Об одной из форм работы повышения вычислительной культуры учащихся в 5–6-х классах по теме: "Круговые уравнения"

Разделы: Математика


Эта форма самостоятельной работы учащихся, которую можно предложить как на уроке, так и в качестве домашнего задания ученикам пятых и шестых классов, уже давно используется учителями математики. Наряду с чисто дидактическими целями (обучение решению уравнений и формирование навыков вычислительной культуры учащихся), данная форма работы содержит элементы самоконтроля.

В данной статье вашему вниманию предлагается подборка конкретных заданий и некоторые комментарии, необходимые для их выполнения.

  • Каждому ученику выдается лист с заданием, на котором он должен записать все вычисления и занести полученные ответы в таблицу. (Стандартный бланк для записи решения позволяет учителю несколько уменьшить время на проверку выполнения данного задания учащимися ).

  • Каждое задание состоит из 6 уравнений, которые создают “цикл”: начиная выполнять задания с уравнения №1, следующим надо решать то уравнение, где в правой части записан ответ только что решенного уравнения, ответ в последнем уравнении совпадает со значением правой части уравнения №1.
  • В соответствующую таблицу “последовательность номеров уравнений” ученик записывает в соответствующем порядке номера решенных уравнений (эта таблица является одним из элементов работы, подлежащих проверке учителем).
  • Каждое уравнение – “одношаговка”, т.е. его решение предполагает выполнение только одного из четырех математических операций (сложение, вычитание, умножение, деление) со смешанными числами разных знаков
  • Каждое задание содержит 6 уравнений, соответствующим шести правилам нахождения неизвестного компонента уравнения:
    • при сложении – нахождение неизвестного слагаемого;
    • при вычитании –неизвестного уменьшаемого и неизвестного вычитаемого;
    • при умножении –неизвестного множителя;
    • при делении –неизвестного делимого и неизвестного делителя.

Далее в своей работе я предлагаю образец страницы с заданием №1, которую получает каждый ученик .

В приложении 1 предлагаются содержание всех десяти заданий с соответствующими таблицами- “последовательностями номеров уравнений”, т.е. последовательностями ответов, которые записаны в правой части каждого уравнения. Например, в задании №1 таблица номеров уравнений 1 – 5 – 6 – 2 – 3 – 4 означает, что корнем уравнения № 1 будет число , стоящее в правой части уравнения № 5 , а корнем уравнения № 5 будет число , стоящее в правой части уравнения № 6 и так далее. Последнее уравнение № 4 данной цепочки будет иметь корень , записанное в правой части уравнения №1.

Арифметика 6 класс. Ф.И. _________________ Дата.________

Задание. Реши 6 уравнений и заполни таблицу –“последовательность номеров уравнений”. Начини выполнять задания с уравнения №1,следующим решай то уравнение, где в правой части записан ответ решенного тобою уравнения.

1.          

 

1. 4.
2. 5.
3.   6.

Решение.

1. 4.
2. 5.
3. 6.

Приложение 1. Задания для учащихся и таблицы ответов.

 

1
1. 5. 6. 2. 3. 4.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
2
1. 4. 2. 6. 3. 5.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
3
1. 5. 3. 4. 2. 6.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
4
1. 6. 4. 5. 2. 3.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
5
1. 5. 6. 4. 3. 2.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
6
1. 4. 2. 3. 5. 6.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
7
1. 4. 5. 2. 6. 3.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
8
1. 5. 2. 4. 6. 3.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
9
1. 5. 6. 2. 3. 4.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.
10
1. 4. 2. 6. 5. 3.

 

1. 4.
2. 5.
3. 6.

19.01.2006