Урок истории в 5-м классе по теме: "Образование в Древнем Египте"

Разделы: История и обществознание

Класс: 5

Ключевые слова: Древний Египет, образование в Древнем Египте, письменность Древнего Египта, египетские иероглифы, дешифровка египетских иероглифов, египетские папирусы


Цели урока:

Образовательные:

  • создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
  • на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
  • раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
  • познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.

Развивающие:

  • путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся;
  • на примере древнеегипетской и современной школ, русского и древнеегипетского алфавитов, древнеегипетского и современного календарей формировать умение сравнивать различные явления;
  • научить переносить имеющийся опыт (знания из других предметных областей) в новые ситуации; показать возможность использовать полученные знания для решения практических задач.

Воспитательные:

  • помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
  • проследить непреходящую ценность образования как в Древнем Египте, так в наше время;
  • воспитывать уважение к чужой культуре.

Оборудование: ларец-ключница с изображением Нефертити; папирусы; изображения египетского писца, богини письменности, египетского храма, обелиска с иероглифами; фрагмент керамики с иероглифом; чистые фрагменты керамики для детей; “египетские часы”.

Межпредметные связи: иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский), математика, русский язык, география, астрономия.

Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 1993.

 

План изучения нового материала

1. Школы в Древнем Египте.

2.  Письменность:

  • иероглифы,
  • дешифровка иероглифов,
  • папирусы,
  • необходимость овладения письменностью.

3. Математические знания:

  • арифметика;
  • геометрия.

4. Основы астрономии. Измерение времени.

5. Вклад египтян в мировую культуру.

ХОД УРОКА

Сегодня на уроке мы продолжим изучение истории Древнего Египта. Когда мы произносим слово “Египет”, какие ассоциации у вас возникают?

(Учитель показывает ключницу с изображением Нефертити. Внутри ключницы находятся три свернутых в трубочку вопроса). Кто изображен на этом ларце? (Нефертити) Кем она была? Чем она известна? Перед нами – ларец ее тайн. О чем же нам сегодня поведает Нефертити? Мы познакомимся с древнеегипетской школой: узнаем, кто, чему и как там учился. Мы узнаем особенности письменности, попробуем расшифровать, прочитать и написать иероглифы, научимся считать и измерять расстояние и время. И ответим на каверзные вопросы Нефертити.

1. Школы в Древнем Египте

Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? (Учителями в школах были жрецы).

Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? Там готовили чиновников-писцов (см. изображение писца в учебнике на стр. 58). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни.

В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? В Древнем Египте срок обучения был очень длинным и иногда достигал 17-ти лет. Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. (Там могли учиться только дети состоятельных родителей). Но была еще одна очень существенная трудность для обучения.

2. Письменность

Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? (Читать, писать и считать). Давайте поближе познакомимся с древнеегипетской письменностью.

Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? (Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо”). Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам.

  1. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? (33). Иероглифов было больше – 750.
  2. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” (учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов). Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”?
  3. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”.
  4. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “СЛ” – какие слова он может обозначать? (Село, сало, сила, осел, если, сел, соло).
  5. Это мог быть значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий яму с водой (иероглиф воспроизводится на доске), обозначал в одном случае слово “колодец”, в другом – сочетание двух согласных “хм”, а в третьем тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о воде - прудах, болотах и т.п.

Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? (Много иероглифов, их сложно выучить). Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (На стенах пирамид, на обелисках, в храмах). Иероглифами написана египетская “Книга мертвых” (см. учебник, стр. 52-53).

Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой). Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно. Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита.

Как же Франсуа Шампольон прочел египетские надписи? Давайте проделаем тот самый путь, по которому шел великий ученый.

Он предположил, что иероглифы, заключенные в рамку (так называемый картуш), означают имя какого-нибудь фараона (см. Рисунок 1). Знаток многих древних языков, Шампольон установил, что два последних знака означают звук “с”. Предшествующий иероглиф он также знал – это был звук “м”. Оставалось разгадать самый первый значок. Что он означает? (Солнце). Вспомните, как у древних египтян назывался бог Солнца (Ра). Что получается? Имя какого фараона напоминает вам это слово? (Рамсес)

Затем Шампольон перешел к расшифровке другой надписи (см. Рисунок 2). Первый знак изображал птицу Ибис, а два других были ему уже знакомы (“м” и “с”). Вспомните, кто из египетских богов изображался в виде ибиса (Бог Тот). Имя какого фараона вам напоминает получившееся слово? (Тутмос). Какие знания помогли Франсуа Шампольону расшифровать египетскую письменность? (Знание иностранных языков) – важность их изучения!

Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).

Нефертити предлагает вам вопрос № 1 из своего ларца. Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? (Папирус) – учащимся демонстрируются папирусы.

Основным материалом для письма служил папирус. Папирус – ломкий материал, его нельзя складывать так, как складываются листы в современной книге. Предположите, как могли хранить древние папирусы. Как бы вы это делали, будучи на месте древних египтян? Листы папируса склеивали в длинные полосы, которые затем сворачивали в трубки, и получались свитки. До наших дней дошло много свитков с записями, один из них достигает длины 40 метров. Длина вашего класса 8 метров, значит, папирус, о котором идет речь, в 5 раз больше длины класса! Сколько кабинетов на этаже? (5) – следовательно, папирус был длиной с коридор! Из-за дороговизны папирусов часто школьники учились писать на обломках керамики (можно продемонстрировать надпись иероглифами на фрагменте керамики).

Письменность была настолько важна для древних египтян, что там даже существовала своя богиня письменности. Писцы занимали высокое положение при дворе фараона (см. изображение писца на стр. 58 учебника). Не случайно в “Поучении писцов ученикам” говорилось: “Будь писцом – он освобожден от всяких повинностей, от работы киркой и мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут сечь тебя прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука твоя мягкой”.

А сейчас Нефертити предлагает нам вопрос № 2. В Древнем Египте вельможи, занимавшие высокое положение при дворе фараона, часто требовали, чтобы художники и скульпторы изображали их с письменными принадлежностями. Они заказывали для своих гробниц статуи, изображающие их в позе писца. Как вы думаете, зачем они это делали? (Знатные вельможи и даже сыновья фараона гордились своей образованностью. Они хотели, чтобы все знали, что они умеют писать).

Почему грамотные египтяне, в отличие от людей нашего времени, гордились тем, что умеют читать и писать? (Овладеть египетской письменностью было очень трудно).

3. Математические знания

Как вы думаете, чему еще обучали в египетской школе, кроме письма? (Счету). На каком предмете вы сейчас учитесь считать? (На математике). Когда мы считаем, то на какой вопрос отвечаем? (Сколько?) Вспомните, какие группы населения были в Древнем Египте (фараон, вельможи, воины, земледельцы, ремесленники, рабы). Давайте подумаем, кому из них приходилось отвечать на этот вопрос.

  1. Представьте хозяйство какого-нибудь храма. Под пальмами в белых одеждах стоит жрец. Он наблюдает за трудом земледельцев и про себя высчитывает: “Рабы и крестьяне собрали с полей, принадлежащих храму, 400 мешков пшеницы. 20 мешков нужно оставить для пропитания жрецам, 80 мешков – на корм быкам, 40 мешков – на похлебку рабам, 20 мешков – на семена для посева. Сколько же мешков останется?”
  2. Давайте поможем жрецу и решим эту задачу (предлагается 2-3 учащимся на карточках)

  3. Представьте, что идет строительство пирамиды. Какие расчеты были нужны при ее постройке? (Число каменных плит, число рабов, число лет, в течение которых пирамида будет построена). Кто вел эти подсчеты? (Вельможи, которые руководили работами).
  4. Какие подсчеты вели египетские военачальники, когда войско выступало в подход? (Количество воинов, оружия, количество дней для военных походов, запас еды, воды и т.д.)
  5. Какие расчеты приходилось вести земледельцам? (Сколько зерна необходимо сдать в виде налога, сколько оставить на семена, на еду, на корм быкам). Давайте проверим решение задачи (останется 240 мешков зерна, их можно продать и выручить деньги).

Подведем итог: считать приходилось всем. Какая наука возникла из этих знаний? (Арифметика – это один из разделов математики). Все полученные вычисления нужно было записывать. Египтяне использовали для этого специальные знаки.

Давайте вместе с вами определим, какое число здесь записано.

2000 500 30 2

2532

Задания для отработки записи чисел при помощи египетских цифр:

  1. запишите древнеегипетскими знаками число 1148 (кто сделает первым, пишет его на доске),
  2. запишите числа по вариантам: 1 вариант – 416, 2 вариант – 324 (одновременно 2 ученика работают у доски),
  3. запишите любое трехзначное число (кто сделает первым, пишет это число на доске, а остальные должны его угадать).

Чем сложна и неудобна эта система записи? (Она слишком громоздкая).

Другая наука, которая тоже зародилась в Древнем Египте – геометрия. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? (Измерение земли)

Давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю (После разлива Нила египтянам необходимо было восстановить границы между участками земли, которые размыла вода, очистить дамбы, каналы. Восстанавливая эти границы, крестьяне ежегодно измеряли землю. Тем же занимались и чиновникино для чего? – чтобы определить размер налога с каждого участка).

Где еще были необходимы измерения и расчеты? Люди какой профессии не могли обойтись без знания геометрии? Вспомните постройки египтян. (При строительстве пирамиды нужно было знать ее высоту, длину основания, уметь строить прямые углы).

Как египтяне делали измерения? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Давайте начертим египетскую линейку. (Делается поэтапный чертеж с использованием наводящих вопросов: Сколько в одном локте ладоней? Сколько пальцев в ладони? Сколько пальцев в локте? и т.д.)

1 локоть

п п п п Ладонь          

Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах).

4. Основы астрономии. Измерение времени.

Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? (Астрономии). Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели.

Давайте посмотрим, что представлял собой египетский год: 10 дней = 1 неделя, 3 недели = 1 месяц, 4 месяца = 1 сезон, 3 сезона = 360 дней + 5 священных дней. Пятью священными днями считались дни рождения Осириса, Исиды, Сета, Неффис и Хора – важнейших египетских богов. Эти дни, а также дни других религиозных праздников, считались выходными. Каждый десятый день, завершавший египетскую неделю, так же был выходным. Кроме того, существовали дни благоприятные и неблагоприятные. Например, в некоторые дни запрещалось убивать быков. В другие дни нельзя было начинать постройку дома, купаться и вообще приближаться к Нилу.

Задание: сравните древнеегипетский календарь с современным (табличка заполняется в процессе коллективной работы)

Черты сходства

Черты отличия

Египетский календарь

Наш календарь

  1. 12 месяцев в году
  2. 365 дней
  3. В нашем календаре также есть месяцы по 30 дней
1 неделя = 10 дней

1 сезон (время года) = 4 месяца

3 сезона (времени года)

1 неделя = 7 дней

1 сезон (время года) = 3 месяца

4 времени года

Есть месяцы по 28 и 31 дню

Египтяне высчитали, что в сутках 24 часа, поделили их на день и ночь по 12 часов. И, конечно, им необходимо было измерять время. Как мы сейчас измеряем время? (При помощи часов). У древних египтян тоже были свои часы в виде сосуда, на стенки которого были нанесены отметки, соответствующие часам. А внизу были проделаны дырочки. Догадайтесь, как по этим часам можно было узнать время. Возможные наводящие вопросы: Для чего нужны дырочки? (Из них могло что-то высыпаться или выливаться. Дети могут предположить, что это были песочные часы). Подсказка: часы назывались водяными. (Вода вытекала из сосуда с определенной скоростью. По мере снижения уровня воды определяли время по отметкам на стенках сосуда).

А Нефертити тем временем задает нам вопрос № 3. Вспомните, какие крылатые выражения есть в русском языке, в которых упоминается текущее время. (“Как быстро течет время” (а когда время течет быстро? – когда мы занимаемся любимым делом, делаем то, что нам нравится; “Сколько воды с тех пор утекло”, “С течением времени”).

Какие виды часов вам еще известны? (Песочные, солнечные, механические, электронные).

5. Вклад египтян в мировую культуру

Давайте подведем итог: какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор? (Календарь, знания из области математики и астрономии). Благодаря изобретению папируса и египетской письменности знания древних египтян сохранились до наших дней.

Домашнее задание:

  1. используя § 12 учебника и рассказ учителя на уроке, составьте рассказ о древнеегипетской школе;
  2. сравните древнеегипетскую школу с современной:

 

Черты сходства

Черты отличия

Древнеегипетская школа

Современная школа

     

Задания для желающих:

1. Запишите при помощи египетских цифр год своего рождения.

2. Используя египетские меры длины, измерьте предметы своей мебели (письменный стол, стул, кровать, компьютер).

3. Выпишите, какие слова могут обозначать иероглифы ДМ и СН.

4. Придумайте свой иероглиф, который мог бы обозначать и отдельное слово, и служить знаком-определителем. Запишите этот иероглиф на кусочке керамики.

Подведение итогов урока.

Использованная литература

  1. Годер Г.И. Изучение истории древнего мира в 5 классе. – М.: Просвещение, 1972.
  2. Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Египет: земля фараонов (Энциклопедия “Исчезнувшие цивилизации”), - М.: ТЕРРА, 1997.
  4. Ранние цивилизации (Иллюстрированная мировая история). – М.: РОСМЭН, 1994.
  5. Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М.: МИРОС, 1994.

Пояснения к уроку

В целях повышения мотивации к изучаемому материалу на уроке используется “Ларец Нефертити” – это ключница с изображением Нефертити (такой “ларец” можно сделать из любой коробки, наклеив на нее изображение любого из египетских фараонов). В “ларце” находятся вопросы и мешочек с фрагментами керамики для записи иероглифов. Эти фрагменты можно выдать учащимся для выполнения задания № 4 из раздела “Домашнее задание”.

При изучении вопроса о письменности желательно продемонстрировать египетские папирусы с любыми изображениями. Можно спросить учащихся о том, кто изображен на этих папирусах.

Содержание урока позволяет учителю использовать задания по своему усмотрению. Например, какая-то часть домашнего задания может быть выполнена в классе и наоборот, некоторые задания, предназначенные для выполнения на уроке, учитель может предложить в качестве домашнего задания. Также материал данного урока может быть полезен при проведении факультативных и кружковых занятий по истории древнего мира и по истории математики.