Тема урока: "Вы сказали: "Здравствуйте!"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

1. а) познакомить:

- с историей возникновения традиционных приветствий народов мира;

- с различными видами приветствий (синонимичные выражения);

б) научить правильно здороваться в зависимости от ситуаций и особенностей встречаемого человека.

2. Воспитывать вежливость, доброту, внимание к окружающим людям.

3. Развивать коммуникативные навыки, умение анализировать и синтезировать материал.

Ход занятия.

Перед началом мероприятия звучит музыка. Использованы фрагменты произведений "Космическая баллада" (Дидье Маруани) и "Магнитные поля" (Жан-Мишель Жар). Столы в классной комнате расставлены буквой "П". Классный руководитель – в центре.

I. Беседа по теме "История происхождения традиционных приветствий у разных народов"

"Здравствуйте, ребята! - легкое и обычное приветствие. А каково бы было ваше удивление, если бы начало было таким:

"Ели вы сегодня?" и "Здоров ли ваш скот?"

А ведь это тоже приветствие. Именно такими фразами обменивались встретившиеся друг с другом жители Древнего Китая, Монголии, Египта.

В самом деле, что составляло основу жизни монгола-кочевника в старые времена? Его стадо. Здоровы животные - хватает еды - все благополучно в семье. Пал скот от хвори или бескормицы - и у людей голод, болезни, смерть. Вот и получается : пожелать здоровья рогатым кормильцам скотовода- все равно, что пожелать здоровья ему самому и его близким.

Какими только приветствиями не пользуются люди:

• Национальные обычаи Японии как ни в какой другой стране связаны со множеством поклонов. Кланяются знакомым и незнакомым: пассажирам автобусов, покупателям, экскурсантам. В своем доме женщины встречают гостя на камнях, а голову кладут на касающиеся пола ладони.

• Люди из племени масаи перед тем как поприветствовать друг друга, плюют на руки, а из племени маори - прикасаются друг к другу носами. Где-то, на Востоке, здороваясь, наклоняют голову перед сложенными ладонями, прикладывают руку ко лбу, к груди и сердцу. (Ребята иллюстрируют рассказ сценками).

• Когда здороваются монголы, они протягивают обе руки и пожимают друг другу не ладони, а выше локтей. Младший должен протянуть свои руки так, чтобы они находились под руками старшего (иллюстрация сценкой).

Приветствовать - значит сказать еще и какие-то слова.

В прошлом говорили так:

Заканчивающим жатву: "С двумя полями сжатыми, с третьим засеянным!"

Молотильщикам желали: "По сту на день, по тысяче на неделю"

Едящим и пьющим: "Хлеб да соль" или "Чай да сахар".

Вежливый человек не просто отвечал на приветствие, а использовал в ответе специальную для каждого случая этикетную форму.

Рыбака приветствовали: "Улов на рыбу!" - "Наварка на ушицу!" - отвечал он.

"Спорынья в квашню! - говорили женщине, которая месит тесто. "Сто рублей в мотну!" - отвечала она (спорынья - удача).

Один из видов приветствия - рукопожатие. Такой жест выражает повышенное дружелюбие, поэтому обмен рукопожатиями не всегда обязателен.

Вопрос ребятам: Откуда пошел обычай снимать перчатки?

Пока ребята обсуждают ответ, звучит музыка.

Ответ: С рыцарских времен. Снимая перчатку с правой руки, рыцарь показывал, что он относится к встречным доброжелательно!

Первым протягивает руку старший по возрасту, женщина мужчине.

Рукопожатие - это короткое и энергичное встряхивание руки. И хотя говорят "Крепкое рукопожатие", это не означает такое, от которого немеют пальцы, и становится больно. Но и не вялая "кошачья лапка".

Если встреча знакомых происходит на улице когда прохладно и люди в перчатках, мужчины перед рукопожатием перчатку снимают обязательно, а женщины по своему удобству и усмотрению, но зимнюю рукавичку нужно снимать и женщинам. Рука, поданная без перчатки, - это, прежде всего, признак уважения человека. Не принятая рука, протянутая для рукопожатия, расценивается как оскорбление.

Какую-то роль в приветствии играют и головные уборы.

Вопрос ребятам: Откуда пошла традиция снимать шапку при входе в дом?

Во время обсуждения ответа детьми звучит музыка.

Ответ: Обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: "Я не опасаюсь тебя!"

В книге "Юности честное зерцало..." (написанной во времена Петра I), которая давала разные наставления, как быть вежливым и учтивым молодым человеком при встрече со знакомыми, указывалось:

"За три шага шляпу снять приятным образом. Шляпу держать в руках неубыточно, а похвалы достойно". "Лучше когда про кого говорят: он есть вежлив, смиренный кавалер и молодец, нежели когда скажут про которого: "он есть спесивый болван" (Два ученика в костюмах, изображая глашатаев, зачитывают указы, написанные на свитках).

Снять или не снять сейчас головной убор - зависит от времени года, да и от характера головного убора. На улице не снимают зимнюю и лыжную шапки, берет, но зато приподнимают шляпку (за тулью), фуражку (за козырек). Но, входя в закрытое помещение, приветствующий мужчина снимает любой головной убор.

Вопрос ребятам: Когда говорят "Привет", "Здравствуйте"?

Ребята обсуждают ответ. Звучит музыка.

Ребята отвечают: Очень много зависит от того, с кем вы поздоровались. Своим ровесникам, приятелям можно сказать "Привет", взрослым нужно говорить "Здравствуйте".

II. Обсуждение разыгрываемых детьми сценок.

1. Встреча двух друзей (сценка)

Два мальчика встречаются друг с другом.

- Как дела, чувак? - хлопает друга по плечу первый со всей силой

- Будь здоров, кабан, - отвечает второй, толкая первого.

2. Мальчик вошел в класс, здоровается с учителем (сценка).

Прозвенел звонок, учитель начинает урок. Андрей опоздал. Входит в класс в шапке, варежках. Подходит к учителю. Протягивает руку в варежке: "Здравствуйте, Лилия Николаевна!"

3. Мальчик здоровается с девочкой, (сценка)

Никита, пробегая мимо Наташи, дергает ее за косичку и кричит в ухо: "Здорова, Петрова!"

Сценки обсуждаются: "Что не правильно?", "Как поступить нужно?".

Ребята дают свои оценки обсуждаемым ситуациям.

Вопросы ребятам:

  1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?
  2. Ответ: Если твой товарищ поздоровается с кем-нибудь, следует поздороваться и тебе.

  3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать?
  4. Ответ: Увидев знакомых в автобусе, в читальном зале, на другой стороне улицы, их приветствуют, если они вас заметили. Кричать, конечно, не следует. Слова заменяют жестом, улыбкой, поклоном.

  5. Вы часто встречаете человека по дороге в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться?
  6. Ответ: Приветствовать людей, с которыми часто встречаешься (продавца в булочной, почтальона, жильца из соседнего подъезда, учителя, который преподает в других классах), даже, если ты с ними не знаком, обязательно.

  7. В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Олег увидел своего классного руководителя и, проходя мимо, вежливо сказал: "Здравствуйте, Игорь Семенович". Правильно ли поступил Олег?

Ответ: Олег поступил невежливо. Надо было сказать общее "Здравствуйте!"

III. Рефлексия (по кругу) 5 минут.

Что дало каждому из вас обсуждение правил приветствия?

IV. Заключительное слово классного руководителя (на фоне мелодии "Космическая Баллада" Дидье Маруани).

По - разному отмечают люди самое простое и самое частое событие в своей жизни - встречу с другим человеком. Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена и у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, в коротких словах привета заключено очень большое и важное содержание: "Я тебя вижу, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы и ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе всего самого доброго: здоровья, мира, веселья, счастья". Вот, что означает простое и обыкновенное ЗДРАВСТВУЙТЕ!

Здравствуйте!
(Владимир Солоухов)

Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте!
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто "Здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Используемая литература:

1. Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности: Кн. для подростков. – М.: Просвещение, 1980.

2. Васильева-Гангнус Л. П. Азбука вежливости. – М.: Педагогика, 1989.

3. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах. – М.: Мол. гвардия, 1987.

4. Чиненный А. И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. – М.: Изд-во "АКАЛИС" – ВИЦГУЛ, 1996.

5. Цимболенко Н. А. Азбука быта и поведения. – Челябинск: Юж. – Урал.кн. изд-во, 1988.

6. Журнал "Маруся" различных лет выпуска.

9.02.2006

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306