Элективный курс "Сущность, основные черты, свойства, качества художественного образа"

Разделы: Литература


Учебной целью литературного образования в 9-ом классе является интерпретация текста (программа по литературе 5-11 кл.).

Причины возникновения трудностей при изучении литературы заключаются в том,что при анализе произведения происходит разрыв между идейной и образной его тканью.Всем известно,что идея в художественном произведении существует только в плоти образа.Об этом писал еще В.Г.Белинский, вводя в литературно-критический аппарат понятие “пафос”, т.е. художественно обработанная и воплощенная идея.

Задача данного курса состоит в том, чтобы показать, что даже самые, на первый взгляд, незначительные образы произведения несут огромную смысловую нагрузку.

Возникает необходимость в том, чтобы представить интерпретации произведений литературы в определенной последовательности, осмыслить их в контексте исторической эпохи, постичь многозначность художественного образа, обретающего порой смысловые и эмоциональные свойства в различных видах искусства.

Цель данного спецкурса- организовать чтение таким образом, чтобы в читательском сознании возникла ассоциативная связь между творениями писателей, художников, театральных деятелей, по возможности, композиторов, тем самым углубить знание литературы и повысить общеэстетический уровень культуры чтения.

Главная задача учителя литературы - довести до учащихся всю глубину и богатство изучаемого художественного произведения. Достигнуть этой цели можно с помощью иллюстраций, рисунков русских писателей (материалов, раскрывающих “психологию творчества”).

По мнению литературоведа К.Пигарева, художественная иллюстрация “является одной из форм творческого сотружества между изобразительным искусством и литературой”. Искусствовед А.В.Ляхов замечает, что иллюстрация является как бы “своеобразной художественной моделью, отражающей в сознании иллюстратора соотношение трех миров- мира литературы, искусства и реальной действительности”.

Художник конкретизирует словесный образ в сознании читателя средствами изобразительного искусства.

Иллюстрация – это тайна искусства, особый мир, который легко разрушить грубым прикосновением.

Итак, спецкурс ставит две задачи.

1.Искусствоведческую.
2.Литературоведческую.

А также необходимо вовлечь учащихся в процесс сопоставления зрительных и литературных образов.

Цели работы с иллюстрациями:

– расширение искуствоведческого кругозора учащихся;
– воспитание художественного вкуса;
– более глубокое проникновение в текст изучаемого произведения.

Последняя цель достигается только при помощи постижения структуры текста, его различных семантических уровней, элементов, взаимосвязей и т.д. ( т.е. анализ текста на всех уровнях, ритмическом, морфологическом, синтаксическом, фонологическом, лексическом; начинать анализ целесообразно с расмотрения текста в культурно-историческом контексте).

Таким образом,подводя учащихся к анализу словестно-образной ткани художественного текста (эпизода литературного произведения, поэтики стихотворения) путем сопоставления зрительного образа и текста, достигается задача курса- постижение глубинного смысла произведеня.

Но спецкурс будет обречен на провал, если не обеспечить мотивацию учащегося, его заинтересованность.

Условия успеха:

  1. Заведомо выполнимые задания для каждого ( сочинение, рисунок).
  2. Анкетирование, (пиктограммы) – диагностика; выявить заинтересованных детей.
  3. Использование методики неоконченных предлжений с целью выявления интереса у учащихся к той или иной литературоведческой проблеме, к поэтическому тексту, к авторской судьбе и т.д.

Система контроля:

- тестирование;
- доклады;
- творческие отчеты.

34 часа

(1 час в неделю)

1. Специфика искусства, его отличие от науки.

Сущность и функции искусства.Виды искусства, их специфика.
Образ и образность в литературе и живописи. Геоцентрическая вселенная в художественном творчестве.
Понятия перспективы и горизонта.
Национальные художественные традиции.
История отечественного авангарда.[10]
Супрематизм. Позиция русских философов (Николай Федоров, Владимир Соловьев). Алогизм как художественный метод.
Реализация духовной позиции в судьбе мастера ( художника, поэта, писателя). Процесс творчества.

2. Роды и виды (жанры) словесности.

Средства художественной изобразительности в литературе.[8]
Изобразительность слова в его прямом значении (автология) и в переносном значении (металогия).[7]
Тропы. Фигуры. “Звуковой символизм” и звукоподражание как основа специальной звуковой организации произведений словестности.
Ритм и интонация в прозе и в стихах. Начальные сведения о стихосложении. Рождение стиха.
Рисунки русских писателей и поэтов.[9] Рисунки А.С. Пушкина.
Язык изобразительного искусства.
Колорит в живописи. Многообразие жанра в живописи. Графика.
Искусство фотографии. Искусство иллюстрации. Композиция в литературе и в живописи. Принципы композиции. Целостность художественного произведения. Тема и идея.
Сюжет. Основные элементы сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).[7]
Художественная деталь, ее функции, ее воплощение в изобразительном искусстве. Структурно-семиотический анализ (семиотика –   учение о знаках). Основные аспекты: синтатика (синтаксис), семантика (смысл слов), прагматика ( отношение между знаковыми системами и теми, кто ими пользуется).

3. Образ автора как “концентрическое воплощение сути произведения” (Виноградов).

Образ автора и образ лирического героя.
Образ рассказчика “как форма литературного артистизма автора” (В.Виноградов).
Портрет в искусстве –  диалог художника и его модели.

Список литературы:

  1. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы // Просвещение-1985 г.
  2. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла // Для 1 класса.
  3. Сотникова А. Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы // М., Просвещение-1970 г.
  4. Колокольцев Е. Н. А.С. Пушкин в портретах и иллюстрациях // М., Просвещение-1999 г.
  5. Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования //-1996 г.
  6. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собрание сочинений т. 5 //-1997 г.
  7. Кабаков Р.И. Лекции об образе и жанрах литературы //-1982 г.
  8. Горшков А.И. Русская словесность // Просвещение –1997 г.
  9. Р. Дуганов. “Рисунки русских писателей” “Советская Россия”, 1988 г.
  10. “Наше наследие” 2(8), 1989 г.