Экология Калмыкии. "Общие проблемы экологического состояния республики" (элективный курс для 9-го класса)

Разделы: Биология, Экология


В наше время, когда с каждым годом экологическая обстановка обостряется, а наша республика признана зоной экологического бедствия, особое внимание уделяется воспитанию молодежи совершенно с иным мировоззрением, с иным отношением к окружающему миру. Люди до сих пор не могут избавиться от деления всех живых организмов на полезные и вредные, и только экологически просвещенные уверены в целесообразности существования любых форм жизни. Человечество должно научиться жить в гармонии с природой, хозяйствовать, не нарушая экологического равновесия. Школа делает только первые шаги в этом направлении. Учителя ведут активный поиск новых форм работы с детьми, неординарных подходов к проблеме экологического просвещения и природоохранной работы.

Данный курс является важной ступенью в экологическом воспитании учащихся, так как проблемность и обобщающий характер содержания предопределили методы и организационные формы изучения данного элективного курса: лекции, семинары, практические и лабораторные работы, экскурсии и наблюдения. Такой подход ставит своей целью развитие у старшеклассников умений принятия решений, оценочных суждений, воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к людям и своей среде обитания.

Цель данного курса рассчитанного на учащихся 9-х классов состоит не только в том, чтобы помочь им на местных примерах понять экологические проблемы, существующие в нашей республике и выявить их взаимосвязи, но и помочь в дальнейшем в выборе профиля обучения в 10-11 классах и своей будущей специальности после окончания школы.

В приложениях приводятся методические рекомендации для проведения занятий по отдельным темам по данной программе. 

Программа

Введение.

Природные условия Калмыкии – 2 часа

Географическое положение. Районирование территории республики. Климатические особенности. Почвы Калмыкии.

Демонстрация. Карты Калмыкии.

Экологическое состояние окружающей среды в республике – 3 часа

1. Состояние атмосферы и ее охрана.

Причины нарушения баланса газов в атмосфере. Естественные и искусственные источники загрязнения воздуха. Состояние воздушной среды в городе. Влияние загрязнения и изменения состава воздуха на состояние живых организмов. Меры по охране воздушной среды.

Демонстрация.

1. Видеофильм “ Воздух в природе”.

2. Таблицы по экологии и охране природы.

Лабораторная работа. Определение степени загрязнения воздуха в городе.

2.Водные ресурсы Калмыкии.

Источники водоснабжения населенных пунктов. Дефицит пресной воды. Характеристика подземных вод. Открытые водоемы (пруды, озера и реки). Их характеристика. Использование внутренних водоемов. Загрязнение природных вод.

Демонстрация.

1. Видеофильм “Гидросфера”.

2. Схемы: а) очистных сооружений; б) классификации водных ресурсов.

3. Таблиц по экологии и охране природы.

Лабораторная работа.

1. Анализ проб воды.

2. Почвенные ресурсы.

Особенности почвенного покрова территории Калмыкии. Состояние земельных ресурсов. Загрязнение почвы. Опустынивание и вторичное засоление. Черные Земли. Пути повышения плодородия почв. Защита почв от эрозии. Хозяйственная деятельность человека и ее последствия. Влияние химических удобрений и пестицидов на почвы. Сохранение, улучшение и восстановление пастбищ.

Демонстрация.

1.Видеофильм “Животный мир почв”.

2. Таблиц по экологии и охране природы.

Экскурсия. Наблюдение за развитием эрозии в природе (окрестностях города).

Лабораторная работа. Определение механического состава почвы.

Растительный мир Калмыкии – 2 часа

Из истории изучения растительности Калмыкии. Природные комплексы. Коренная растительность. Флора Калмыкии. Экологические группы растений. Растения засушливых и влажных мест обитания. Растения Красной книги Калмыкии. Сельскохозяйственные и декоративные растения..

Экскурсия. Изучение видового состава растений и сбор гербария в окрестностях города.

Практическая работа. Определение растений и оформление гербария для занятий на уроках.

Животный мир Калмыкии – 2 часа

Видовой состав животных. Динамика популяций. Антропогенное воздействие на животный мир. Экологические группы животных. Животные почвенной, водной и наземной сред обитания. Редкие и исчезающие животные. Сельскохозяйственные животные.

Экскурсия.

1.Естественные условия обитания различных животных в окрестностях города. Наблюдения за их поведением и образом жизни.

2. Краеведческий музей или зоологический музей биофака КГУ.

Практическая работа.

1. Изучение состава животных в почвенных образцах.

2. Изучение животных в воде природных водоемов.

Окружающая среда и здоровье населения республики – 3 часа

Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение окружающей среды (химическое, биологическое, физическое). Качество воздушной среды и болезни связанные с ее состоянием. Водная среда и болезни, вызываемые ее состоянием. Загрязнение почв и болезни населения связанные с этим. Питание и здоровье человека. Природно-очаговые заболевания. Состояние заболеваемости населения Калмыкии.

Демонстрация.

1. Графиков биоритмов человека.

2. Схем, отражающих динамику средней продолжительности жизни людей в разных странах.

Практическая работа. Изучение состояния заболеваемости учащихся в своем классе и в школе и выявление причин болезней.

Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем – 2 часа

Качество окружающей среды поселка или города. Загрязнение и источники его загрязнения. Способы борьбы с загрязнением. Состояние здоровье детей и взрослых.

Экологический десант по территории населенного пункта с целью выявления неблагополучных по состоянию мест и оказания помощи в ликвидации выявленных нарушений.

Конференция. Проблемы загрязнения окружающей среды своей местности. Обсуждение результатов и встреча со специалистами разных профилей.

Итоговое занятие – 1 час.

1. Выступление учащихся с результатами (устный журнал, “Экологический вестник”).

2. Предложения по улучшению состояния окружающей среды по месту жительства и обращение с ними в местные органы самоуправления.

Тематическое планирование курса

п/п Темы занятий Кол-во часов Экскурсии, лаб. и практич. работы
 

Введение. Природные условия Калмыкии

2  
1. Географические условия. Районирование территории республики 1  
2. Климатические особенности.

Почвы Калмыкии

1  
 

Экологическое состояние окружающей среды в республике

3  
3. Состояние воздушной среды и ее охрана. Источники загрязнения. 1 Лабораторная работа
4. Водные ресурсы Калмыкии. Источники водоснабжения. Качество природных вод. 1 Лабораторная работа
5. Почвенные ресурсы. Состояние земельных ресурсов. 1 Лабораторная работа
 

Растительный мир Калмыкии

2  
6. Флора Калмыкии. Коренная растительность 1 Экскурсия
7. Экологические группы растений. Редкие и исчезающие растения. 1 Практическая работа
  Животный мир Калмыкии 2  
8. Животные республики. Видовой состав животных 1 Экскурсия

(Приложение 3)

9. Экологические группы животных. Животные Красной Книги 1 Практическая работа (Приложение 1,2)
 

Окружающая среда и здоровье населения республики

3  
10. Влияние факторов окружающей среды на организм человека. Загрязнение среды обитания. Питание и здоровье. 1  
11. Качество воздушной и водной среды, и болезни связанные с ним. 1 Практическая работа
12. Загрязнение почвы и болезни связанные с этим фактором. Природно-очаговые болезни. Состояние заболеваемости населения Калмыкии. 1 Практическая работа
 

Экологическое состояние населенного пункта, где мы живем

2  
13. Качество окружающей среды. Загрязнение и источники загрязнения. 1 Экологический десант
14. Состояние здоровья детей и взрослых 1  
 

Итоговое занятие

1  
15. Выступление учащихся с исследовательскими работами на заседании круглого стола с приглашением специалистов разных профилей и работников администрации 1  

Требования к знаниям и умениям

Учащиеся должны знать:

- понятия: окружающая среда, природные условия, природопользование, аридизация, экологические группы животных, экологические группы растений, опустынивание, вторичное засоление, ветровая эрозия;

- примеры, иллюстрирующие взаимосвязь природы, человека и общества;

- влияние человека на рельеф, почву, подземные и надземные воды и последствия этого;

- влияние изменений природных условий, вызванных хозяйственной деятельностью человека на здоровье населения республики;

- причины экологического кризиса в Калмыкии.

Учащиеся должны уметь:

- выявлять противоречия между экологически необоснованной деятельностью человека и окружающей средой;

- объяснять роль природы в жизни человека;

- находить и объяснять причины исчезновения отдельных видов растений и животных в Калмыкии;

- приводить примеры нерационального использования природных ресурсов в республике;

- предлагать альтернативные виды хозяйственной деятельности в нашем регионе;

- оценивать состояние природных вод, почвы в своей местности;

- выявлять источники загрязнения воды, почвы, воздуха на территории республики и своем населенном пункте.

Литература

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. Учебное пособие. М., АО МДС, 1996

2. Аникин В.В., Бакташева Н.М. и др. Материалы для КРАСНОЙ КНИГИ Республики Калмыкия. Под ред. В.М. Музаева. Элиста, 2005

3. Бакташева Н.М., Журкина Л.А. Редкие и исчезающие виды флоры Калмыцкой АССР//Растительные ресурсы Северо-Кавказский экономический район. Ростов-Н/Д., 1986

4. Близнюк А.И. Млекопитающие Калмыкии (Аннотированный список видов) // Республика Калмыкия на пути к устойчивому развитию. – Элиста, 1998.

5. Вестник АсЭкО, 1997, № 1-2

6. Габунщина Э.Б. Животный мир Калмыкии: от простейших до насекомых. Элиста: АПП “Джангр”, 1998

7. Горбачев Б.Н, Бананова В.А., Журкина Л.А., Середин Р.М., Вотинова Т.И. Растительный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во. 1976.

8. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1994.

9. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1995.

10. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1996.

11. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1997.

12. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1998.

13. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 1999.

14. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2000.

15. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2001.

16. Доклад о состоянии окружающей среды Республики Калмыкия. Элиста, 2002.

17. Киреев В.А. Об охране амфибий и рептилий Калмыкии // Биота и природная среда Калмыкии. М.-Элиста, 1995.

18. Коростов Г.А. Бабочки. Животный мир Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1986.

19. Кукиш А.И. Птицы. Животный мир Калмыкии. – Элиста: Калм. кн. изд-во.1982.

20. Журкина Л.А., Бакташева Н.М. Редкие и исчезающие растения Калмыкии. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1990.

21.Манджиев С.Б., Березовская Д.А. География. Калмыцкая АССР. Элиста: Калм.. кн. изд-во, 1986.

22. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города.. 9 – 11 классы. Школьный практикум, М. Владос. 2001.

23. Охрана и использование природных ресурсов Калмыкии. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1985.

24. Пасечник В.В. Школьный практикум. Экология. 9 кл., М., Дрофа. 1998.

25. Позняк В.Г. Животный мир Калмыкии. Рыбы. – Элиста: Калм. кн. изд-во. 1987.

26. Самкова В.А. Экологический практикум. Город, в котором я живу. Биология в школе. 2001, № 5.

27. Фомичев А.И. Животный мир Калмыкии. Беспозвоночные. Элиста: Калм.. кн. изд-во. 1986.

28. Эрдниев Ц.Э. Калмыки. – Элиста: Калм. кн. изд-во, 1980.

Технические средства

1. Экология. Учебное электронное издание. Диск 1.Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

2. Экология. Учебное электронное издание. Диск 2. Московский государственный институт электроники и математики, 2004.

3. 1 С:Школа.. Экология , 10-11 классы. Учебное пособие. Под редакцией А.К .Ахлебинина, В.И. Сивоглазова.. Министерство образования РФ, 2004.

4. 1 С:Школа. Биология, Учебное электронное издание. Лабораторный практикум.. 6-11 классы Министерство образования РФ, 2004.

5. 1С:Школа. Биология, 10-11 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ,2004.

6. 1С:Школа. География, 6-9 классы. Учебное электронное издание. Министерство образования РФ, 2004.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3