Дидактические игры при изучении курса "Алгебра и начала анализа"

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Режим развивающего обучения обеспечивается использованием таких форм организации учебных занятий, которые помогают осуществлять индивидуальный подход к учащимся, включать каждого в осознанную учебную деятельность, мотивировать ее, успешно решать учебные и коррекционно-развивающие задачи.

Одной из таких форм являются дидактические игры. В процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате формируются ОУУН и закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Опыт использования таких игр позволяет сделать вывод, что они способствуют преодолению страха перед ответом учащихся у доски, при обучении для каждого ребенка создается ситуация успеха.

Проведение уроков с применением дидактических игр способствует основной цели обучения - саморазвитию учащихся, поэтому играть можно как в классах повышенного уровня подготовки, так и в классах с низким уровнем знаний.

Задания, предлагаемые для выполнения лучше подбирать разноуровневые.

Игра-викторина для 10 класса по теме
“Тригонометрические функции, свойства, графики”

В игре участвуют 4 команды и группа экспертов – 4 человека (в данную группу учитель выбирает ребят, хорошо владеющих материалом по теме и с высоким темпом работы).

За каждым экспертом закрепляется одна команда. В задачу эксперта входит:

  • выполнение того же задания, что получает группа
  • проверка своего решения с эталоном (при необходимости консультация учителя)
  • проверка решения команды и оценка его.

Учитель или ведущий игры достает из коробки бочонки с номерами заданий. Под каждым номером обозначено соответствующее задание в 4 разноуровневых вариантах. (Уровни обозначаются так: 0 – самый простой; 1 – средний уровень трудности; * – самое трудное задание). Каждая команда выбирает свой вариант. На выполнение работы отводится время, оговариваемое в задании. По истечении срока команда сдает решение экспертам, которые к этому времени решили задания, сверили их с эталоном и готовы к проверке решений команд.

По итогам проверки каждая команда получает определенное количество баллов, предусмотренное за данное задание.

Командам, давшим неверное решение, эксперты объясняют, где была допущена ошибка, показывают правильное решение, т.е. происходит после выполнения каждого задания рефлексия.

Некоторые задания, учитель просит прокомментировать представителей команд.

В процессе игры каждая команда заполняет оценочный лист. В конце урока подводится итог. Лидеру команды предоставляется право одному из игроков повысить оценку на один балл и одному снизить на один балл в зависимости от их участия в процессе обсуждения решений командой, выступлений. По результатам набранных баллов учащимся выдается различное домашнее задание.

Для проведения игры учитель готовит:

  • карточки-задания в 4 вариантах к каждому номеру (см. Приложение),
  • эталоны ответов к карточкам заданиям,
  • листы задания для экспертов (каждому эксперту выдается полный набор заданий, т.е. все 4 варианта, чтобы они могли обсуждать решение между собой),
  • желательно использование кодоскопа и доски с крыльями,
  • оценочные листы команд (по числу команд).