгиной Светланы Алексеевны: (данные) .

Дата

Подпись аспиранта Волкова И.И. удостоверяется

Дата

Подпись
Подпись

Обратите внимание: наименование документа пишется в центре строки; под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ. Клишированные формы (Кто? + доверяю + кому? инфинитив “получить”…) .

Справка 3. Апелляция – обращение с просьбой, с призывом о чем-нибудь.(В случае несогласия учащегося или абитуриента с оценкой письменной экзаменационной работы) .

Председателю апелляционной комиссии
Хабаровского медицинского института
Евдокимову С. С.
от абитуриента Григорьева А.Б.,
поступающего на стоматологический факультет

Апелляция.

Прошу пересмотреть мою оценку по русскому языку в связи с тем, что я не согласен с засчитанными мне ошибками по русскому языку на 2-й и 3-й страницах сочинения.

Дата

Подпись

6. Игра “Редактор”. Работа по группам. Помогите исправить следующие “документы”. Введите, где это необходимо, элементы аргументации:

а)

Дорогому товарищу директору
мебельной фабрики
Николаеву И.П.
от низкокланяющегося Вам
Соколова Н.Я.

Заявление.

Убедительно прошу принять меня на работу с 1 октября сего года столяром-краснодеревщиком во вверенный вам мебельный комбинат, так как я очень хочу работать, потому что много слышал о вас хорошего и о фабрике тоже. Я уж вас не подведу и премного буду вам благодарен. А вы не пожалеете, говорят, что у меня руки золотые, а трудиться я люблю и умею.

С глубоким почтением к вам Соколов.

б)

В бухгалтерию автокомбината №17
от Соколова М.Н.,
слесаря

Доверенность.

Я, Соколов М Н., доверяю получить деньги, заработанные мной за март месяц сего года, моему товарищу и другу слесарю Васильеву А.С. в связи с плохим состоянием здоровья.

Прошу вас взять с него расписку в получении денег и принести их мне.

22 апреля 2005 г.

Подпись

 в)

Председателю профкома медного завода
Рогалеву А.И.
от руководителя ансамбля народных инструментов
Кукушкина С.С.

Объяснительная записка.

Довожу до вашего сведения, что полученные мною музыкальные инструменты в количестве 2 шт. (балалайка и баян) возврату не подлежат. Первая – как пришедшая а негодность в результате поломки в результате давки в автобусе. А у баяна продавлены меха сапогом неопознанного гражданина по причине скопления народу и как следствие этого факта ремень был сорван, баян упал, понеся физические и моральные потрясения. Прошу не лишать меня материального вознаграждения за проведенный концерт в подшефном совхозе.

Нижеподписавшийся
13.01.с.г.

Кукушкин

Б) Аргументация в жанрах речевого этикета.

а) Опережающее домашнее задание: дать определение слова “этикет” - установленный порядок поведения, форм обхождения. Значит, речевой этикет – это соблюдение норм речевого общения.

б) Проанализируйте данные ниже выражения, входящие в различные жанры речевого этикета.

Благодарность: Спасибо. Спасибо за помощь. Спасибо, ты мне очень помог.

Извинение: Извините. Извините, пожалуйста. Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть.

Возражение: Я не согласен. Это не так. Не могу согласиться, потому что…

Отказ: Нет. Я не приду. К сожалению, я не смогу прийти: мне надо встречать родителей.

  • Какие выражения, по-вашему, более вежливы?

( “Спасибо, ты мне очень помог”; “Извините, пожалуйста, я не хотел вас обидеть”; “К сожалению, я не смогу прийти, мне надо встречать родителей”; “Я не могу согласиться, потому что…”) .

- Почему? (Выражения с элементами аргументации более вежливы) .

- Сделайте вывод о роли аргументации в этикетных жанрах. (Элементы аргументации в этикетных жанрах помогают снять возникающее напряжение в отношениях собеседников, иногда – разрядить конфликтную ситуацию, смягчить отказ, вежливо возразить) .

в) Введите аргументацию в этикетное высказывание в следующих ситуациях общения. Разыграйте эти ситуации.

  1. Вам подарили книгу, о которой вы давно мечтали. - Выразите благодарность.
  2. Вы обидели друга. – Принесите извинения.
  3. Вас пригласили в гости. Вы по какой-то причине не можете прийти. – Вежливо откажите.
  4. Как-то в разговоре ваш собеседник заявил: гуманитарные науки никакой пользы не приносят. – Возразите своему собеседнику.

Возможные варианты выполненных заданий:

  1. Спасибо тебе! Ты не представляешь, как ты мне помог!
  2. Прости, пожалуйста, я не со зла. Вовсе не думал, что ты обидишься.
  3. Спасибо за приглашение. Быть среди твоих друзей – честь для меня. Но, к сожалению, я не смогу прийти: мне надо дежурить в больнице, потому что сестре сделали операцию.
  4. Все, что вы сейчас сказали – это любопытно. Однако не могу согласиться с Вами, потому что гуманитарные науки были и останутся основой духовного развития общества…

г) Вспомните еще одно определение из домашнего задания: комплимент – любезные, приятные слова, лестный отзыв. Важно увидеть в человеке хорошее и уметь говорить приятные слова. Скажите комплимент друг другу, учителю, маме, другу, знакомому и т.д.

Домашнее задание: написать заявление о приеме на работу (курсы) или заявление в приемную комиссию института (техникума) , в который вы собираетесь поступать. Не забудьте, что к такому заявлению прилагаются требуемые документы (документ об образовании, медицинская справка, автобиография, грамоты и т.п.) .

3. Подведение итогов урока.

  • Что нового узнали на уроке? Чему научились? Как это пригодится в вашей повседневной жизни?

Список литературы:

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. Книга для учащихся. - М, Просвещение, 1995г., стр. 341.
  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - М., Просвещение, 1999г., стр.290.
  3. Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник для самообразования. -  М., Наука, 1997г., стр. 104-105.
  4. Махновская Н.И. Обучение аргументированию в 11 классе. /ж. Русская словесность/, №4, стр. 49-52.