Урок музыки в 4-м классе по теме: "Песни Поморья"

Разделы: Музыка


Цели:

  • Воспитательные:
    • воспитывать любовь к Родине;
    • формирование уважения к труду русских поморов;
    • способствовать возникновению интереса к культуре и традициям русского народа.
  • Развивающие:
    • развивать вокально-хоровые навыки;
    • развивать слушательскую культуру;
    • развивать чувство ритма;
    • развивать интерес к музыке народной, поморского Севера.
  • Образовательные:
    • готовить детей к повторительно-обобщающему уроку по теме "Святки":
      • повторение поморской песни "Как у наших у ворот";
      • закрепление знаний о жанрах поморской песенности;
      • закрепление умения ходить орнаментальной ходьбой - "змейкой", "утушкой", "одеянкой";
      • закрепление знаний о видах хороводов - драматического и магического;
      • закрепление знаний ребят по истории освоения поморами Кольского полуострова, о занятиях поморов;
      • повторить пословицы и поговорки о труде поморов.

Наглядность и технические средства обучения:

  • магнитофон, телевизор, диапроектор, баян, фортепиано, шумовые инструменты - ложки, трещотки, погремушки, румба;
  • слайды - природа Кольского полуострова;
  • выставка рисунков детей;
  • выставка книг о Севере;
  • платки, салфетки, посуда, самовар, тарелки, пироги;
  • костюмы детей, маски;
  • кассета с песнями;
  • плакат песни "Как у наших у ворот";
  • экран;
  • карта Кольского полуострова;
  • ролик к телевизору "Мой Север".

Подготовка детей. Разучить сценарий к празднику-уроку "Святки" (см. Приложение).

ХОД УРОКА

Звучит запись песни "Моё Заполярье" муз. В. Попова. Музыкальное приветствие.

– Я как всегда рада видеть вас на уроке. Сегодня мы продолжим разговор о песнях Поморья.
– Вы узнали музыку, которая встретила нас в начале урока? Как она называется? (Песня "Моё Заполярье")
– Кто её автор? (Композитор – Владимир Анатольевич Попов)
– Ребята, где мы слышим эту музыку? (По радио, на площади Пяти углов, на концертах)
– Владимир Анатольевич узнал, что у нас сегодня будет на уроке звучать его музыка . Он подарил нам этот буклет (показываю) с названием песен, которые он написал о Севере и пожелал нам любить свой край, знать о нём.
Да ведь как и не любить наше Заполярье, нашу Поморскую землю! (Показываю карту Кольского полуострова).
Поморье… Какое оно?

Кадры из кинофильма "Мой Север".

– Кто же такие поморы? (Это наши с вами отцы, земляки, которые трудятся в море, продолжая дело своих дедов, отцов. Освоение Кольского полуострова поморами началось в XIII веке)
– Откуда пришли поморы? (Из Новгородских земель)
– И всё дальше на Север, к Баренцеву морю продвигались они. "Баренцево море надоть Поморским звать – поморы его обживали" - говорили поморы. Чем же занимались поморы? (Показываю иллюстрации – рыбная ловля, охота на морского зверя, солеварение, добыча слюды, жемчуга). Самым главным кормильцем поморов было море. Много поговорок и пословиц о море и труде рыбаков сложили поморы.
– Какие вы знаете? ("Работа помора извека на море. Привычны"; "Море кипит - рыбу сулит"; "Море пахать – рукам спокою не видать"; "Море закалку даёт и телу и сердцу" и др.) А ещё поморы говорили: "Морем живём –  ему и песни поём".
– Какие вы знаете главные песенные жанры у поморов? (Ответы детей: "долгие", "частые", "кадрильные" и др.)
– Послушайте одну такую песню. К какому жанру мы её отнесём?

Звучит "долгая" песня о море "По морю синему".

– Итак, какой жанр у этой песни? (Лирический)
– О чём эта песня? (О чувствах женщины, которая волнуется о судьбе помора, ждёт его с моря.)
– Как ещё эту песню называли? ("Долгой")
– Легко ли было петь такую песню?
– Что говорили поморы о своих песнях? (Ответы детей: "Наши долги песни тяжелы, одной не вытянуть, их надо голосами выводить, тогда хорошо, а одной и заводить нечего"; "Эта песня досюльня, отлого поётся, её одной не взять, духу не хватит – говорят исполнительницы".)
– Что общего между русской лирической народной песней средней полосы и поморской "долгой" песней? (Широта, распевность)
– Какие лирические поморские песни мы знаем? ("Как у наших у ворот", "Кругом города Царёва" и др.)
– Определите по нотной записи, какая здесь написана песня (показываю на нотную запись на доске)? ("Как у наших у ворот" – поморская песня")

Вывешиваю плакат песни.

1. Читаем ноты в ритме.
2. Прохлопываем ритм с названием нот.
3. Поём сольфеджио.
4. Поём фразу со словами песни.

– Где исполнялись лирические песни? (На праздниках, на вечерних посиделках, рыбаками в море и т.д.)
– "Прежде гармони не было, так ходили под песни" – рассказывали исполнительницы. Какие виды ходьбы вы знаете?
– Какие хороводы водили?
– Давайте и мы станцуем хоровод с пением песни "Как у наших у ворот".

Мальчики поворачиваются к девочкам лицом, кланяются и говорят: "Свет краса, люба девушка, не откажи хоровод с тобой водить".
Протягивают девочке руку и танцуют хоровод "утушной" ходьбой, орнамент "змейка".

– Но особенно много пели песен и водили хороводов в праздники.
– Какой сейчас приближается праздник? (Святки)
– Давайте и мы немного обыграем этот праздник. Кто будет хозяйкой на празднике? Хозяином? Выходите хозяйка с хозяином сюда, и гости тоже к ним!

Гости:

А мы к Вам в дом,
Не с худом, а с добром!

Хозяин с хозяюшкою,
Дозвольте Вас повеселить,
А нам немного нать:
– Хлеба краюшку,
– Да денёг полушку,
–  Печку шанег,
– Рыбный пирог,
– Мясну кулебаку,
– Браги бочонок,
– Брусницы моченой.

Хозяин:

Хозяйка, волочи, не жалей!
Принимай нежданных гостей!

Хозяйка:

Пущай их поиграют,
Да нас с тобою звеличают.

Дети поют песню "Как у нашей Дуни". Обыгрывают её.

– А давайте хоровод водить! (Танцуют магический хоровод "Горох"). А теперь песню будем петь "Царевич-королевич". (Драматический хоровод)

Поют частушки-"набируха".

1. Я бы пела и плясала
Ноченькою тёмною
Начинай, поморка, песню
Самую любимую.

2. То бы пела, то ревела,
То бы ехала куда,
То бы серенькие глазоньки
Закрыла навсегда.

3. Вася, Вася, мужичок,
Вася сел на сучок,
А сучок наш подломился
И Васютка покатился.

4. Рыбка сёмга, приплывай,
Рыбка сёмга, приплывай!
Алексейку поджидай,
Алексейку поджидай.

5. Ягодиночке-то надо
Стройную, высокую.
Сено мелкое, сухое
Не равнять с осокою.

6. Песенки горошинки,
Пою их для Алёшеньки,
Чтобы помнились Алёшеньке
Как все они хорошеньки.

7. Наш Егор да Борис
Из-за рыбы подрались.
Ты, мочало, ты, мочало,
Начинай-ка всё сначала.

Дети исполняют и обыгрывают "Поморские частушки".

Исполнение и обыгрывание песни Мурманской обл. "Я капустицу полола". (Песня Мурманской обл.)

Все гости:

Подайте коровку,
Масляну головку.
Как не дашь пирога,
Так корову за рога!

Хозяева: Спасибо вам, гости дорогие, за ваши песни и за радость в нашем доме. Да и мы с вами повеселились. Получайте подарки. (Вручают гостях подарки)

Гости (поют):

Ай, спасибо хозяюшке
За мягкие пирожки.
Ай лю-полюли
За мягкие пирожки.

Все садятся на свои места.

– Много песен сложено о земле поморской. А край наш несказанно богат и красив. Хотите ещё раз полюбоваться красотой родного края?

Показ слайдов. Дети читают стихи про берёзку, про морошку, про бруснику и др.

– Ребята, будем беречь эту родную красоту? ("Да!")
– Послушайте, какой наказ оставили нам наши предки:

Затепли свечу воску ярого,
Вспомяни жизнь земную покинувших,
След-завет нам оставивших.
То завет прародительский,
Мудрость вековечная, изначальная -
Послужи Родине трудом ратным,
Потрудись на путях её , на земле,
Озари ее светом разума,
Возвеличь ее сердцем добрым,
Оставь ей потомков рачительных,
Воспой ее словом верным,
Принесёшь её радость мира и созидание.
Это Родине благодарность твоя,
Счастье твое,
Награда тебе.

– А наша малая Родина для большинства из нас –   город Мурманск. И о своей Родине мы споём песню.

Стоя ребята поют песню "Я люблю моё Заполярье" муз. В. Попова.

9.01.2006