Настольная познавательная игра "Мир чудес" (от 4 до 7 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Рис. 1

Рис. 1

Структура программы:

Рис. 2

Рис. 2

Задачи программы:

Рис. 3

Рис. 3

Содержание программы: Приложение 1.

Сентябрь

Диагностика: 1-я и 2-я неделя сентября.

Материалы: программа диагностики познавательной сферы 4 – 7 лет. (Приложение 2)

Занятие 1. Ранняя осень

Беседа. В кабинете детей встречает веселый гном (рисунок, мягкая игрушка) и знакомит детей с картой Мира чудес.

Рис. 10

Рис. 10

Гном: Дети, этот мир очень похож на наш, только он волшебный, ваше любое желание может исполниться там. Посмотрите на карту: здесь есть волшебный лес, где живут животные и птицы, растут красивые деревья и цветы; посмотрите, какой чудесный дом стоит на поляне – там живет семья, такая же как ваша, только волшебная; здесь ездят машины и летают самолеты, в реке водится много рыбы. Все это мы с вами увидим, а вот и мои спутницы, которые будут рассказывать вам об этом Мире чудес.

Педагог показывает четыре картинки с девочками – временами года и описывает каждое время года, показывая картинку. Стихи про времена года. Дети с помощью наводящих вопросов помогают гному в рассказе. К каждому времени года прилагается сюжетная картинка с отличительными признаками времени года.

Гном: А теперь я уступаю место времени года, которое у нас идет сейчас, какое это время года?

Дети показывают на осень. Осень рассказывает о себе с помощью стихов и картинок.

Игры: “Разрезные картинки”; “Новоселье” (расставить в таблице все листья).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Гном: Ребята, я с вами увижусь еще и на других занятиях, которые называются “Наша природа” и “Веселый карандаш”, на этих занятиях мы будем много играть и рисовать. До свидания!.

Занятие 2. Ранняя осень

Беседа. Дети после прогулки в лес или парк.

Осень: “Ребята, я знаю, вы были у меня в гостях, в осеннем лесу. Расскажите мне, что вы там увидели интересного. Покажите это на карте”.

Игры: “Кто сумеет похвалить?” (Дети подбирают определения к существительным, например, листочек красивый, золотой, легкий). “Про какое время года я говорю?”

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.

Октябрь

Занятия 3, 4. Семья, дом

Беседа.

Осень: “Сегодня я приглашу вас в гости, посмотрите на карту “Мира чудес”. Что стоит на опушке? (Дом)
– Да, и там живет семья: дедушка, бабушка, мама…. В доме открываются окна и двери, за которыми нарисованы члены семьи.

Стихи про членов семьи. Экскурсия по дому.

Игры: “Разрезные картинки”; “Кто что ест”; “Найди отличия”; “Из чего сделано?” (игрушки, мебель); “Угадай, кто это?” (изображение жестами членов семьи); “Закончи предложение и подбери к нему картинку” (девочка рисует дом, диван …; папа читает книгу, журнал …; бабушка печет торт, яблоки … и т.д.); “Назови любимую игрушку”; “Расставь мебель в комнате”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.

Занятия 5, 6. Овощи и фрукты

Беседа.

Осень: Ребята, скажите, где мы побывали в прошлый раз? (В доме)
– Сегодня, мы погуляем около дома и посмотрим на огород и сад, а помогут нам дочка и сыночек (картинки).

Новые герои рассказывают об овощах и фруктах, их сходстве и отличии, способах ухода за ними, о сборе урожая осенью.

Игры: Овощи: “Назови ласково”; “Предмет и форма” (соотнесение предметных картинок с геометрическими фигурами); “Вершки – корешки”; “Догони овощ” (у детей картинки с овощами, педагог называет какой-нибудь овощ и ведущий начинает догонять ребенка, у которого соответствующая картинка); “Назови ласково”. Фрукты: “Лото-вкладыши”; “Волшебный мешочек”; “Найди по описанию”. Дифференциация: “Классификация (овощи, фрукты); “Магазин”; “Четвертый лишний”; “Что где растет?”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.

Ноябрь

Занятие 7. Перелетные птицы

Беседа.

Осень: Много мы с вами путешествуем, только ходим все пешком. Есть на земле такие существа, которые двигаются быстрее нас, угадаете кто это? (Птицы)
– Сегодня мы посмотрим с вами в небо и скажем некоторым птицам: “До свидания!”.

Объяснение почему таких птиц называют перелетными. На примере нескольких птиц изучить строение, повадки и другие особенности птиц.

Игры: “Осенние приметы” (педагог называет приметы, дети хлопают в ладони, если примета относится к осени); “Сложи птицу” (аппликация по частям тела).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.

Занятие 8. Лес, грибы

Беседа.

Осень: Мы с вами много узнали про перелетных птиц, но не все птицы улетают, некоторые остаются и живут в лесу. Вообще лес очень загадочный в “Мире чудес”. Давайте заглянем туда.

Стихи про лес.

Осень: Загляните под дерево, что это? (Гриб)

Изучение грибов по муляжам.

Игры: “Под каким деревом живет гриб”; “Положи правильно” (классификация по величине).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.

Занятие 9. Поздняя осень – дикие животные

Беседа.

Осень: Давайте сегодня заглянем в домики лесных жителей.

На карте берлога, норы, дупло открываются, под ними нарисованы лесные жители. Описание животных, их повадок, питании.

Игры: “Какое это время года?”; “Кого не стало?”; “Угадай, кто это” (изображение жестами животных); “Чей домик?”; “У кого кто?” (животные и детеныш).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, ответ составляется из разрезных картинок.

Занятие 10. Животное и человек

Беседа.

Гном спрашивает у осени: Осень, мне кажется, что я очень похож на зайчика, да?

Осень: Нет, гномик, люди сильно отличаются от животных. Спроси у ребят.

Дети показывают и называют отличительные черты человека и животного.

Гном: А, что же у нас похоже, помогите ребята!

Дети отвечают на вопрос гнома.

Игры: “От кого эта часть?”; “Чем похожи, чем отличаются?”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Игра “Нелепицы” (перепутанные части тела человека и животного).

Декабрь

Занятие 11, 12. Зима, дикие животные

Беседа.

Гном прощается с осенью и знакомит детей с новой спутницей по “Миру чудес” – Зимой. Зима рассказывает о себе.

Зима: Ребята, давайте заглянем в лес и проведаем диких животных, интересно, что они делают.

Особенности зимовки диких животных. Стихи о диких животных.

Игры: “Найди одинаковые снежинки”; “Чьи следы”; “Узнай по описанию”; “Догони животное” (подвижная игра); “Ты кто?” (дети “превращаются” в зверят и рассказывают о себе от имени животного).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 13. Зима, зимующие птицы

Беседа.

Зима: Есть в зимнем лесу, не только животные, но и птицы, давайте найдем их.

Стихи о зимующих птицах.

Игры: Рассказ по серии картинок “Синичка”, “Вороны”

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 14. Новый год, зимние забавы

Беседа.

Зима: Ребята, я очень веселое время года, как вы думаете почему? (Праздник “Новый год”, зимние забавы) Давайте сейчас выйдем на улицу и поиграем в снежки и другие игры”.

Занятие проводится на улице.

Игры: “Зимние приметы” (педагог называет приметы, дети хлопают в ладони если примета относится к зиме); “Снежки”; катание на санках.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки про зиму.

Январь

Диагностика: 2-я неделя.

Материалы: программа диагностики (см. сентябрь).

Занятие 15, 16. Домашние животные

Беседа.

Зима: Мы с вами побывали в лесу, увидели как живут дикие животные, теперь пора поинтересоваться, что же делают домашние животные в мое время года? Посмотрите на карту.

В сарае открываются двери, где стоят домашние животные и их детеныши. Стихи про домашних животных.

Игры: “Узнай по описанию”; “Четвертый лишний”; “У кого кто?”; “Подбери пару”; “Угадай, кто кричит?”; “Угадай, кто это” (изображение жестами животных); “Кто что умеет делать? (дети называют действия, которые может делать загаданное животное); “Классификации” (дикие и домашние животные)

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Февраль

Занятие 17. Домашние птицы

Беседа.

Зима: Ребята, сегодня я хочу проверить вас, как хорошо вы про меня знаете, за это я расскажу вам еще про одних жителей “Мира чудес”.

Дети отвечают Зиме на вопросы о временах года. Зима в ответ рассказывает им о домашних птицах. Стихи про домашних птиц.

Игры: “Узнай по описанию”; “Четвертый лишний”; “Угадай, кто кричит?”; “Составь предложение по двум картинкам” (птица, снег); “Сравни двух птиц”

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 18, 19. Дом, мебель, игрушки, посуда, комнатные растения

Беседа.

Зима: Семья, с которой мы уже с вами знакомы, приглашает вас в гости, но сначала мы должны вспомнить как нужно вести себя за столом, когда вас приглашают на чай.

Проигрывание ситуации с детской посудой.

Зима: Теперь давайте посмотрим, как расположены комнаты в доме этой семьи, какая есть мебель, какие растения. Какие интересные игрушки в детской комнате и т.д.

Ознакомительная беседа.

Игры: “Найди место игрушке” (по цвету и форме); “Из чего сделано?”; “Куда положить?”; “Волшебный мешочек”; “Продолжи ряд” (1 ряд – круг, шарик или круг, квадрат; для 2-го ряда предметы: машинка, кубик, мяч); “Что изменилось?” (к группе игрушек педагог добавляет новую, дети отгадывают какую); “Подбери слово” (например: игрушка (педагог бросает мяч) – кукла (отвечает ребенок); “Подбери чашкам блюдца”; “Где что лежит?” (например: хлеб в хлебницу, сахар в сахарницу, салат в салатницу и т.д.).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 20. Праздник “23 февраля”

Беседа.

Гном: Ребята, скоро праздник “День защитника отечества”.

Рассказ об этом празднике.

Гном: И сегодня мы устроим конкурс для мальчиков “Самый сильный”.

Игры: “Кто самый внимательный?” (игра со стульями); ответы на вопросы, “Скажи наоборот” (утро – вечер, герой – трус, друзья – враги, день – ночь, быстро – медленно, светло – темно, много – мало, сесть – встать, смеяться – плакать, говорить – молчать, закрывать – открывать, взять – отдать, приносить – уносить, надевать – снимать, все – никто, высоко –низко, входить – выходить, смелый – трусливый, горький – сладкий, легко – тяжело, острый – тупой, высокий – низкий, большой – маленький, длинный – короткий); “Что это значит?” (свежая рубашка – чистая, выглаженная; свежая газета – новая; свежие краски – не засохшие; свежая голова – отдохнувшая; глухой старик – тот, кто ничего не слышит; глухая ночь – тихая, темная; глухой лай собаки – отдаленный); “Узнай по звуку” (музыкальные инструменты); “Найди противоположное слово (сахар сладкий, а лимон?..; луна видна ночью, а солнце?... и т.д.); “Назови одним словом” (обобщающие понятия).

Итог занятия.

Вручение призов.

Март

Занятие 21. Начало весны

Беседа.

Гном знакомит детей с новой героиней – Весной. Она рассказывает о себе, читая стихи и приметы весны, показывает картинки с признаками весны.

Игры: “На что это похоже, дорисуй” (незавершенные изображения); “Угадай по звуку” (капель, текут ручьи, поют птицы, жужжат насекомые).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Устные загадки.

Занятие 22. Праздник “8 марта”

Беседа.

Весна рассказывает детям, что за праздник “8 марта”. Показывает диафильм “Мы подарим маме?”

Игры: “Составь предложение по двум картинкам” (мама, цветы).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Изготовление цветов-оригами.

Занятие 23, 24. Одежда, обувь, головные уборы

Беседа.

Весна наряжена в зимнюю одежду.

Весна: Ребята, скажите мне, пожалуйста, почему мне так жарко? (Тепло одета)
– И правда, я надела зимнюю одежду, а какая же мне нужна, помогите выбрать.

На столе кукольная одежда разных сезонов. Наряжают куклу. Аналогично проводится с головными уборами и обувью.

Игры: “Помоги одеться Маше”; лото; “Классификация” (обувь, одежда, головные уборы”; подвижная игра “Поменяйтесь местами те, кто одет в…”; “Подберем куклам одежду” (из первых букв имен кукол складывается название одежды (например: Юля, Боря, Катя, Андрей – юбка).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Апрель

Занятие 25. Весна. Возвращение перелетных птиц

Беседа.

Весна: Ребята, сегодня я провожу вас в лес, к жителям, которые совсем недавно прилетели к ним с юга. Как вы думаете, почему они прилетели? (Потому что стало тепло)
Посмотрите, на них.

Показывает картинки, называя птиц и описывая их. Затем дети отвечают на вопросы по пройденной теме.

Игры: “Весенние приметы” (педагог называет приметы, дети хлопают в ладони если примета относится к весне); “Каждую птицу на свое место”; “Разложи по кучкам” (перелетные и зимующие птицы).

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 26, 27. Наземный, водный, воздушный транспорт

Беседа.

Звуки парохода, самолета, машины.

Весна: Послушайте, что это такое? (Транспорт)
Сколько же его здесь, посмотрите на карту. Как же тут разобраться, на чем я могу лететь, на чем плыть, на чем ехать. Ребята, помогите!

Педагог вывешивает разные виды транспорта. Дети распределяют транспорт по группам, педагог дает этим группам названия.

Игры: “Лото”; “Летает – не летает”; “Составь предложение по двум картинкам” (корабль, капитан; автомобиль, светофор и.т.д.); “Логический поезд” (выкладывание групп картинок); двигательная игра “Замри” (дети загадывают транспорт и двигаются по комнате, по команде “замри” все замирают и водящий угадывает виды транспорта); “Шоферы”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 28. Профессии

Беседа.

Весна: Ребята, что мы видели на карте Мира чудес в прошлый раз? (Транспорт). А вы знаете, кто управляет машинами? (Шофер, водитель). А какие профессии вы еще знаете? Давайте поиграем, я называю профессию, а вы мне говорите, где этот человек работает. (И наоборот)

Игры: “Придумай позу” (дети придумывают подходящую позу для каждой профессии); “Что нужно для работы?”; лото; “Логический домик”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Май

Диагностика: 1, 2 неделя.

Материалы: программа диагностики (см. сентябрь).

Занятие 29. Май. Насекомые

Беседа.

Весна: Ребята, я знаю, что вы наблюдали за природой на прогулке (в парке) и видели много интересного, расскажите мне. А теперь я включу магнитофон, а вы угадаете, кто это с нами говорит, что за лесной житель?

Игры: “Найди по описанию”; “Кто где живет?”; “Парочки”; “Покажи такую же”; подвижная игра “Догони насекомое”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Занятие 30. Грибы, ягоды

Беседа.

Весна: Есть у меня один друг – Гриб-боровик, он живет в листве под деревом, да он и сам вам расскажет про себя и про своих друзей.

Картинки или игрушки грибов, ягод рассказывают о себе.

Игры: “Когда это бывает?”; “Парочки”; “Составь предложение по двум картинкам” (грибы, корзина); “Сколько грибов”; “Угадай, где я живу!”.

Словесно-моторное упражнение: на выбор педагога.

Итог занятия.

Загадки, отгадки состоят из разрезных картинок.

Июнь

Повторение пройденных тем, на выбор педагога.

Каждый месяц воспитатели (в группе и на прогулке) и родители (в домашних условиях) выполняют задания от педагога. Приложение 3.

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 9