Организация системы психолого-педагогической поддержки учащихся в условиях перехода на предпрофильное и профильное обучение

Разделы: Школьная психологическая служба


С введением профильного обучения в старшей школе возникает проблема выбора учащимися того или иного профиля обучения, которая встает перед ними уже в девятом классе (а в некоторых школах еще раньше). С одной стороны, профильное обучение – это возможность для учащегося получить дополнительные знания по избранному направлению и проверить свои возможности, с другой – это риск неправильно выбрать профиль и, следовательно, временные и моральные издержки. Для того, что бы избежать неосознанного и безответственного выбора дальнейшего маршрута обучения в 9 классах вводится система предпрофильной подготовки. Очевидно, что учащимся при выборе профиля обучения необходима помощь специалистов.

Наряду с этим, существует и другая, не менее важная проблема. Это здоровье наших детей. Родители и педагоги обеспокоены состоянием здоровья своих детей, хотели бы приобщать их к здоровому образу жизни. Для современного состояния традиционного школьного образования характерны по меньшей мере следующие негативные тенденции: снижение активности школьников в процессе учебы, замедление их психического и физического развития. В этой связи актуальной становится задача использования каждым преподавателем всевозможных способов, методов, технологий, оказывающих профилактическое и оздоравливающее воздействие на организм учащихся, предотвращение перегрузок учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий необходимо на всех ступенях учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения – на уроках и факультативах, на элективных курсах и кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.

Решением данных проблем является создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки и перехода на профильное обучение. В данной статье освещается круг вопросов, необходимых для создания системы психолого-педагогической поддержки учащихся: нормативно-правовая база, цели создания, задачи, основные компоненты, критерии результативности работы.

В работе по созданию системы психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки мы базировались на следующих нормативных документах:

  1. Концепция модернизации российского образования до 2010 года.
  2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования.
  3. Письмо МО РФ от 20. 08. 2003 № 03-51-157/13-03 “Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования.
  4. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.

Цели создания системы психолого-педагогической поддержки учащихся:

  1. Сохранение и укрепление здоровья в ходе учебного процесса.
  2. Координация усилий администрации школы, учителей, учащихся и родителей для предотвращения и решения проблем, связанных с выбором образовательного и профессионального маршрута, самоопределением и саморазвитием.

Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:

  1. Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности.
  2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
  3. Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
  4. Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов, администрации .

Основные компоненты системы

  1. Психолого-педагогическая поддержка учащихся в процессе предпрофильной подготовки должна включать в себя:
  2. Организацию всестороннего изучения профессиональных и личностных особенностей учащихся 9 классов, их профессиональных интересов и склонностей.
  3. Введение здоровьесберегающих технологий в обучение, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование установок на здоровый образ жизни.
  4. Развитие навыков саморегуляции и управления стрессом.

В реализации системы психолого-педагогической поддержки учащихся принимают участие все субъекты образовательного процесса: ученик 9 класса, классный руководитель, учителя-предметники, педагог-психолог, социальный педагог, администрация, медицинский персонал, родители, учреждения, которые сотрудничают со школой в плане реализации предпрофильной и профильной подготовки. Кратко рассмотрим отметим их основные характеристики:

1) Ученик 9-11 класса. В центре нашего внимания – ученик. У детей и подростков должна быть личностная ответственность за свое здоровье, не надо перекладывать ее на родителей, учителей или врачей. Предлагаемые элективные курсы в нашей школе: “Профдиагностика” и “Мое здоровье”, “Деловой человек”, “Журналист”, “Философия”, “Психология самопознания”, “Чудесный город”, “Школа дизайна”, “Основы научно-исследовательской и проектной деятельности”, "Психологическая подготовка к ЕГЭ". .

Планируемые мероприятия: выпуск газет, посвященных сохранению здоровья (“Гигиена зрения”, “Здоровое питание”, “Режим питания”, “ОРВИ и грипп”и др. ); физкультминутки на каждом уроке (упражнения (гимнастика) для глаз, гимнастика для пальцев, дыхательные упражнения); практическая конференция учащихся 9-11 классов: “Мое Здоровье”; работа по самоуправлению.

2) Педагогический коллектив. Основной принцип, который лежит в основе отношений внутри педагогического коллектива – комплексное согласованное взаимодействие. Забота о здоровье учителей и учащихся заключается, прежде всего, в продуманной организации образовательного процесса (создание позитивного микроклимата на уроках, качественно-содержательное оценивание, постоянная смена поз и положения во время урока – групповая работа, парная, индивидуальная и т. п. ). В школе постоянно работает творческая группа (в которую входят – педагог-психолог, классные руководители 9-11 классов, зам. дир. по УВР), что позволяет комплексно заниматься вопросами психолого-педагогического сопровождения и оздоровления учащихся 9-11-х классов. Ведущими задачами педагогов являются: создание благоприятных условий для творческого развития и саморазвития личности школьника; учет возрастных и психофизиологических особенностей учащихся; помощь в осознании основных социальных ценностей, в формирование ответственности и возможности самостоятельного выбора; помощь учащимся осознать ценности здоровья; внедрение развивающих, здоровьесберегающих технологий обучения.

В обязанности классных руководителей входят: Проведение классных часов “Профилактика перегрузок в процессе обучения“, “Час здоровья“, “Режим дня, учебы и отдыха“, “Личная гигиена. Предупреждение инфекционных заболеваний“. Формирование здорового микроклимата в отношениях ученик-учитель. Отслеживание количества и причин пропусков уроков учащимися. Экскурсии, театры, музеи, кинотеатры. Индивидуальные беседы с учащимися и родителями.

Таким образом, образовательный процесс имеет творческий характер. Это служит реализации той поисковой активности, от которой зависит развитие человека и его адаптационный потенциал. Такой подход способствует достижению цели работы школы по данному эксперименту.

3) Административно-правовая работа (директор, зам. дир. по УВР, зам. дир. по ВР, зам. дир. по начальной школе):

  1. Информационная работа (просветительская работа): информационные стенды для родителей, информационные стенды для детей, индивидуальные беседы с учащимися и их родителями.
  2. Нормативно-правовая деятельность:локально-правовые акты, регулирующие деятельность ОУ.
  3. Руководство, управление и контроль:контроль за столовой, контроль за выполнением сангигиенических норм, контроль за работой творческой группы, контроль за введением в уроки здоровьесберегающих технологий, смотр кабинетов (соответствие санитарно-гигиеническим требованиям: отделка кабинета, воздушно-тепловой режим, освещенность, техника безопасности, посещение уроков (работа над осанкой, организация физкультминуток, предупреждение перегрузок, рациональная организация труда учащихся и учителя), контроль за проведением оздоровительных мероприятий, расписание составляется с соблюдением положений СанПиНов (при этом принимаются во внимание физиологические особенности учащихся, ритмы суточной и недельной работоспособности).
  4. Воспитательная работа: праздники здоровья, работа детской организации, “Фестиваль профессий”, дни здоровья – осень, зима, весна, выступление на педсовете “Формирование мотивации здорового образа жизни“, цикл лекций для родителей (лекторий для родителей)
  5. Педсовет:Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе”.
  6. Методические советы, семинары, совещания:Анализ урока с позиций здоровьесбережения”, Семинар-практикум для учителей “Мое здоровье”, “Изучение активных форм обучения”, “Формы и методы обучения и воспитания в работе по формированию культуры здоровья”, “Урок с позиции здоровьесбережения”, “Преемственность в обучении”, “Формирование нравственно здоровой личности”, Конкурс – Здоровьесберегающий класс. Изучение опыта работы других школ, посещение курсов, семинаров, конференций по проблемам здоровья, составление образовательных программ с учетом здоровья учащихся, методическая поддержка уроков, создание методической копилки по здоровьесберегающим технологиям, применение здоровьесберегающих технологий.

4) Школа-родители. В данной системе работы взаимодействие “педагог-родители“является одним из основных слагаемых успешного решения поставленных задач. Важными обязанностями родителей являются: быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития, обращаться с ребенком как с равным, воспитывать в детях самостоятельность, направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка. Участие родителей в школьной жизни своих детей выражается в: участие в праздниках, спортивных мероприятиях, анализ результатов медосмотра, посещение родительских собраний, уроков, контроль питания своих детей.

5) Педагог-психолог. Цель работы психологической и социальной службы школы – формировать позитивное отношение к обучению, рекомендовать меры по созданию комфортных условий на занятиях, стимуляция саморазвития. Задачи деятельности психолога: 1) Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2) Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3) Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4) Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания, развития детей в образовательной среде школы.

В рамках данной системы педагог-психолог осуществляет следующие виды деятельности:

  1. Психолого-педагогическая диагностика (учебной мотивации, психофизиологических особенностей – тип нервной системы, доминирующее полушарие, канал восприятия, диагностика утомления). Проводится по запросу со стороны взрослых (педагог, родитель) или самого ребенка и в плановом порядке. По итогам диагностики психолог готовит рекомендации для учащихся, педагогов и родителей, организует консультативные или коррекционно-развивающие встречи с ребенком, совместно с автором запроса планирует работу, направленную на решение проблем ребенка.
  2. Коррекционно-развивающая и консультативная работа. Проводится по запросу и по итогам психологической диагностики. Работа развивающего характера, ориентированная на благополучно развивающихся детей, организуется в виде факультативов или игр по запросу самих детей или классных руководителей.
  3. Цикл выступлений с методическими рекомендациями по здоровьесберегающим технологиям на педсоветах, совещаниях, методических объединениях. Цель: консультирование педагогов по вопросам, связанным с обучением, взаимодействием, психологическим развитием школьников, здоровьесберегающих технологий. Тематика может быть следующей: Методы снятия усталости и напряжения у учащихся на уроке. “Психологический климат на уроке”. “Психофизиологические основы обучения”. “Личностно-ориентированные технологии в обучении”. “Психологические требования к уроку и домашнему заданию”. Здоровьесберегающая педагогика. “Психовозрастные особенности учащихся” и др.
  4. Профилактическая работа (профилактика курения, наркомании, сезонных заболеваний).
  5. ППК (психолого-педагогический консилиум).

6) Социальный педагог. Задачи деятельности социального педагога: 1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей. 2. Сотрудничество с родителями в вопросах, связанных с решением проблем и задач развития их детей. Виды деятельности:

  1. Консультирование родителей по проблемам воспитания и социального развития их детей. Организуется по запросу самих родителей или педагогов, итогам психологической диагностики (при наличии у ребенка трудностей в обучении и психологическом развитии) и итогам реализации коррекционно-развивающих мероприятий. В большинстве случаев носит характер разовых консультаций.
  2. Организация психолого-педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
  3. Работа с семьями трудных детей. Организуется по запросу педагогов, администрации, либо носит систематический, плановый характер.
  4. Работа с детьми, поставленными на внутришкольный контроль.

7) Сотрудничество. Школа — социально-педагогическая система, приспосабливающаяся к условиям изменяющейся внешней среды. Школа рассматривается нами как самоорганизующаяся система, характеризующаяся следующими условиями: открытость – между школой и ее окружением существуют определенные взаимосвязи; динамичность – школа постоянно адаптируется к изменяющимся условиям; сложность – самоорганизующаяся система школы состоит из множества подсистем, которые находятся между собой в различных отношениях; автономность – школа сама определяет для себя границы, которые позволяют ей создать свой образ по внутренним правилам и противостоять внешнему давлению. Наша школа сотрудничает с:

- Социальный центр и служба психологической помощи (проводят лекции для девочек, для мальчиков, организуют приезд в школу социального педагога, логопеда, психолога и других профильных специалистов).

- ЦРБ (осуществляет комплексный медицинский осмотр учащихся всех классов).

- ЛОИРО – Ленинградский Областной Институт Развития Образования (руководство и методическая помощь).

- Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции (ЦППРК) (районная медико-психологическая комиссия, психоневролог, психотерапевт и др. ).

Критерии результативности и эффективности работы:

  1. Создание нормативно-правовой базы (федеральные, региональные и локальные нормативные акты, планы и программы работы) по организации психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе предпрофильной подготовки.
  2. Повышение заинтересованности работников ОУ в укреплении своего здоровья и здоровья учащихся (обучение педагогов методологии преподавания ЗОЖ, дни здоровья, семинары, научные конференции, лекции).
  3. Возрастание интереса к учебе у учащихся (повышение мотивации обучения). Адекватная самооценка учащихся, снижение уровня школьной и самооценочной тревожности.
  4. Большинство учащихся осуществляют осознанный профессиональный выбор в рамках школьного обучения.
  5. Разработка и реализация программ по формированию культуры здоровья и профилактике вредных привычек, подготовка методических материалов по психолого-педагогической поддержке.
  6. Организация в школе оздоровительных и профориентационных мероприятий для учащихся 9-11 классов (дни здоровья, массовые акции, внеклассные мероприятия, научно-исследовательская деятельность учащихся, тематические вечера).
  7. Работа с родителями учащихся (информационная, консультативная, просветительская и др). Положительная обратная связь от родителей.

Важным моментом в создании системы психолого-педагогической поддержки является продуманность комплекса элективных курсов: количество и вариативность курсов, направленность на выбор будущего профиля, качество разработки и преподавания, наличие методических рекомендаций для ведения данного курса.

Для того чтобы способствовать профессиональному самоопределению подростков, целесообразным представляется введение курса “Профдиагностика“в первом полугодии 9 класса. Квалифицированная помощь психолога в диагностике профессиональных предпочтений в новой системе предпрофильной подготовки и профильного обучения поможет подросткам понять свои психологические особенности и соизмерить их с требованиями будущей профессии. Целью курса "Профдиагностика" является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению и выбору профессии. Темы курса направлены на диагностику различных аспектов личности – “Диагностика личностных особенностей“, “Диагностика мотивации обучения“, “Диагностика профессиональных интересов“, “Диагностика саморегуляции“, “Диагностика социальной направленности“, “Диагностика когнитивных особенностей (память, внимание, мышление)“и др. В процессе занятий необходимо использовать разнообразные методы работы: групповая дискуссия, анкетирование, игровые методы, мини-лекции, творческие задания. Важным условием успешного проведения такого курса является ограниченное количество учащихся (8-10 человек), так как необходим индивидуализированный подход к каждому из учащихся. На занятиях каждый учащийся ведет диагностическую тетрадь, куда заносит ответы по тестам и методикам и проводит самоанализ результатов. Ожидаемые результаты после прохождения курса: умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по разным профилям; умение осознанно осуществлять выбор дальнейшего образовательного маршрута, соответствующего своим склонностям и интересам; готовность нести ответственность за сделанный выбор.

В 10-11 классах учащимся предлагается пройти обучений по курсу "Психологическая подготовка к ЕГЭ". Целями такой программы являются: 1. Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзамену и на экзамене (в частности, инструктаж, правила заполнения бланков). 2. Обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля. 3. Повышение уверенности в себе, в своих силах. Основные методы организации занятий это – мозговой штурм, пробный экзамен, игровые методы, анкетирование, мини-лекции, творческая работа, устные или письменные размышления по предложенной тематике.

Таким образом, система психолого-педагогической поддержки учащихся – это комплексный и системный подход к решению проблем, возникающих при переходе на предпрофильное и профильное обучение; это интеграция усилий классного руководителя, педагогов, психологов, социального педагога, администрации школы, медицинских работников, направленных на обеспечение успешной адаптации в новых условиях обучения; это система личностно-ориентированного обучения; это регулярность и организованность, продуманность и четкая организация действий всех элементов системы; это здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения.

Дополнительная литература

  1. Кравцова Е. Девятиклассники. Материал для проведения родительского собрания. //Газета “Школьный психолог“, №11-2003.
  2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16.
  3. Попова М. В. Психология как учебный предмет в школе. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2000. —288с.
  4. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Под общей редакцией Битяновой М. Р. , СПб: “Питер“, 2004. –304с.
  5. Прихожан А. М. Восьмиклассники. Материал для проведения родительского собрания. Газета “Школьный психолог“, №21-2002, с. 12-13.
  6. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие под ред. Митиной Л. М. – М. : Московский психолого-социальный институт Флинта, 1998. – 184с.
  7. Федоренко Л. Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. СПб. : КАРО, 2003. – 208с. – (Материалы для специалиста образовательного учреждения).

23.01.2006