Профориентационное занятие из курса по предпрофильной подготовке "Мир профессий и твое место в нем" для учащихся 9-х классов по теме: "Его величество Интерес"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели:

  • раскрыть сущность понятия интерес;
  • определить роль интереса в профессиональном и личностном самоопределении;
  • формирование навыков самопрезентации.

Материалы:

  • цветные буквы для оформления темы урока;
  • изображение короны;
  • стенд “Интересы учителей и девятиклассников”.
  • справочный материал на индивидуальных листах.

Предварительная подготовка.

По желанию учащиеся готовят мини-исследования по темам: “Интересы девятиклассников”, “Интересы учителей лицея”; а также индивидуальные сообщения о своих увлечениях.

I. Введение.

Эпиграф к занятию:

(запись на доске)

“Если мир физический подчинен закону движения, то мир духовный подчинен закону интереса. На земле интерес есть всесильный волшебник, изменяющий в глазах всех существ вид всякого предмета…Интерес – есть начало всех наших мыслей и всех наших поступков”.

К. Гельвеций.

На сегодняшнем занятии нам предстоит с вами раскрыть сущность понятия интерес, определить роль интереса в профессиональном и личностном самоопределении; а также доказать, что это понятие по праву может претендовать на звание его величество.

II. Основная часть.

1.Что такое интерес.

Понятие интерес многозначное. Оно рассматривается в философии, социологии, политологии, юриспруденции, психологии и многими другими науками. Сегодня разработка содержания понятия интереса по-прежнему актуальна, так как и по сей день, нет достаточной ясности и единства в понимании природы интереса. Поэтому, если кто-то из вас заинтересуется в будущем этой темой, то можете внести свой вклад в ее дальнейшее изучение.

Мы будем рассматривать данное понятие с психологических позиций, а если говорить конкретнее, то с точки зрения профессионального и личностного самоопределения.

Попытаемся дать определение этого понятия через ассоциативный ряд.

Задание: напишите ассоциации к слову интерес (метод “паутины”)

Интерес (потребности, способности, увлечения, желание, выбор, радость, побуждение, хобби, возможности, работа, удовольствие, досуг, любимое занятие, познание, творчество, успех, интеллект).

Вывод по заданию:

Значение всех слов в ассоциативном ряду имеет положительную эмоциональную окраску.

Выстроенный ассоциативный ряд демонстрирует многогранность и многоплановость понятия интерес.

Задание: попробуйте объединить ассоциации по группам.

Учащиеся выделили следующие группы:

  1. Эмоциональная сфера (положительные эмоции, чувства).
  2. Выбор профессии.
  3. Познавательная деятельность, реализация способностей.
  4. Работа.
  5. Досуг (свободное время)

Вывод по заданию:

Понятие интерес пронизывает все сферы жизнедеятельности.

Поэтому мы с вами испытываем затруднения при формулировке определения этого понятия.

Обратимся к справочной литературе.

(Примеры напечатаны на индивидуальных листах.)

1. Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности. [1]

2. Интерес – потребностное отношение человека к миру, реализуемое в познавательной деятельности по усвоению окружающего предметного содержания, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. [2]

3. Интерес – направленность духовно-эмоциональной сферы человека на определенный учебный предмет или объект познания. [3]

4. Интерес – ценностная позиция личности, выраженная в деятельностно–практическом отношении к окружающему миру и самому себе. [4]

Задание: в приведенных определениях подчеркните ключевые слова.

Ключевые слова: направленность личности, познавательная деятельность (потребность), окружающий мир, внутренний мир.

– Как вы считаете, какое из приведенных толкований наиболее полно раскрывает сущность исследуемого понятия?

Большинство учащихся выбрали определение № 4.

2. Как рождается интерес.

Задание: подберите синонимы к слову интерес, характеризующие его с точки зрения познавательной деятельности,

Ответы: любознательность, любопытство, пытливость.

– Любопытство – ориентировочно – исследовательский рефлекс

– Любознательность – интеллектуальная активность.

– Познавательная деятельность (потребность)

   Интерес

Задание: постройте цепочку понятий: способности, склонности, задатки, интересы.

Ответы:

Задатки способности интересы склонности.

Вывод по заданию: интересы и склонности характеризуют личность со стороны ее устремленности в том или ином направлении, расположенности к какой-либо деятельности, т.е. “отвечают” за то, что делает человек. Качество же выполнения этой деятельности, ее успешность и уровень достижений зависит от того, как эта деятельность выполняется, т.е. от способностей человека.

3. Виды интересов.

Задание: назовите любой интерес (по цепочке).

По каким критериям можно сгруппировать интересы?

1. По содержанию, т.е. по их предметной отнесенности (спорт, рукоделие, музыка, техника и т.д.)

Выбор интереса зависит от ценностной позиции личности.

2. По широте предметного содержания (разносторонние, одноплановые, узкие).

Чрезвычайно полезно пробовать себя в самых разных сферах деятельности. Чем больше опыт и чем больше разных видов работ, тем больше возможностей для совершения осознанного выбора и тем больше профессиональных путей будет открыто перед вами.

Разноплановость интересов предохраняет от зацикленности.

3. По силе выраженности (ярковыраженные, слабовыраженные).

4. По устойчивости (постоянные, непостоянные).

5. По глубине (глубокие, поверхностные).

6. По возрастному признаку (детские, юношеские, взрослые, интересы пожилых и т.д.).

7. По распространенности (известные, массовые, редкие).

Выступления учащихся. (5 человек)

Результаты мини-исследования. “Интересы девятиклассников”.

Исследование интересов девятиклассников (9“А,Б,В”) проводилось на основе материалов портфолио. Интересы девятиклассников можно разделить на две группы: учебные и внеучебные.

1 группа. Учебные интересы. (Приложение 1)

Каким же предметам отдают предпочтение девятиклассники:

1 место – физкультура, математика

2 место – информатика, география

3 место – черчение, биология,

4 место – физика, литература, химия

5 место – экология, ин.яз.

Учебные интересы учитываются при выборе профиля, влияют на профессиональный выбор. Учебные интересы можно реализовать в различных предметных кружках, научных обществах (НОУ), принимая участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах, проектах и т.д.

2 группа. Внеучебные интересы. (Приложение 2)

Внеучебные интересы девятиклассников отличаются большим разнообразием.

1 место – спорт

2 место – музыка, компьютер

3 место – танцы, книги

4 место – вязание, рисование, техника

5 место – шитье, вышивание, рыбалка, катание на велосипеде, распространение косметики.

В качестве подтверждения вышеизложенного выступают учащиеся с рассказами и демонстрацией своих внеучебных интересов.

  • Увлечение спортивными играми: футбол и лапта.

Представлены грамоты и дипломы за призовые места.

  • Увлечение: комнатные цветы – кактусы.

Были показаны кактусы из личной коллекции.

  • Увлечение: восточные танцы.

Был исполнен восточный танец.

Внеучебные интересы способствуют развитию общих и специальных способностей, организации досуга, выбору профессии.

Результаты мини-исследования “Интересы учителей лицея”. (Приложение 3)

В опросе приняло участие 35 человек (32 женщины и 3 мужчин). Из числа опрошенных только 5 человек не имеют постоянных увлечений из-за отсутствия свободного времени. Интересы учителей, в отличие от девятиклассников, не столь разнообразны и их количество ограничено одним – двумя. Интересы учителей классические традиционные.

1 место – книги (детективы, мелодрамы, исторические романы) и вязание (спицами и крючком) – 12 человек

2 место – комнатные цветы – 7 человек.

3 место – походы, путешествия – 3 человека.

4 место – вышивание, шитье, кулинария, спорт – 2 человека.

5 место – сочинение стихов, пение, животные – 1 человек.

Сообщения об увлечениях учителей:

  • Учитель истории. Домашние животные – собаки.
  • Учитель биологии. Восточные танцы.
  • Учитель начальных классов. Комнатные цветы – фиалки.

III. Заключение. Итоги, выводы по занятию.

  1. Понятие интерес пронизывает все сферы жизнедеятельности.
  2. Интересы не являются врожденными, они формируются и изменяются в течение всей жизни.
  3. Выбор интереса зависит от ценностной позиции личности, через интерес характеризуется отношение человека к окружающему миру.
  4. Интересы влияют на формирование черт характера и качеств личности.
  5. Интересы определяют направленность личности и способствуют профессиональному и личностному самоопределению.

Таким образом, мы доказали, что понятие интерес имеет полное право на звание его величество.

Литература:

1. Психология. Словарь. Под общ. ред.А.В.Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2- изд. испр. и доп.– М.: Политиздат, 1990.

2. Психологический словарь. Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.– М.: Педагогика, 1983.

3. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. В.Г. Онушкин, Е.И. Огарев. Санкт-Петербург. Воронеж. 1995.

4. Интернет. Публикация “ Понятие интереса. Роль общественных и личных интересов в развитии общества”.

31.01.2006