Разработка наглядного пособия по истории изобразительных искусств с применением компьютерных технологий

Разделы: МХК и ИЗО


В нашей школе предусмотрено трехгодичное изучение истории изобразительных искусств на ремесленном, театрально-декорационном и театральном отделениях. Учебный курс рассчитан на 102 часа и имеет три раздела:

  1. Виды искусств (обзор);
  2. История зарубежного искусства;
  3. История русского искусства.

При изложении исторического материала важно ясно представить ученикам последовательность событий, чтобы стала понятна логика смены художественных стилей. Дети с удовольствием воспроизводят то, что запомнили, поняли, освоили. Они охотно называют имена художников, названия картин, скульптурных композиций и архитектурных памятников. Эта радость узнавания может быть стимулирована использованием различных репродукций или фотографий из книг.

Для создания полной картины развития зарубежного искусства было разработано наглядно-методическое пособие “Лента времени”. Оно отражает основные этапы эволюции искусства и является сопровождением второго раздела курса.

Искусство каждой эпохи связано с историческими условиями, национальными культурами, уровнем жизни общества в целом. Подобно тому, как в каждую историческую эпоху одна из форм общественного сознания выступает в качестве главенствующей и влияет на остальные, в разные периоды развития изобразительного искусства какой-то один из видов становится главным. Он с наибольшей полнотой выражает тенденции времени. Например, в Средние века на первый план выдвигается культовое строительство, а в XIX веке ведущую роль играет живопись. Кроме того, на каждом этапе история выдвигает какую-либо одну страну (или несколько стран) и ее культуру как передовую, например, античную Грецию, средневековую Византию, Италию в эпоху Возрождения.

Идея создания “Ленты времени” родилась как попытка систематизировать и представить в виде развернутой линии последовательность смены художественных стилей и эпох. В процессе систематизации было выделено 16 разных по длительности этапов и стилей истории развития зарубежного искусства. Каждому этапу в пособии посвящена отдельная страница:

  1. Первобытное искусство;
  2. Искусство Древнего Египта;
  3. Искусство Древней Греции;
  4. Искусство Древнего Рима;
  5. Искусство Византии;
  6. Искусство Западноевропейского Средневековья;
  7. Искусство Итальянского Возрождения;
  8. Искусство Северного Возрождения;
  9. Барокко;
  10. Рококо;
  11. Классицизм;
  12. Романтизм;
  13. Реализм;
  14. Импрессионизм;
  15. Постимпрессионизм;
  16. Модернизм.

Каждая страница содержит характеристику самых типичных и известных особенностей искусства одного периода. При этом использован как словесно-описательный, так и наглядный материал. Текст дан в максимально сжатой форме, лаконично изложена искусствоведческая терминология; использованы репродукции картин, фотографии скульптурных изображений и архитектурных памятников. При подборке иллюстративного материала преимущество отдавалось произведениям, с которыми ученики знакомились на уроках. Указаны временные рамки стилей и эпох, их внутренняя периодизация.

На заднем плане каждой страницы помещено изображение одного из произведений искусств, относящихся к данному периоду. Контрастность и яркость изображения снижены. На его фоне отчетливо выглядят три-четыре репродукции или фотографии, а также сопроводительный текст. Предваряет “Ленту времени” титульный лист.

“Лента времени” скомпонована в электронном виде в формате “PowerPoint”. Источниками для пособия послужили электронные библиотеки: “Мировая художественная культура”, “Энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Электронная библиотека – 5555”.

Каждая страница распечатана на цветном принтере и ламинирована. Страницы соединены друг с другом по принципу “гармошки”, с использованием перфоратора и пластиковых соединителей.

Применение на уроках электронной версии “Ленты времени” состоит в том, что на экран монитора поочередно выводятся слайды и даются устные комментарии учителя.

Ламинированное наглядное пособие имеет более широкий диапазон применения. Мы рекомендуем следующие пути и способы работы с “Лентой времени”:

  1. обращение к ней при изучении каждой новой темы в качестве иллюстрации к устно сообщаемому материалу;
  2. использование для повторения и закрепления материала (например, закрыть часть ленты и предложить ученикам восстановить пропущенное);
  3. проведение самостоятельного сравнительного анализа стилей и эпох;
  4. составление викторин;
  5. применение в качестве дополнительного материала к итоговой аттестации.

Целью методического пособия выступает формирование у школьников отчетливых представлений об этапах развития зарубежного искусства, их взаимной связи и логики смены. Эта цель реализуется путём решения задач:

  1. отбор наиболее характерных памятников соответствующего периода или стиля;
  2. выделение ясных и легко обнаруживаемых стилевых признаков;
  3. установление связи между отдельными видами изобразительных искусств в рамках одного стиля или периода;
  4. поэтапное формирование понятия художественного стиля;
  5. систематизация материалов по истории искусств.

Учебно-методическое пособие “Лента времени” было представлено на образовательной выставке “Ярмарка педагогических идей” и отмечено первой премией на конкурсе педагогических идей, проведенном в городе Саров в декабре 2005 года.

25.01.2006