Элективный курс "Как развивать навыки делового общения"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Дополнительный образовательный курс "Как развить навыки делового общения" содержит теоретические и практические сведения по вопросам, касающимся подходов к поиску работы и получению ожидаемого результата.

Умение эффективно пользоваться письменной и устной речью является ключом к успеху в любой сфере бизнеса. Рекламируете ли вы изделие производства вашей фирмы, отвечаете на запрос или претензию друзей, потребителей и сотрудников, в чем-то убеждаете своих коллег - во всех этих случаях уровень владения письменной и устной речью может оказаться решающим. Плохо составленные деловые документы произведут на вашего делового партнера неблагоприятное впечатление, либо вовсе останутся незамеченными.

Этот курс предназначен для желающих овладеть искусством деловой переписки — будущим бизнесменам, социальным работникам, государственным служащим, менеджерам, а также учащимся школ бизнеса, секретарям-референтам.
По окончании курса "Как развить навыки делового общения" учащиеся должны уметь выразить свою мысль ясно и четко, уметь передать точный смысл своих слов.

Цели и задачи курса
Главная цель курса — дать учащимся инвариантные фундаментальные знания в областях, связанных с общением и владением навыками составления деловых и личных документов, использованием письменной и устной речи.

Цели изучения курса:
1. Создание и поддержка мотивации на трудовую деятельность и самостоятельное трудоустройство.
2. Формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.
3. Развитие у школьников познавательного интереса, творческой активности, теоретического, творческого мышления, а также формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
4. Развитие памяти, внимательности, логического мышления, воспитание информационной культуры. Развитие умения работать с дополнительными программами, правильно выбирать источники дополнительной информации.
5. Совершенствование навыков работы и повышение интереса к современным компьютерным технологиям.
6. Формирование речевой культуры, этикета и вежливости.

Говоря об общеобразовательной ценности курса, мы предполагаем, что умение любого человека выделить в своей предметной области систему понятий, представить ее в виде совокупности атрибутов и действий, не только поможет эффективному внедрению автоматизации, но и послужит самому человеку для повышения ясности мышления в своей предметной деятельности.

Структура курса предполагает изучение теоретического материала, который осваивается на курсовых занятиях, и проведение практических занятий на ПК с целью применения на практике полученных теоретических знаний.
Формы, методы и отчасти содержание обучения зависят от наличия прикладных программ пакета MS Office: Word, Excel, PowerPoint, Adobe Photoshop и т.д.

В 9-х классах применяется развивающий цикл уроков, следующих друг за другом: уроки общего разбора темы (уроки-лекции); уроки межпредметного обобщения материала (уроки защиты тематических заданий); уроки-практикумы.

Программа курса рассчитана на 16 часов, из них 10 отводится на практические занятия. Рекомендуемый режим обучения — 2 часа в день.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Практическая работа № 1. "Язык телодвижений"

Рис. 1. Жесты походки

1. Видно, что человек находится в угнетенном состоянии. Он идет, держа руки в карманах, волоча ноги, и как бы рассматривая, что находится под ними на земле.
2. Человек, шагающий, держа руки на бедрах, похож скорее на спринтера, чем на бегуна на длинные дистанции. Он хочет достичь своих целей кратчайшим путем и за наименьшее время. Его внезапные вспышки энергии сменяются периодами летаргии, когда он планирует следующий решающий ход.
3. Люди, занятые решением каких-либо проблем, часто ходят в медитативной позе: голова опущена, руки сцеплены за спиной. Их походка очень медленна, они часто останавливаются, чтобы пнуть камешек или даже поднять обрывок бумаги, перевернуть его и выбросить снова. Они как бы говорят себе: “Давай посмотрим на это со всех сторон”.

Рис. 2. Типы взаимодействия в группе

1. Двое мужчин, стоящие в центре, вероятно, обсуждаю что-то несущественное, судя по их “открытому” расположение, приглашающему желающих присоединиться. Заметьте, что пиджаки у обоих расстегнуты, они дружелюбно настроены, один из них заложил большой палец за пояс, руки другого расслаблены, оба стоят, наклонившись, друг к другу. Две женщины справа смотрят на мужчин. Одна из них наклонилась к другой и говорит что-то, видимо, очень конфиденциальное. Можно догадаться, о ком они говорят. Ноги обеих скрещены, руки сцеплены - это защитная реакция. Слева сидящая женщина, говорит со стоящим молодым человеком. Ее голова наклонена, глаза широко открыты, она слегка наклонилась вперед, и руки ее тоже открыты. Очевидно, она очень заинтересована этим человеком и внимательно слушает, что он говорит. Он, также наклонившись вперед, прихорашивается, поправляет галстук, и выставил вперед правую (“благоприятную”) ногу. Его установка очевидна.
2. Двое мужчин, стоящие в центре, вероятно, обсуждаю что-то, что заставило того, что стоит справа, принять защитную позу. Другой это чувствует и пытается жестами раскрытых рук восстановить коммуникацию, может быть, даже говоря: “В чем дело? Может быть, я сделал что-то не так?”. Но, судя по сурово сведенным бровям его партнера, он может ничего не добиться или получить поток гневных слов. Две женщины — близки подруги и очень хорошо чувствуют себя друг с другом. Каждая сидит, подвернув ногу, в свободной позе и заинтересованно смотрит на другую. Обратите также внимание на расположение их рук — им легко прикоснуться друг к другу. Слева сидящая женщина, не очень заинтересована тем, что говорит ей молодой человек, стоящий перед ней. Ее ноги скрещены, и она мерно покачивает верхней. Более того, у нее скрещены руки, и она откинулась назад. Но молодой человек вполне уверен и самодоволен, он стоит, сложив пальцы, задрав нос и, похоже, больше всего заинтересован собой, а не партнершей. Ей, вероятно, кажется, что он скорее читает ей лекцию, чем ведет разговор.
3. Двое мужчин в центре каждый по своему проявляют нервозность и подозрительность. Стоящий справа смотрит поверх очков и держит руку в кармане, повернувшись к другому в профиль. Другой не в свое тарелке из-за того, что он сказал и из-за реакции собеседника. Чтобы не сказать еще чего-нибудь подобного, он прикрыл рукой рот, а другой гладит ткань пиджака жестом самоподтверждения. Из двух женщин та, что правее, сидит в оценивающей позе, в то время как вторая выражает сильную потребность в поддержке. Обратите внимание, как первая откинулась назад. В большинстве компаний всегда есть тот, кто пытается “продать” идею, услугу и т.п., и тот, кто постоянно пребывает в роли покупателя. Парочка слева олицетворяет состояние готовности, хотя и нельзя сказать, на что она направлена. Может быть, они хотят танцевать, а может быть, уйти от компании.

Рис. 3. Оценка, подозрение, готовность

1. Кластер жестов “критической оценки”: подбородок опирается о ладонь, указательный палец вытянут вдоль щеки, остальные располагаются ниже рта. Если это сопровождается наклоном тела от партнера, то тон оценки - критический, циничный, словом, негативный.
2. Захватывание носа в щепоть. Этот жест, соединенный с закрыванием глаз, говорит о большой сосредоточенности над принимаемым решением.
3. Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем. Этот жест выражает сомнение, затруднительное положение, часто, конечно, означающее “нет”. На собеседовании и переговорах касание носа обычно предшествует или непосредственно следует за предложением или контрпредложением. Вариация жеста касания носа — касание мочки уха или протирание глаза.
4. Руки на бедрах — это первый признак готовности. Его часто можно видеть на соревнованиях у спортсменов, ожидающих своей очереди.
5. Опора на стол широко расставленными руками — это сильный призыв: “Слушайте же меня, черт возьми, у меня есть что сказать!”. Если это не понимается, следует эмоциональный взрыв, часто весьма разрушительный. Не надо мешать человеку в такой позиции высказаться.

Рис. 4. Трое мужчин в телефонных будках

1. Мужчина стоит “по стойке смирно”. Его пиджак застегнут. Видимо, он говорит о чем-то важном для него. Он может оказаться бизнесменом, говорящим со своим клиентом так, как если бы тот был перед ним.
2. Второй мужчина стоит расслаблено. Он ссутулился, переступает с ноги на ногу, прижимает подбородок к груди. Он часто смотрит в пол и наклоняет голову, как бы говоря “да, да”. Кажется, что он чувствует себя вполне спокойно и немного скучает, возможно, но старается это скрыть. Можно гарантировать, что его собеседник — жена или старый друг.
3. Легко представить, что третий разговаривает со своей любимой. Он прячет свое лицо, закрывает его приподнятыми плечами или вообще поворачивается спиной к прохожим. Его голова склонена набок, и он держит трубку так, как будто это и есть объект его страсти.

Литература
1. Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения: Научно-попул. М.: Высш. шк.,1989. 159с.
2. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: кн. для учащихся. М.: Просвещение, 1988. 144 с.
3. Пиз Алан, Данн Пол Язык письма. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. 192 с. (Серия "Психологический бестселлер").
4. Пиз Алан. Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. 288 с. (Серия "А и Б = формула успеха").
5. Майкл Бенни Как развить навыки делового общения / Челябинск: "Урал LTD", 1999. 241 с.
6. Читаем человека. Свердловск, 1990
7. Кузнецова Т.В., Степанов Е.А., Филиппов Н.Г. Делопроизводство и техническая документация. М.: Высш. шк., 1991. 159 с.
8. Е.К. Губская, О.П. Дорофеева. Стенография. Компьютерная машинопись. Делопроизводство. Серия "Учебный курс". Ростов на Дону: "Феникс", 2000. 192 с.